kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : "Несклоняемые имена существительные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Несклоняемые существительные.

Тип урока:   Урок изучения нового материала

Цели: познакомить с группами несклоняемых существитель­ных; работать над предупреждением грамматических и речевых ошибок.

Планируемые результаты:

предметные: знание групп несклоняемых су­ществительных; умения правильно произносить несклоняемые существительные;

метапредметные:

 регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать тему и цели урока;

познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать;

коммуникативные: высказывать и аргументировать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

личностные: умение отстаивать свою точку зрения.

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь.  Покажите мне, с каким настроением вы приступаете к уроку. Если ваше настроение нейтральное, поднимите белое облако, если пришли с желанием работать на уроке- оранжевое. Я рада, что многие из вас пришли с желанием работать, и готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Открываем тетради, записываем: Восьмое декабря. Классная работа.(слайд 1)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : "Несклоняемые имена существительные"»


Тема: Несклоняемые существительные.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели: познакомить с группами несклоняемых существитель­ных; работать над предупреждением грамматических и речевых ошибок.


Планируемые результаты:

предметные: знание групп несклоняемых су­ществительных; умения правильно произносить несклоняемые существительные;

метапредметные:

регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать тему и цели урока;

познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать;

коммуникативные: высказывать и аргументировать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

личностные: умение отстаивать свою точку зрения.


Ход урока.

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Покажите мне, с каким настроением вы приступаете к уроку. Если ваше настроение нейтральное, поднимите белое облако, если пришли с желанием работать на уроке- оранжевое. Я рада, что многие из вас пришли с желанием работать, и готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Открываем тетради, записываем: Восьмое декабря. Классная работа.(слайд 1)

II. Актуализация знаний..

- Начнем урок с блиц- опроса.

- О какой части речи идет речь: это самостоятельная часть речи, обозначает предмет… Догадались? ….

- Именно имя существительное мы изучали на предыдущих уроках.

Что еще добавите в определение?...

- Послушайте текст. Определите, о какой категории (морфологическом признаке) идет в нем речь?

В книжном шкафу Морфологии были удивительные ящики. В одном из них жили дорогие нам существительные: мама, Родина, страна, семья(2слайд, 1 дверца).

Из другого существительные часто вылетали с шумом: ветер, дождь, ураган, море(2слайд, 2 дверца).

Следующий ящик всегда открывался очень беззвучно, в нем были существительные с Ь знаком на конце: любовь, тишь, дочь, ночь( 2 слайд, 3 дверца).

А были и такие существительные, которые долго не могли найти себе места: они пытались поселиться то в одном, то в другом ящике. Много потратили они времени, большой прошли путь, пока не нашли свое место.(2 слайд, 4дверца).


-О каком морфологическом признаке имени существительного идет речь?

(О склонении) (слайд2, вверх)

- Какие же существительные поселились в первом ящике?(слайд 2) во втором? (слайд 2) в третьем? (слайд 2) в четвертом? (слайд 2)

- А что такое склонение?

(Это изменение по падежам).


-А для чего нужно знать склонение ?

( Чтобы правильно писать слова)

- К доске пойдет .... Запишите в предложном падеже существительные страна, дождь, ночь, время. (О стране, о дожде, о ночи, о времени). Докажите, что знание склонения имени существительного помогло правильно написать слова.


- III.Целеполагание.


– А к какой группе вы отнесете слово кино? Докажите свою точку зрения. Поставьте слово кино в предложный падеж. Что заметили?

-А к какой группе отнесете слово кенгуру? Поставьте слово кенгуру в предложный падеж. Что заметили?

-А слово кофе?

-Какой вывод можете сделать?

- Запишите эти существительные в предложном падеже.

-Что объединяет эти слова?

(Не изменяются. Во всех падежах имеют одну форму).

- Какой морфемой выражаются разные формы слова? (Окончанием)

- Есть ли окончание в словах кофе, кино, кенгуру?

- Какой вывод сделаем, говоря о словах кофе, кино, кенгуру?(слайд2, 5 дверца)

-Как называются эти слова? ……

- Сформулируйте тему урока.(слайд 3)

- Сформулируйте цели урока.


IV.Первичное усвоение новых знаний.


-Давайте убедимся в этом, послушав сказку. Найдите в тексте несклоняемые существительные и отметьте информацию, которая бы характеризовала эти слова.


В Морфологию попали очень странные слова. Они были иноязычного происхождения и не хотели, как русские слова, изменяться по падежам. Они хотели сохранить своё иностранное достоинство.

Много раз упрашивала их королева Грамматика вести себя как русские слова. Ведь живут они теперь в русском языке. Но эти слова были неумолимы.

На следующий день, сговорившись, они убежали на остров, недалеко от страны Безграмотландии.

Подговорили они пиратов Единицу и Двойку привозить к ним учеников. Им нравилось обманывать ребят. Эти существительные залезли к ним в тетради. Ученики не узнавали их и склоняли, изменяли как русские слова.

Один мальчик писал так: «Я пришел в школу без пальта, без кашна, а когда был в зоопарке, видел шимпанзу и разговаривал с какадой».

Эти слова только хихикали.

Тогда королева Грамматика решила прибегнуть к крайней мере. Она создала правила узнавания этих слов. Ребята познакомились с этими правилами и стали правильно употреблять эти существительные.

- Какие несклоняемые существительные отметили?

-Что не так в этих словах? Почему в сказке они названы странными? Какие ключевые слова вы отметили?

(Они иноязычного происхождения, не хотели, как русские слова, изменяться по падежам.)

- Как Грамматика решила поступить с этими словами?

(Она создала правила узнавания этих слов)

- А как узнать эти слова среди множества других слов? Давайте определим правила узнавания несклоняемых существительных. Обратимся к учебнику. Прочитайте текст параграфа 47, отметьте + информацию, которая вам уже известна, !- новое для вас, ?- то, что непонятно, вызывает у вас вопросы.

(работают с параграфом)

- Что же вы уже знали о несклоняемых существительных?

- Что узнали нового?


V.Первичная проверка понимания.


-Заполним таблицу, которая есть у вас на парте. Ваша задача- подобрать 2-3 примера на каждую группу несклоняемых существительных. Можно воспользоваться упр.266, 267(слайд 4).

- Проверим, что у вас получилось.


Несклоняемые существительные


Иноязычного происхождения

Русские и украинские фамилии на -о, -их(-ых)

Сложносокращенные слова звукового, буквенного и смешанного характера

Собственные и нарицательные на -о,-е,-и,-у,-ю,-а

Обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный










- Вернемся к тексту сказки. Мальчик неправильно употребил несклоняемые существительные. Давайте поможем ему исправить ошибки (слайд 5).

-Посмотрите на это предложение в тексте, все слова вам понятны? Если значение слова нам неизвестно, где мы можем посмотреть его?

(В словаре иностранных слов)

- Что такое кашне? ????, найди, пожалуйста, это слово в словаре и прочитай его значение.

- Запишите предложение в тетрадь, устранив ошибки.

(Я пришел в школу без пальто, без кашне, а когда был в зоопарке, видел шимпанзе и разговаривал с какаду.) (Слайд 6).

-Выделите в исправленных словах основу слова. Можно сказать, что в этих словах нулевое окончание? (Нет)

- А падеж определить можно? Что помогает определить падеж этих имен существительных? (вопрос от сказуемого). Определите падеж.(слайд 7)

VI.Первичное закрепление.

1.У вас на партах лежат карточки с заданием. Посмотрите на предложения. Что нужно сделать с существительным пальто?

(Нужно вставить слово пальто в предложение в нужном падеже, определить падеж)

- От какого слова будем задавать вопрос к существительному?

Вставить в предложения на месте пропусков слово ПАЛЬТО в нужном падеже, указать падеж (карточки).

В магазине продаются разные __________ . Мне купили новое зимнее ________ . У ___________ меховой воротник. К _________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в___________. Я доволен своим _________.

- Проверим, как справились с заданием. Поменяйтесь тетрадями с соседом, оцените его работу: выполнено все верно- «5», допущена 1-2 ошибки- «4», 3-4 ошибки –«3». Но сначала обратите внимание на экран, на правильный ответ. Оценку поставьте карандашом.(Слайд 8)

(В магазине продаются разные пальто (Им.п.). Мне купили новое зимнее пальто (В.п.). У пальто (Р.п.) меховой воротник. К пальто (Д.П.) пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в пальто (Пр.п.). Я доволен своим пальто (Тв.п.)

- Что вы заметили, употребляя слово пальто в предложениях? (Оно не изменяется)

- Слово пальто мы отнесем к каким существительным, если оно не изменяется?

(к несклоняемым)

2. Поднимите оранжевое облачко, кто доволен своим результатом работы.

3. Сценка.

-А часто в своей речи мы не замечаем ошибок при употреблении несклоняемых существительных.

- Представьте себе: встретились две подруги… Послушаем их диалог. Какие ошибки вы заметите в речи…

- Вика, привет!

-Привет, Полина!

-Ты в новом пальте?! Куда это ты такая нарядная собралась?

- Мы с Галей собрались в кино, а перед кином решили зайти в кафу поесть мороженого, попить кофею.

- Не буду тебя задерживать. Желаю вам хорошо провести время.

- Спасибо. Пока.

- До встречи.

- Сколько ошибок было допущено в диалоге? (4)

-Какие? ( пальте, кином, в кафу, кофею)

- Исправьте ошибки и запишите эти существительные правильно. Выделите основу слова.

(Пальто, кино, в кафе, кофе)

- Мы с вами познакомились с правилами узнавания несклоняемых существительных, теперь должны научиться правильно употреблять их в речи.

VII.Домашнее задание: уметь рассказывать по таблице о несклоняемых существительных, письменное задание выберите сами:1) составить свой текст с несклоняемыми существительными, темы можно взять любые, например: «В зоопарке», «Путешествие» и т.д.. Можно использовать слова упражнений п.47;2)составить предложения с несклоняемыми существительными; 3) упр.266. Но помните, что у каждого задания своя цена.


VШ.Рефлексия.


- Оцените свою работу по данному началу: выберите любые понравившиеся вам начала предложений и продолжите их:

---- Сегодня я узнал…..

---- Мне было интересно…..

---- Я выполнял задания и запомнил…..

----Теперь я могу…..

---- Мне запомнилось…(слайд 9)


-Покажите мне, с каким настроением вы закончили урок. Может быть, кому-то было тревожно на уроке – поднимите белое облако, а кому-то на уроке было комфортно, интересно – оранжевое облако. Я рада, что вам было на уроке интересно.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Карташова Марина Александровна

Дата: 19.12.2015

Номер свидетельства: 268083

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Урок по русскому языку по теме "Несклоняемые существительные" (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_russkomu_iazyku_po_tiemie_nieskloniaiemyie_sushchiestvitiel_nyie_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "442614"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512569342"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока русского языка на тему ,,Падеж имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-padiezh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "109622"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404828508"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: " Несклоняемые имена существительные""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_v_4_klasse_po_teme_neskloniaemye_imena_sushche"
    ["file_id"] => string(6) "592976"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1638186561"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок русского языка  «Неизменяемые имена существительные»"
    ["seo_title"] => string(62) "urokrusskoghoiazykanieizmieniaiemyieimienasushchiestvitielnyie"
    ["file_id"] => string(6) "262791"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449411106"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока на тему "Знаменитости и спорт""
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt_uroka_na_tiemu_znamienitosti_i_sport"
    ["file_id"] => string(6) "453049"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517130971"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства