МБОУ Жуковская средняя школа № 5
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ТЕМА: «НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА. СУФФИКС -ТЬ (-ТИ, -ЧЬ)»
УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
КЛАСС: 3
УЧИТЕЛЬ: ШЛЯХОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
2015 – 2016 уч.год
Тема: «Начальная форма глагола. Суффикс -ть (-ти, -чь)»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить учащихся с неопределенной формой глагола, с
суффиксами начальной формы глагола -ть (-ти, -чь).
Задачи.
Научить выделять глаголы неопределённой формы в тексте.
Формировать умения обнаруживать все известные орфограммы; развивать внимание, речь, умение работать с учебником и словарём.
Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, положительное отношение к знаниям.
Оборудование: доска, учебник, словарь, тетрадь, карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
2. Орфографическая разминка.
Б.льшой ло│с’│ вышел на опу│ш│ку.
- Запишите предложение в тетрадь, вставляя нужные буквы. Назовите орфограммы.
-Найдите глагол. (Вышел) В какой форме он стоит? (В форме 3-го лица, ед. числа, м. р.)
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной формой глагола.
3. Изучение нового материала.
1) Актуализация новых знаний
На доске слова: идёт смотрит
постоять нарисовать
увидит прыгать
лежать спишет
- Разделите данные глаголы на группы.
Проверка (у доски ученик делит слова на группы)
идёт постоять
смотрит нарисовать
увидит прыгать
спишет лежать
- В какой форме стоят глаголы в первом столбике? А во втором?
2) Сообщение темы и цели урока
- Что общего у глаголов начальной формы? (ответы детей)
- Правильно. Давайте выделим суффиксы.
- Сформулируйте правило. Вам помогут вопросы в учебнике (с. 153).
(Дети формулируют правило о начальной форме глагола)
3) Работа по учебнику
● Упражнение 174 (а) – запись с комментированием. Выделить суффиксы начальной формы глагола.
пила - пилить, напилить
мыло – мылить, намылить
завтрак – завтракать, позавтракать
коса – косить, покосить
Физминутка
Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх,
Отдохнёт спина у всех.
● Упражнение 175 – знакомство с ещё двумя суффиксами начальной формы глаголов -ти, -чь.
Выборочное списывание. Выделить суффиксы.
4. Закрепление
1) Работа в группах
- Где глаголы записаны только в начальной форме? (В словарях)
- Как найти глаголы в обратном словаре? (на -ть, -ти, -чь)
Выполнение заданий в группах (задания раздаются в конвертах).
Проверка.
2) Самостоятельное выполнение тестов
Тест
1. Отметь значком (+) глаголы в начальной форме
читать | |
стеречь | |
ночь | |
нести | |
дочь | |
поиграл | |
помогать | |
сделают | |
2.Обведи букву с правильным ответом.
Глаголы в начальной форме отвечают на вопрос:
а) что делать?, б) что делает?, в) что делают?,
г) что сделать?, д) что сделал?
3. Какие суффиксы являются показателями начальной формы глагола:
__________________________.
4. Найти в тексте и подчеркнуть глаголы в начальной форме.
Трудно увидеть в лесу дикое животное. Зверя можно узнать по следам. Лучше всего читать следы зверей на свежем снегу.
Следы зайца трудно спутать со следами других зверей.
5. Домашнее задание: упражнение 174(б), составить два предложения с глаголами в начальной форме.
6. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме?
- Какие суффиксы являются показателями начальной формы глагола?
7. Рефлексия. (Дети отмечают номера упражнений в тетрадях цветными карандашами)
На уроке я работал …
Интересным было …
Трудным было …