Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: " Несклоняемые имена существительные"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: " Несклоняемые имена существительные"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: " Несклоняемые имена существительные". Конспект составлен по УМК Школа России в соответствии с ФГОС
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: " Несклоняемые имена существительные"»
Предмет: Русский язык
Класс: 4 класс
Тип урока: урок усвоения новых знаний
УМК: Образовательная программа «Школа России»
Тема урока: Несклоняемые имена существительные.
Цель: Создать условия для формирования понятия несклоняемых именах существительных,
через правильно организованную деятельность.
Задачи:
1.Познакомить с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи, с их
с происхождением и значением несклоняемых существительных;
2. Формировать умение исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного;
3.Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;
4.Учить правильному употреблению несклоняемых существительных в речи;
5.Развивать орфографическую зоркость;
6. Воспитывать интерес к языку и культуре учебного труда;
7.Формировать чувство товарищества, взаимопомощи, взаимоконтроля и самоконтроля.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Личностные УУД:
- Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала; формировать способность к самооценке , оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять план своего действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
-Сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания.
Предметные:
- Уметь использовать в речи речевые единицы,
- Уметь сравнивать разные формы имен существительных;
Тип урока: урок открытия новых знаний
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
I.Организационный момент
- Я желаю всем хорошего настроения на протяжении всего урока, чтобы этот урок стал для вас не только интересным, но и полезным и оправдал все ваши ожидания!
- Итак, начинаем наш урок русского языка. Откройте тетради, пропишите соединение заглавной буквы с маленькой Сс, запишите дату, классная работа.
Познавательные УУД
1.Развиваем умения извлекать информацию
2. Формировать умение исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5.Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника и словаря.
7. Находить ответы на вопросы в в дополнительной информации.
8. Развивать орфографическую зоркость
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом ученым материалом.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3.Прогнозировать предстоящую работу .
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Оформлять свои мысли в устной форме.
4.Умение работать в паре и группе.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё суждение и мнение.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
4. Положительное отношение к изучению русского языка, умение анализировать и осмысливать свои достижения.
Метапредметный
результат: учиться ставить цель и задачи урока, проводить самоконтроль и самооценку.
Предметный результат:
Знать: несклоняемые имена существительные
Уметь: находить несклоняемые имена существительные, правильно употреблять несклоняемые имена существительные в речи.
II.Актуализация знаний
1. Минутка чистописания
- Скажите, о каком синониме слову дорога идет речь в стихотворении
Асфальтовое, новое, Через леса сосновые, Через луга медовые, Через поля пшеничные, Полянки земляничные, Во всей своей красе, Дождём умыто, росами, Укатано колёсами, Раскинулось ( шоссе)!
-Запишите это слово. укажите сколько слогов, букв и звуков и поставьте ударение
- Правильно, синоним к слову дорога – шоссе
- О какой особенности написания этого слова нужно знать и помнить? (сс)
сс
шоссе
Составить устно с данным словом предложения.
-Какой частью речи является это слово?
III.Актуализация знаний.
(Продолжение. Составление ромашки)
-Давайте еще раз вспомним, что такое имя существительное и как оно изменяется.
имя существительное
- отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
- обозначает предмет;
- изменяется по родам
по числам
по падежам
- бывает собственным и нарицательным
- бывает одушевленным и неодушевленным
- в предложении является подлежащим, дополнением, обстоятельством (реже сказуемым).
(далее намеренно выделяю лепесток ПАДЕЖ)
- А умеете ли вы склонять существительные по падежам? Сейчас мы это проверим.
(делятся на группы )
V. Формулирование проблемы
Проблемное задание
Прием «Лови ошибку».
- Каждая группа получит задание. В этом задании даны словосочетания, в которые входят существительные. У них уже определен падеж. Попробуйте найти ошибки.
А.
1) Работать на фабрике (П.п.)
2) По широкой улице (Д.п.)
3) Выйти без пальта (Р.п.)
4) Гордиться учеником (В.п.)
Б.
1) Смотрю в окно (И.п.)
2) Фотографироваться с кенгурой (Т.п.)
3) Мечтаю о собаке (П.п.)
4) Склоняется по падежам (Д.п.)
В.
1) Сидеть на троне (П.п.)
2)Посыпались с неба (В.п.)
3) Укрыть одеялом (Т.п.)
4)Ехать в метре (П.п.)
(выступления групп, возможна дискуссия по поводу ошибок)
- К какому выводу мы пришли? Ошибки разные или однотипные?
(есть ошибки в определении падежа и неправильно употреблена форма слова во всех группах, слова в неправильной форме – на доске/слайде).
-Никаких вопросов у вас не возникает?
VI. Открытие новых знаний
VI.Физминутка
-Вы наверно уже обратили внимание на слова пальто, кенгуру, метро.
-Изменяются ли они по падежам?
-Чтобы ответить на данный вопрос, что должны сделать? (просклонять)
-Проверим так ли это?
-Что у вас получилось? Что вы заметили?
- Как могут называться такие существительные? (Предположения детей.)
- Какая тема урока? (Несклоняемые имена существительные.)
- Знакома ли вам такая группа слов?
- Раз они не склоняются, как их тогда можно назвать: НЕСКЛОНЯЕМЫЕ.
-Вспомним проблемный вопрос? Ответили мы на него?
-Какую цель поставим на уроке? (познакомиться, уметь правильно употреблять в речи).
Используя свой жизненный опыт, немного отдохнем.
Если слово склоняется, вы приседаете, а если нет - поднимаете руки вверх.
ОКНО, МЕТРО, ПОЛЕ, МОЛОКО, ШОССЕ, СЕНО, ЛОТО, КИНО, ОБЛАКО.
VII.Уточнение темы урока
-Мы узнали, что в русском языке есть несклоняемые имена существительные.
Теперь мы должны научиться отличать несклоняемые имена существительные от склоняемых. А еще важно правильно употреблять несклоняемые имена существительные в устной речи.
-Откройте учебник и прочитайте вывод на с. 88.
VIII. Развитие умений.
Работа с учебником
Упр. 151 (с. 88).(устно)
— Прочитайте стихотворение.
— Чем различаются глаголы одел и надел! Когда употребляют каждый из них?
— Какое слово в стихотворении изменяется по падежам? (Пальто.)
— Что происходит с окончанием в этом слове? (Оно не изменяется.)
— Как называются такие слова в русском языке? (Несклоняемые существительные.)
— Определите падеж слова пальто в каждом случае. Как вы это будете делать? (Найдём слово, с которым связано это имя существительное, поставим вопрос.
— Как определить падеж несклоняемых существительных?
— Приведите примеры несклоняемых существительных.
— О чём нужно помнить, чтобы избежать ошибок в их употреблении?
IX.Из истории слов
- Как вы думаете, почему одни существительные по падежам изменяются, другие нет?
- Как появились эти слова, вам интересно узнать? Узнайте из текста.
Несклоняемые имена существительные - слова иноязычного происхождения. Слов, пришедших к нам из других языков, немало: около 10% от всех слов русского языка. Их заимствовали из других иностранных языков. Ко многим из них мы привыкли и не задумываемся о том, что они иноязычные: библиотека, флот, шарф, антилопа и другие. Все эти слова изменяются по падежам. Несклоняемыми являются не все иноязычные слова, а только небольшая их часть. Чаще всего эти существительные имеют на конце гласную. Среди них есть имена нарицательные и собственные, например: бюро, депо, какао, метро, радио, кафе, жюри, колибри, какаду, кенгуру, шимпанзе, кофе,; Токио, Чикаго, Баку, Тбилиси; Гете, Дюма, Гюго.
-Что вы узнали, прочитав этот текст?
(Несклоняемые им. сущ. – это иноязычные слова, чаще всего они ср р.)
X.Закрепление.
-Давайте проверим, насколько вы были сегодня внимательны. Выполните тест и проверьте свои знания (учащиеся на полях столбиком записывают правильные варианты ответов).
1. Найдите правильный ответ:
А) Несклоняемые имена существительные имеют окончания.
Б) Несклоняемые имена существительные относятся к среднему роду и не изменяются по падежам.
В) Несклоняемые имена существительные имеют род и не изменяются по падежам.
2. Какое из данных существительных не изменяется по падежам?
А) земля
Б) кафе
В) зеркало
3. Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным?
А) кенгуру
Б) кашпо
В) метафора
4. Какое словосочетание стоит в родительном падеже. А)сочинить про метро
Б)вернулись из кино
В)играл на пианино.
5. Выделите словосочетание, в котором несклоняемое существительное употреблено правильно: А) появилось на табле Б) еду в метре В) об умном шимпанзе
Проверка по ключу (учащиеся отмечают правильные ответы).
-Кто получил отметку «5»? «4»? «3»?
XI. Прослушивание отрывка из передачи «Радионяни»
-Послушайте песенку о несклоняемых именах существительных.
- Что нового для себя вы сегодня открыли?(Несклоняемые имена существительные.)
Возвращение к ромашке.
-Что мы будем учиться делать дальше? (изменять существительные по падежам)
XIII. Рефлексия. Самооценка.
Ф.И.
№
Я знаю, умею
Оценка (+ или -)
1
Знаю, что такое несклоняемые имена существительные
2
Найду в предложенном тексте несклоняемые имена существительные
3
Смогу правильно употребить в речи несклоняемые имена существительные.
4
Определю падеж несклоняемого имени существительного.
-Заполните таблицу и оцените свою работу на уроке.
XV. Домашнее задание
4 – 5: Сделай карточку «Диктант для друга»: составить и записать шесть словосочетаний с существительными в разных падежах. На обратной стороне карточки написать ответы — указать падеж существительных.