коммуникативные: высказывать и аргументировать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;
личностные: умение отстаивать свою точку зрения.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Покажите мне, с каким настроением вы приступаете к уроку. Если ваше настроение нейтральное, поднимите белое облако, если пришли с желанием работать на уроке- оранжевое. Я рада, что многие из вас пришли с желанием работать, и готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Открываем тетради, записываем: Восьмое декабря. Классная работа.(слайд 1)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
коммуникативные: высказывать и аргументировать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;
личностные: умение отстаивать свою точку зрения.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Покажите мне, с каким настроением вы приступаете к уроку. Если ваше настроение нейтральное, поднимите белое облако, если пришли с желанием работать на уроке- оранжевое. Я рада, что многие из вас пришли с желанием работать, и готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Открываем тетради, записываем: Восьмое декабря. Классная работа.(слайд 1)
II. Актуализация знаний..
- Начнем урок с блиц- опроса.
- О какой части речи идет речь: это самостоятельная часть речи, обозначает предмет… Догадались?….
- Именно имя существительное мы изучали на предыдущих уроках.
Что еще добавите в определение?...
- Послушайте текст. Определите, о какой категории (морфологическом признаке) идет в нем речь?
В книжном шкафу Морфологии были удивительные ящики. В одном из них жили дорогие нам существительные: мама, Родина, страна, семья(2слайд, 1 дверца).
Из другого существительные часто вылетали с шумом: ветер, дождь, ураган, море(2слайд, 2 дверца).
Следующий ящик всегда открывался очень беззвучно, в нем были существительные с Ь знаком на конце: любовь, тишь, дочь, ночь( 2 слайд, 3 дверца).
А были и такие существительные, которые долго не могли найти себе места: они пытались поселиться то в одном, то в другом ящике. Много потратили они времени, большой прошли путь, пока не нашли свое место.(2 слайд, 4дверца).
-О каком морфологическом признаке имени существительного идет речь?
(О склонении) (слайд2, вверх)
- Какие же существительные поселились в первом ящике?(слайд 2) во втором? (слайд 2) в третьем? (слайд 2) в четвертом? (слайд 2)
- А что такое склонение?
(Это изменение по падежам).
-А для чего нужно знать склонение ?
( Чтобы правильно писать слова)
- К доске пойдет .... Запишите в предложном падеже существительные страна, дождь, ночь, время. (О стране, о дожде, о ночи, о времени). Докажите, что знание склонения имени существительного помогло правильно написать слова.
- III.Целеполагание.
– А к какой группе вы отнесете слово кино? Докажите свою точку зрения. Поставьте слово кино в предложный падеж. Что заметили?
-А к какой группе отнесете слово кенгуру? Поставьте слово кенгуру в предложный падеж. Что заметили?
-А слово кофе?
-Какой вывод можете сделать?
- Запишите эти существительные в предложном падеже.
-Что объединяет эти слова?
(Не изменяются. Во всех падежах имеют одну форму).
- Какой морфемой выражаются разные формы слова? (Окончанием)
- Есть ли окончание в словах кофе, кино, кенгуру?
- Какой вывод сделаем, говоря о словах кофе, кино, кенгуру?(слайд2, 5 дверца)
-Как называются эти слова? ……
- Сформулируйте тему урока.(слайд 3)
- Сформулируйте цели урока.
IV.Первичное усвоение новых знаний.
-Давайте убедимся в этом, послушав сказку. Найдите в тексте несклоняемые существительные и отметьте информацию, которая бы характеризовала эти слова.
В Морфологию попали очень странные слова. Они были иноязычного происхождения и не хотели, как русские слова, изменяться по падежам. Они хотели сохранить своё иностранное достоинство.
Много раз упрашивала их королева Грамматика вести себя как русские слова. Ведь живут они теперь в русском языке. Но эти слова были неумолимы.
На следующий день, сговорившись, они убежали на остров, недалеко от страны Безграмотландии.
Подговорили они пиратов Единицу и Двойку привозить к ним учеников. Им нравилось обманывать ребят. Эти существительные залезли к ним в тетради. Ученики не узнавали их и склоняли, изменяли как русские слова.
Один мальчик писал так: «Я пришел в школу без пальта, без кашна, а когда был в зоопарке, видел шимпанзу и разговаривал с какадой».
Эти слова только хихикали.
Тогда королева Грамматика решила прибегнуть к крайней мере. Она создала правила узнавания этих слов. Ребята познакомились с этими правилами и стали правильно употреблять эти существительные.
- Какие несклоняемые существительные отметили?
-Что не так в этих словах? Почему в сказке они названы странными? Какие ключевые слова вы отметили?
(Они иноязычного происхождения, не хотели, как русские слова, изменяться по падежам.)
- Как Грамматика решила поступить с этими словами?
(Она создала правила узнавания этих слов)
- А как узнать эти слова среди множества других слов? Давайте определим правила узнавания несклоняемых существительных. Обратимся к учебнику. Прочитайте текст параграфа 47, отметьте + информацию, которая вам уже известна, !- новое для вас, ?- то, что непонятно, вызывает у вас вопросы.
(работают с параграфом)
- Что же вы уже знали о несклоняемых существительных?
- Что узнали нового?
V.Первичная проверка понимания.
-Заполним таблицу, которая есть у вас на парте. Ваша задача- подобрать 2-3 примера на каждую группу несклоняемых существительных. Можно воспользоваться упр.266, 267(слайд 4).
- Проверим, что у вас получилось.
Несклоняемые существительные
Иноязычного происхождения
Русские и украинские фамилии на -о, -их(-ых)
Сложносокращенные слова звукового, буквенного и смешанного характера
Собственные и нарицательные на -о,-е,-и,-у,-ю,-а
Обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный
- Вернемся к тексту сказки. Мальчик неправильно употребил несклоняемые существительные. Давайте поможем ему исправить ошибки (слайд 5).
-Посмотрите на это предложение в тексте, все слова вам понятны? Если значение слова нам неизвестно, где мы можем посмотреть его?
(В словаре иностранных слов)
- Что такое кашне? ????, найди, пожалуйста, это слово в словаре и прочитай его значение.
- Запишите предложение в тетрадь, устранив ошибки.
(Я пришел в школу без пальто, без кашне, а когда был в зоопарке, видел шимпанзе и разговаривал с какаду.) (Слайд 6).
-Выделите в исправленных словах основу слова. Можно сказать, что в этих словах нулевое окончание? (Нет)
- А падеж определить можно? Что помогает определить падеж этих имен существительных? (вопрос от сказуемого). Определите падеж.(слайд 7)
VI.Первичное закрепление.
1.У вас на партах лежат карточки с заданием. Посмотрите на предложения. Что нужно сделать с существительным пальто?
(Нужно вставить слово пальто в предложение в нужном падеже, определить падеж)
- От какого слова будем задавать вопрос к существительному?
Вставить в предложения на месте пропусков слово ПАЛЬТО в нужном падеже, указать падеж (карточки).
В магазине продаются разные __________ . Мне купили новое зимнее ________ . У ___________ меховой воротник. К _________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в___________. Я доволен своим _________.
- Проверим, как справились с заданием. Поменяйтесь тетрадями с соседом, оцените его работу: выполнено все верно- «5», допущена 1-2 ошибки- «4», 3-4 ошибки –«3». Но сначала обратите внимание на экран, на правильный ответ. Оценку поставьте карандашом.(Слайд 8)
(В магазине продаются разные пальто (Им.п.). Мне купили новое зимнее пальто (В.п.). У пальто (Р.п.) меховой воротник. К пальто (Д.П.) пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в пальто (Пр.п.). Я доволен своим пальто (Тв.п.)
- Что вы заметили, употребляя слово пальто в предложениях? (Оно не изменяется)
- Слово пальто мы отнесем к каким существительным, если оно не изменяется?
(к несклоняемым)
2. Поднимите оранжевое облачко, кто доволен своим результатом работы.
3. Сценка.
-А часто в своей речи мы не замечаем ошибок при употреблении несклоняемых существительных.
- Представьте себе: встретились две подруги… Послушаем их диалог. Какие ошибки вы заметите в речи…
- Вика, привет!
-Привет, Полина!
-Ты в новом пальте?! Куда это ты такая нарядная собралась?
- Мы с Галей собрались в кино, а перед кином решили зайти в кафу поесть мороженого, попить кофею.
- Не буду тебя задерживать. Желаю вам хорошо провести время.
- Спасибо. Пока.
- До встречи.
- Сколько ошибок было допущено в диалоге? (4)
-Какие? ( пальте, кином, в кафу, кофею)
- Исправьте ошибки и запишите эти существительные правильно. Выделите основу слова.
(Пальто, кино, в кафе, кофе)
- Мы с вами познакомились с правилами узнавания несклоняемых существительных, теперь должны научиться правильно употреблять их в речи.
VII.Домашнее задание: уметь рассказывать по таблице о несклоняемых существительных, письменное задание выберите сами:1) составить свой текст с несклоняемыми существительными, темы можно взять любые, например: «В зоопарке», «Путешествие» и т.д.. Можно использовать слова упражнений п.47;2)составить предложения с несклоняемыми существительными; 3) упр.266. Но помните, что у каждого задания своя цена.
VШ.Рефлексия.
- Оцените свою работу по данному началу: выберите любые понравившиеся вам начала предложений и продолжите их:
---- Сегодня я узнал…..
---- Мне было интересно…..
---- Я выполнял задания и запомнил…..
----Теперь я могу…..
---- Мне запомнилось…(слайд 9)
-Покажите мне, с каким настроением вы закончили урок. Может быть, кому-то было тревожно на уроке – поднимите белое облако, а кому-то на уроке было комфортно, интересно – оранжевое облако. Я рада, что вам было на уроке интересно.