kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: " Несклоняемые имена существительные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: " Несклоняемые имена существительные". Конспект составлен по УМК Школа России в соответствии с ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: " Несклоняемые имена существительные"»

Предмет: Русский язык

Класс: 4 класс

Тип урока: урок усвоения новых знаний

УМК: Образовательная программа «Школа России»

Тема урока: Несклоняемые имена существительные.

Цель: Создать условия для формирования понятия несклоняемых именах существительных,

через правильно организованную деятельность.

Задачи:

1.Познакомить   с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи, с их

с происхождением и значением несклоняемых существительных;

2. Формировать умение исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного;

3.Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

4.Учить правильному употреблению  несклоняемых существительных в речи;

5.Развивать орфографическую зоркость;  

6. Воспитывать интерес к языку и культуре учебного труда;

7.Формировать чувство товарищества, взаимопомощи, взаимоконтроля и самоконтроля.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Личностные УУД:

- Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;
формировать способность к самооценке , оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения

Регулятивные УУД

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять  план своего действия в соответствии с поставленной задачей.





Коммуникативные УУД

-Сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

- Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания.

Предметные:

- Уметь использовать в речи  речевые единицы,

- Уметь сравнивать разные  формы имен существительных;

Тип урока: урок открытия новых знаний



















Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД


I.Организационный момент

- Я желаю всем хорошего настроения на протяжении всего урока, чтобы этот урок стал для вас не только интересным, но и полезным и оправдал все ваши ожидания!

-  Итак, начинаем наш  урок русского языка. Откройте тетради, пропишите соединение заглавной буквы с маленькой Сс, запишите дату, классная работа.



Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию

2. Формировать умение исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника и словаря.

7. Находить ответы на вопросы в в дополнительной информации.

8. Развивать орфографическую зоркость

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом ученым материалом.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу .


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и группе.












Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё суждение и мнение.

2. Развивать умение оценивать определённую учебную ситуацию.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4. Положительное отношение к изучению русского языка, умение анализировать и осмысливать свои достижения.




Метапредметный

результат: учиться ставить цель и задачи урока, проводить самоконтроль и самооценку.

Предметный результат:

Знать: несклоняемые имена существительные

Уметь: находить несклоняемые имена существительные, правильно употреблять несклоняемые имена существительные в речи.











II.Актуализация знаний


1. Минутка чистописания

- Скажите, о каком синониме слову дорога идет речь в стихотворении

Асфальтовое, новое,
Через леса сосновые, 
Через луга медовые, 
Через поля пшеничные,
Полянки земляничные,
Во всей своей красе,
Дождём умыто, росами,
Укатано колёсами,
Раскинулось ( шоссе)!

-Запишите это слово. укажите сколько слогов, букв и звуков и поставьте ударение

- Правильно, синоним к слову дорога – шоссе

- О какой особенности написания этого слова нужно знать и помнить? (сс)

сс

шоссе

Составить устно с данным словом предложения.

-Какой частью речи является это слово?


III.Актуализация знаний.

(Продолжение. Составление ромашки)















-Давайте еще раз вспомним, что такое имя существительное и как оно изменяется.

имя существительное

- отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

- обозначает предмет;

- изменяется по родам

по числам

по падежам

- бывает собственным и нарицательным

- бывает одушевленным и неодушевленным

- в предложении является подлежащим, дополнением, обстоятельством (реже сказуемым).

(далее намеренно выделяю лепесток ПАДЕЖ)

- А умеете ли вы склонять существительные по падежам? Сейчас мы это проверим.

(делятся на группы )

V. Формулирование проблемы


Проблемное задание

Прием «Лови ошибку».

- Каждая группа получит задание. В этом задании даны словосочетания, в которые входят существительные. У них уже определен падеж. Попробуйте найти ошибки.

А.

1) Работать на фабрике (П.п.)

2) По широкой улице (Д.п.)

3) Выйти без пальта (Р.п.)

4) Гордиться учеником (В.п.)

Б.

1) Смотрю в окно (И.п.)

2) Фотографироваться с кенгурой (Т.п.)

3) Мечтаю о собаке (П.п.)

4) Склоняется по падежам (Д.п.)

В.

1) Сидеть на троне (П.п.)

2)Посыпались с неба (В.п.)

3) Укрыть одеялом (Т.п.)

4)Ехать в метре (П.п.)

(выступления групп, возможна дискуссия по поводу ошибок)

- К какому выводу мы пришли? Ошибки разные или однотипные?

(есть ошибки в определении падежа и неправильно употреблена форма слова во всех группах, слова в неправильной форме – на доске/слайде).

-Никаких вопросов у вас не возникает?

VI. Открытие новых знаний











VI.Физминутка






-Вы наверно уже обратили внимание на слова пальто, кенгуру, метро.

-Изменяются ли они по падежам?

-Чтобы ответить на данный вопрос, что должны сделать? (просклонять)

-Проверим так ли это?

-Что у вас получилось? Что вы заметили?

- Как могут называться такие существительные? (Предположения детей.)

- Какая тема урока? (Несклоняемые имена существительные.)

- Знакома ли вам такая группа слов?

- Раз они не склоняются, как их тогда можно назвать: НЕСКЛОНЯЕМЫЕ.

-Вспомним проблемный вопрос? Ответили мы на него?

-Какую цель поставим на уроке? (познакомиться, уметь правильно употреблять в речи).


Используя свой жизненный опыт, немного отдохнем.

Если слово склоняется, вы приседаете, а если нет - поднимаете руки вверх.

ОКНО, МЕТРО, ПОЛЕ, МОЛОКО, ШОССЕ, СЕНО, ЛОТО, КИНО, ОБЛАКО.


VII.Уточнение темы урока

-Мы узнали, что в русском языке есть несклоняемые имена существительные.

Теперь мы должны научиться отличать несклоняемые имена существительные от склоняемых. А еще важно правильно употреблять несклоняемые имена существительные в устной речи.

-Откройте учебник и прочитайте вывод на с. 88.

VIII. Развитие умений.

Работа с учебником

Упр. 151 (с. 88).(устно)

— Прочитайте стихотворение.

— Чем различаются глаголы одел и надел! Когда употребляют каждый из них?

— Какое слово в стихотворении изменяется по падежам? (Пальто.)

— Что происходит с окончанием в этом слове? (Оно не изме­няется.)

— Как называются такие слова в русском языке? (Несклоняе­мые существительные.)

— Определите падеж слова пальто в каждом случае. Как вы это будете делать? (Найдём слово, с которым связано это имя существительное, поставим вопрос.

— Как определить падеж несклоняемых существительных?

— Приведите примеры несклоняемых существительных.

— О чём нужно помнить, чтобы избежать ошибок в их упо­треблении?


IX.Из истории слов

- Как вы думаете, почему одни существительные по падежам изменяются, другие нет?

- Как появились эти слова, вам интересно узнать? Узнайте из текста.

Несклоняемые имена существительные - слова иноязычного происхождения. Слов, пришедших к нам из других языков, немало: около 10% от всех слов русского языка. Их заимствовали из других иностранных языков. Ко многим из них мы привыкли и не задумываемся о том, что они иноязычные: библиотека, флот, шарф, антилопа и другие. Все эти слова изменяются по падежам. Несклоняемыми являются не все иноязычные слова, а только небольшая их часть. Чаще всего эти существительные имеют на конце гласную. Среди них есть имена нарицательные и собственные, например: бюро, депо, какао, метро, радио, кафе, жюри, колибри, какаду, кенгуру, шимпанзе, кофе,; Токио, Чикаго, Баку, Тбилиси; Гете, Дюма, Гюго.

-Что вы узнали, прочитав этот текст?

(Несклоняемые им. сущ. – это иноязычные слова, чаще всего они ср р.)

X.Закрепление.


-Давайте проверим, насколько вы были сегодня внимательны. Выполните тест и проверьте свои знания (учащиеся на полях столбиком записывают правильные варианты ответов).


1. Найдите правильный ответ:

А) Несклоняемые имена существительные имеют окончания.

Б) Несклоняемые имена существительные относятся к среднему роду и не изменяются по падежам.

В) Несклоняемые имена существительные имеют род и не изменяются по падежам.

2. Какое из данных существительных не изменяется по падежам?

А) земля  

Б) кафе

В) зеркало

3. Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным?

А)  кенгуру

Б) кашпо

В) метафора

4. Какое словосочетание стоит в родительном падеже. 
А)сочинить про метро

Б)вернулись из кино

В)играл на пианино.

5. Выделите словосочетание, в котором несклоняемое существительное употреблено правильно:
 А) появилось на табле   
Б) еду в метре
В) об умном шимпанзе


Проверка по ключу (учащиеся отмечают правильные ответы).

-Кто получил отметку «5»? «4»? «3»?



XI. Прослушивание отрывка из передачи «Радионяни»

-Послушайте песенку о несклоняемых именах существительных.

- Какие несклоняемые существительные запомнили?(называют)


XII. Итог урока


- Что нового для себя вы сегодня открыли?(Несклоняемые имена существительные.)

Возвращение к ромашке.

-Что мы будем учиться делать дальше? (изменять существительные по падежам)

XIII. Рефлексия. Самооценка.

Ф.И.

Я знаю, умею

Оценка (+ или -)

1

Знаю, что такое несклоняемые имена существительные


2

Найду в предложенном тексте несклоняемые имена существительные


3

Смогу правильно употребить в речи несклоняемые имена существительные.


4

Определю падеж несклоняемого имени существительного.


-Заполните таблицу и оцените свою работу на уроке.


XV. Домашнее задание

4 – 5: Сделай карточку «Диктант для друга»: составить и записать шесть словосочетаний с существительными в разных падежах. На обратной стороне кар­точки написать ответы — указать падеж существительных.

3: с. 88, упр 152, правило




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жуковская Татьяна Николаевна

Дата: 29.11.2021

Номер свидетельства: 592976

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Урок по русскому языку по теме "Несклоняемые существительные" (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_russkomu_iazyku_po_tiemie_nieskloniaiemyie_sushchiestvitiel_nyie_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "442614"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512569342"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока русского языка на тему ,,Падеж имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-padiezh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "109622"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404828508"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок русского языка  «Неизменяемые имена существительные»"
    ["seo_title"] => string(62) "urokrusskoghoiazykanieizmieniaiemyieimienasushchiestvitielnyie"
    ["file_id"] => string(6) "262791"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449411106"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока на тему "Знаменитости и спорт""
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt_uroka_na_tiemu_znamienitosti_i_sport"
    ["file_id"] => string(6) "453049"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517130971"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русского языка "Несклоняемые имена существительные" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-nieskloniaiemyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "193401"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427635144"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства