Тема: Знаменитости и спорт.
Цели урока:
Образовательная: Дать понятие о склоняемых существительных, учить определять род несклоняемых, сочетать их с прилагательными и правильно употреблять в речи.
Развивающая:Способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса и познавательного интереса.
Воспитательная:Воспитание культуры обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться, способствовать нравственному воспитанию.
Тип урока: усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем.
Метод урока: урок- экскурсия, поиск.
Приемы: аргументировать, рассуждать, находить, выделить, подчеркнуть.
Оборудование: интерактивная доска, таблицы, карточки.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Закройте класса, представьте, что вы знаменитость, поаплодируйте себе.( три хлопка)
Домашнее задание: Выпишите из толкового словаря несклоняемые существительных, объясните их лексическое значение.(5-6).
2.Мотивация учебной деятельности
1.Видеофильм «Знаменитости Казахстана».
Вопросы после просмотра:
- О чем фильм, назовите казахстанских знаменитостей спорта?
- Кто среди них наш земляк? (ИванДычко (род. 11 августа 1990 года, Рудный, — казахстанскийбоксёр- профессионал, выступающий в тяжёлой весовой категории. Бронзовый призёр Олимпийских игр (2012; 2016 ). Трёхкратный призёр чемпионатов мира (2011, 2013, 2015). Чемпион Азии ( 2013). Чемпион Азиатских игр в Инчхоне (2014). Финалист Азиатских игр в Гуанчжоу (2010). Заслуженный мастер спорта Республики Казахстан (2012)
- А вы занимаетесь спортом?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Тема урока. Знаменитости и спорт, цель урока
3. Изучение новой темы:
1.Синтаксическая пятиминутка.
Теперь, как гласят правила, каждая команда должна пробить пенальти, чтобы разрешить судьбу игры. Был забит завершающий победный гол рядового матча, об окончании которого возвестил рефери сигналом судейского свистка. На всех мировых чемпионатах и международных соревнованиях назначаются жюри с целью разрешения всех вопросов, возникающих в ходе соревнований.
Задание: Прочитать текст, назовите иноязычные слова. (пенальти, рефери, жюри)
2. Лигвистический диктант: регби, пенальти, авторалли, самбо, дзюдо, сальто, ушу
(объясняется лексическое значение слов)
3. Тренировочное упражнение ( просклонять слова пенальти, урок)
И.п | кто? что? | урок | пенальти |
Р.п | кого? чего? | ||
Д.п | кому? чему? | ||
В.п | кого? что? | ||
Т.п | кем? чем? | ||
П.п | о ком? о чем? |
- Проверим.
- Что вы можете сказать о существительных урок и пенальти ?
- Да, существительное пенальти не изменяется и не склоняется. Как вы думаете, много таких слов в русском языке? Вывод: Это несклоняемые имена существительные, которые имеют одну и туже форму для всех падежей.
4. Информационный проект « Несклоняемые имена существительные»( защита ученицы)
В русском языке есть небольшая группа существительных, которые не склоняются и не изменяются по числам. К ним относятся:
- нарицательные и собственные существительные иноязычного происхождения с конечными гласными -а, -о,-е,-и,-у,-ю: без пальто, по шоссе, у кенгуру, в меню, возле Баку;
- иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: голос Эдит, стихи поэтессы Алигер, роль Кармен;
- русские и украинские фамилии на –о и –их(-ых): с Макаренко, у Чешко, с Дурнова;
- сложносокращенные слова буквенного характера: в ГАИ, из СМИ, из ЮНЕСКО
5. Физминутка
Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье -
Ты все слова запоминай
И никогда не изменяй!
-О чем это стихотворение?
-В каких строчках раскрывается основная мысль стихотворение?
-Правильно, эти существительные не склоняются, т. е. имеют для всех падежей одну и ту же форму.Что нужно знать,чтобы правильно подобрать окончание?
6.Работа с таблицей ( определение рода несклоняемых существительных)
Мужской род | Женский род | Средний род |
Несклоняемые одушевленные имена существительные, обозначающие лиц мужского пола или животных: какаду, шимпанзе, кенгуру и т.д. | Несклоняемые одушевленные имена существительные, обозначающие лиц женского пола: мадам, леди, фрау и т.д. | Несклоняемые неодушевленные имена существительные: шоссе, алоэ, метро, эскимо ит.д. |
Род несклоняемых существительных-географических названий определяется родом тех имен нарицательных, которыми они могут быть заменены. Например: Алматы – город. Значит. Существительное Алматы мужского рода. Алматы – несклоняемое существительное. Южной столицей РК является прекрасный Алматы.
4.Закрепление новой темы:
1.Распределительный диктант
средний мужской женский
Просторн… фойе, широк… авеню, быстр… такси, остроумн… конферансье, справочн… бюро, забавн… пони, пестр… колибри, шерстян. трико, свеж… кольраби, кратк… резюме.
2. Устная разминка
Существительное Прилагательное
табло
жюри
татами
рефери
сальто
шампунь
тюль
3.Объяснительный диктант
Задание: Раскройте скобки, правильно согласовать несклоняемые существительные с прилагательными.
Зимой, чтобы не простудиться, нужно надевать (теплый) пальто. Мы проснулись, а на кухне нас уже ждет (горячий) кофе. Кто-то играл на пианино, (который стоял) в большой комнате. Исход игры (решил досадный) пенальти.
4.Творческая работа
Задание: Составить текст на данную тему, использовать вводные слова.
1 группа. Дзюдо
2 группа. Самбо
3 группа. Ушу
Подведение итогов:
1.Верные и неверные утверждения
-Несклоняемые имена существительные имеют окончания.
-Несклоняемые имена существительные для всех падежей имеют одну и ту же форму.
-Несклоняемые имена существительные относятся только к среднему роду.
-Несклоняемые имена существительные- слова иноязычного происхождения.
2.Памятка
-Несклоняемые имена существительные – это слова иноязычного происхождения.
-Для всех падежей имеет одну форму.
-Относятся к мужскому, женскому и среднему роду.
3.Стратегия «Светофор»
4. Оценки.