kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка «Неизменяемые имена существительные»

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                    Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Тема: «Неизменяемые имена существительные».

Цели: 1.  Учащиеся узнают о неизменяемых именах существительных,   научаться  правильно употреблять неизменяемые имена существительных в своей речи;

2. Отработают орфографическую зоркость, речь, логическое мышление; информационные компетентности (умение работать с дополнительной литературой: словарями, справочниками),творческие способности, пополниться словарный запас учащихся

3. Проявят доброе, уважительное  отношение к близким, одноклассникам; научаться бережно относиться к  окружающему миру.

Тип урока : изучение нового материала

Оборудование: компьютер, сигнальные  карточки, флипчарты, тесты, толковый словарь С.И.Ожегова.

                                                                                  Ход урока:

I.Организационный момент.

        1. Приветствие. Психологический настрой.    

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть прохлада в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Я хочу, наш урок начался с ваших улыбок, чтобы принес радость. Надеюсь на вашу активность,внимательность. Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.

2. «Жизнь дана на добрые дела»

Деление на группы.

Что для вас значит жизнь?                                                                            ДОБРОТА

3.Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова АханаЛакейна

«Тот, кто позволяет ускользать своему времени, выпускает из рук своих свою жизнь;  тот, кто держит в руках своё время, держит в руках свою жизнь»

Как вы понимаете эти слова?

4. Правила работы в группе. Распределение обязанностей.

II.Актуализация опорных знаний

1. Запись числа. Минутка чистописания.

ТтТтт та уттртра

труд трудится трудяга трудолюб

 Что вы можете сказать по поводу этой записи? (имеют одинаковый корень-  однокоренные слова. )

Какие слова называются однокоренными? Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу.

-Как вы считаете, разве жизнь   -   это не труд?                                             Труд

2. Проверка домашнего задания (2 человека у доски)

 3.Игра « Найди лишнее»

Что мы знаем об имени существительном?

                                                 Приём «Ромашка Блума»

1)Простой. Что такое имя существительное? Что обозначает?

2)Уточняющий. Какие постоянные признаки имеет имя существительное?

3) Практический.Как  определить склонение существительного -книгой?

4)Интерпретационный. Почему существительное может быть одновременно и подлежащим и второстепенным членом предложения?

5) Творческий. Что было бы если исчезли из русского языка имена существительные?

6)Оценочный.  Чем отличается  Именительный падеж от винительного?

Как, вы, думаете, всё ли мы знаем об имени существительном?

Сегодня мы узнаем новую группу слов этой части речи.

4. Прочитайте словосочетание, найдите лишнее. Докажите.    

Думает о подарке, доволен метро, жил в избушке, вспоминает о друзьях

(все в П.п, а в метро Т.п.)

Спишите,определите падеж.

 ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ:  Ученик читает из словаря значение слова метро)  

Составим устно предложение.

- Можно ли сказать, что жизнь-это счастье?                                                        СЧАСТЬЕ.

Предложения разные, а  слово метро звучит везде одинаково. Почему?

III. Объявление темы урока.

1. Простановка проблемы.

Что значит просклонять?(изменить  слова по падежам)                                            

Что изменяется при склонении? (окончание)

Любое ли существительное можно просклонять?

Просклоняем существительное –МЕТРО

(Работа на листке,в группе)  не изменяется по падежам,не имеет окончание

Как можно назвать такие слова?

Вывод: существительные, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму, называются несклоняемыми или неизменяемыми именами существительными.

2. Сообщение целей урока.

(Дети самостоятельно определяют цели урока.)

Познакомиться с неизменяемыми словами и научиться правильно определять их в речи.

IV. Работа по теме урока.

 1. Работа с правилом. Стр.63

4. Упражнение в нахождении несклоняемых имен существительных

Стр.63 упр. 187.  

 А теперь послушайте стихотворение:                                                                           

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру.

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре…….

У.: А почему вы смеялись? Что-нибудь не так?

( Очень смешное стихотворение, потому что так говорить нельзя.)   

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ (рассказывает ученик)

 Совершенно верно. Слова кенгуру, метро, кино, домино, шимпанзе, какаду никогда не изменяются. Это заимствованные слова из других языков. Они не хотят подчиняться законам русского языка и поэтому называются несклоняемыми. Конечные гласные таких слов не окончания, а гласные корня. Обратите внимание! Некоторые из них похожи на существительные среднего рода, у которых –о и –е – окончания. Такие похожие слова нужно различать.

ХОРОМ ЧИТАЮТ                                                                                                                     

Д.: Чтобы грамотными стать и писать отлично,

Никогда нельзя менять в падежах различных

Ни кино, ни домино, ни бюро, и ни метро.

Ни кафе, и ни шоссе и  конечно, шимпанзе.

У.: Очень хорошее стихотворение – с его помощью можно запомнить много несклоняемых существительных, а ещё больше их в словаре.

                                                       Разминка                                                    

VI. Знакомство со словарными словами (учитель показывает виды словарей) 

 Проблемная ситуация.

Как определить падеж у несклоняемого имени существительного?        

VII. Творческая работа учащихся.

Работают в группе.

- А теперь научимся  использовать существительные в речи  при составлении текста

- В какую группу можно объединить все эти слова? (Животные.)

Оценивание по критериям (Доступность,наглядность,передача )

 Приём «Светофорик»

Как мы должны относиться к животным?(любить, беречь, помогать)

Разве жизнь - это не любовь, забота?                                                                            ЗАБОТА   ЛЮБОВЬ

VIII. Подведение итогов урока.

Добились ли мы поставленной цели?      

                                                                           ТЕСТ

1. Подчеркни  существительное 1 склонения.

 А)Солнце   Б)зима      В)день      Г)ружьё

2. Подчеркни существительное в родительном падеже.

А)Сочинить о зиме       Б)уйти от погони       В)рассказать маме      Г)вижу друга

3. Подчеркни несклоняемое  существительное

 А)Одеяло      Б) окно        В)кофе                Г) село

4. Найди лишнее существительное:

А) пальто        Б) кофе       В)кенгуру              Д)небо

5.  Укажи  падеж неизменяемого имени существительного  - стою  у метро

А)В.п.               Б) Р.п              В)   Т.п         Г) Д.п

Взаимопроверка ответов.

Прием «Горячий стул»

Всегда ли имена существительные при изменении по падежам изменяют свою форму?

Как называются такие имена существительные?

Как определить падеж несклоняемых имён существительных?

В каком словаре можно узнать значение слова?

Лидер сообщает результаты.

Учитель раздает смайлики,благодарит.

IX Рефлексия

Прошло почти 45 минут урока. Задумайтесь о том, что они никогда не вернутся. Будете ли вы жалеть о пройденном времени?

Каждое утро напоминает себе: сегодня начинается новый день моей жизни. А мне бы хотелось, чтобы ваша жизнь соприкасалась только с хорошим, ведь жизнь- это прекрасно!

 Проверка эмоционального настроя. Работа со стикерами.

X Домашнее задание

1. Найти в словаре  и записать 5 неизменяемых имен существительных

2.Составить 5 предложение с несклоняемыми существительными, определить падеж.

3. Составить и записать небольшой рассказ, используя неизменяемые имена существительные.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка «Неизменяемые имена существительные»»

1 класс ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 4.12.15г

Тема урока: Упражнения в равновесии.

Цель урока: Формирование личности учащегося на основе физической деятельности. Формирование жизненно важных навыков в процессе занятий физической культурой.

Задачи урока:

Упражнять в ходьбе и беге с остановкой по сигналу учителя.

Повторить лазанье по гимнастической стенке с переходом на другой пролет.

Упражнять в равновесии — ходьбе по гимна­стической скамейке и прыжках на двух ногах через шнур.

Этапы и структура урока.

1

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2

I часть


Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения.

Ходьба в колонне по одному, на сигнал учителя «Аист» остано­виться и поднять правую ногу, руки в стороны, удерживая равно­весие, бег в колонне по одному, на сигнал «Лягушки» присесть, обхватив руками колени.

Ходьба и бег чередуются.

Ходьба и бег врассыпную.

Перестроение в круг.


3

II часть. 1. Общеразвивающие упражнения


упражнения с большой ве­ревкой:

  1. и. п.: основная стойка лицом к веревке, хват сверху. 1 — поднять веревку вперед; 2 — вверх; 3 — вперед; 4 — исходное положение (6—7 раз);

  2. и. п.: стойка ноги на ширине плеч, веревка в двух руках.
    1 — поднять веревку вперед; 2 — наклон вперед, положить веревку на пол, коснуться пола; 3 — веревку вперед; 4 -— исходное положение (5—6 раз);

  3. и. п.: стоя на коленях боком к веревке, веревка в правой руке, левая на пояс. 1 — руки в стороны; 2 — наклон к веревке, руку вверх; 3 — правая в сторону; 4 — исходное положение. То же левой рукой (по 3 раза);

  4. и. п.: лежа на животе лицом к веревке, руки согнуты. 1—2 —
    прогнуться, руки выпрямить, веревку вверх-вперед; 3—4 — исходное положение (6 раз);

  5. и. п.: стоя боком к веревке, веревка в правой руке, левая на пояс. 1 — левую руку в сторону, ногу на носок; 2 — исходное положение (4 раза). Повернуться другим боком, повторить 4 раза;

  6. и. п.: стоя перед веревкой лицом в круг. 1—3-—прыжки на двух ногах на месте; 4 — перепрыгнуть веревку (5—6 раз).



2. Основные виды движений:


: а) лазанье по гимнастической стенке, переход на другой пролет, ходьба по рейке приставным шагом и спуск вниз;

б) равновесие — ходьба по гимнастической скамейке, руки в стороны, на каждый шаг поочередно поднимать ногу и хлопнуть в ладоши под коленом (2—3 раза);

в) прыжки на двух ногах через шнур справа и слева от него на расстояние 5—6 м (2—3 раза).

Дети выстраиваются в две колонны и потоком друг за другом выполняют сначала лазанье по гимнастической стенке, затем упраж­нение в равновесии (в среднем темпе). Учитель следит, чтобы при переходе на другой пролет гимнастической стенки дети осторожно передвигались приставным шагом, а во время Спуска не пропускали реек. При выполнении упражнения в равновесии не разрешается спрыгивать со скамейки, нужно спокойно сойти. Сойдя со скамейки, дети прыгают на двух ногах через шнур, продвигаясь на расстояние 5—6 м. После этого каждый выполнивший упражнение обходит физкультурный инвентарь с наружной стороны и встает в конец колонны. Все три упражнения повторяются 2—3 раза.





3. Подвижная игра


«Карусель». Играющие образуют круг. Все держатся правой рукой за шнур, концы которого связаны. Дети говорят:

Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели, А потом кругом, кругом,. Все бегом, бегом, бегом.

В соответствии с текстом дети идут по кругу сначала медленно, потом быстрее, затем бегут. Во время бега учитель приговаривает: «По-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли». После того как дети пробегут два круга, учитель говорит: «Поворот», и все поворачиваются в другую сторону, продолжая бежать.

Затем все вместе говорят:

Тише, тише, не спешите! Карусель остановите! Раз-два, раз-два! Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется, на слова «Вот и кончилась игра!» дети опускают шнур на пол и расходятся по залу. На сигнал (три хлопка в ладоши) дети занимают места в карусели. Игра повторяется.


4

III часть


Эстафета с мячом. Играющие выстраиваются в три звена. У каждого стоящего первым в колонне мяч диаметром 20 см. Дети стоят на расстоянии одного шага. По сигналу учителя «Вверх!» все поднимают руки вверх, на сигнал «Начали!» передают мяч двумя руками назад за головой. Как только последний получит мяч, он говорит: «Готово!» Выигрывает колонна, быстрее справив­шаяся с заданием и не уронившая мяч.


5

Итог урока. Выставление оценок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок русского языка «Неизменяемые имена существительные»

Автор: Мозговая Оксана Васильевна

Дата: 06.12.2015

Номер свидетельства: 262791

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока на тему: "Несклоняемые имена существительные" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-na-tiemu-nieskloniaiemyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "101543"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402421422"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Урок русского языка по теме:ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЕЩЕ ОДНУ ЧАСТЬ РЕЧИ.  Используемая технология: урок-исследование. "
    ["seo_title"] => string(124) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-priedstavliaiem-ieshchie-odnu-chast-riechi-ispol-zuiemaia-tiekhnologhiia-urok-issliedovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "101207"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402410477"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока русского языка " Повторение и закрепление знаний по теме "Имя существительное" ""
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-povtorieniie-i-zakrieplieniie-znanii-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "288047"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454580248"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока русского языка по теме"Несклоняемые имена существительные" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nieskloniaiemyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "173764"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424021131"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока по русскому языку "Падежи имен существительных""
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-padiezhi-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "303944"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457625327"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства