kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Сложные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая цель: создать условия для выведения понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Сложные слова"»

Разработка урока русского языка для 3-го класса по теме "Сложные слова" (с использованием интерактивной доски)



Дидактическая цель: создать условия для выведения понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний.

Задачи урока:

  • логически вывести алгоритм определения сложных слов, дать понятие «сложные слова» на основе знаний детей;

  • развивать умение определять сложные слова среди других слов; развивать мыслительные операции и творческие способности обучающихся;

  • .воспитывать чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к природе.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: учебник «Русский язык 3 кл.», рабочая тетрадь, презентация для интерактивной доски, интерактивная дока Board, индивидуальные карточки для учащихся, цветные карточки «самооценки».

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Самоопределение к деятельности(1-2 мин.)

На доске «рассыпано» слово осень.
– Из предложенных слов соберите слово, оно обозначает время года. (Слайд 1).
– Про осень существует немало пословиц и поговорок. Вот одна из них: «Осень красна плодами, а человек делами». (Слайд 2).
– Почему так говорят?
– Можно сказать, что дела человека – это его плоды?
– А у нас с вами есть поды в изучении русского языка? Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке?

– Кто готов пополнить корзину знаний в изучении языка? Чем же мы будем заниматься на уроке?

Один ученик на интерактивной доске собирает слов осень.

Варианты ответов детей.
Варианты ответов детей.
– Повторяли правописание безударных гласных в корне слова; определяли части слова; подбирали однокоренные слова; разбирали слова по составу и т. д. (Слайд 3)

– Продолжим изучение рус. языка и узнаем что-то новое.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5-6 мин.)

– Прочтите предложение: «(В) лиственных л..сах (на) д..рев..ях  лист..я ст..новятся ж..лтыми, багряными, к..ричневыми.»(. Слайд 4).
– Что обозначает слово багряный?
– Это разновидность красного цвета. Он есть на рисунке. (. Слайд 4).
– Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, определите орфограммы.
– Есть ли в этом предложении однокоренные слова?
– Почему эти слова являются однокоренными?
– Что такое корень?
– Какие ещё части слова вы знаете?
Детям предлагается выполнить работу на карточках.. Слайд 6).
– Соедините части слова с их графической схемой.

– Какой графической схемы не хватает? Как она обозначается?
– Что нужно знать, чтобы разобрать слово по составу?
По слайду дети повторяют порядок разбора слова по составу (рисуют на интерактивной доске схемы частей слова).
– Ну а теперь, мы можем разобрать слова в лиственных и листья  по составу. (Можно дать эту работу по вариантам с проверкой у доски) (. Слайд 5)
– Отгадав  загадку, вы узнаете ещё одно однокоренное слово к данным.
Падают с ветки золотые монетки.
– Запишите это слово и разберите его по составу.
Учитель записывает на доске все  варианты  разбора  слова детьми.( Слайд 8).

 

 

Варианты ответов детей.

Дети выходят к интерактивной доске, выполняют поставленное задание.

– Да, в лиственных и листья. (Слайд 5)
– У них одинаковый корень и они близки по значению.
– Это значимая часть слова.
Варианты ответов детей.

Самостоятельная работа по карточкам.

– Корня
– Нужно знать порядок разбора слова по составу. (Слайд 7)

Дети разбирают слова и проверяют  с  доской.

– Это листопад.

III. Построение проекта выхода из затруднения(10-11 мин.)

– Ребята, почему слово одно, а вариантов разбора несколько? В чем особенность данного слова?
– Это слово состоит из двух слов лист ипадает.
– А если это слово состоит из двух слов, то, сколько цепочек однокоренных слов получится?
– Давайте проверим. (Слайд 9)
Детям предлагаются слова: лист, падают, упадёт, лиственный, листочек, падение.
– Разбейте их на два столбика.
– Что вы можете сказать о словах каждого столбика?
– Какую часть слова мы можем выделить в однокоренных словах?
– Какой же корень у слов первого столбика? Второго?
– Что вы заметили?
– А знаете ли вы ещё слова, в которых есть два корня?
– Как вы думаете, как называются такие слова в русском языке?
– В русском языке они называются сложными.А почему?

Варианты ответов детей.
– Две.

I – лист, лиственный, листочек.
II – падают, падёт, падение.

– Они однокоренные.
– Корень. 
-лист-,- пад-
– В слове листопад два корня.

Варианты ответов детей.

Варианты ответов детей.

Варианты ответов детей.

IV. Постановка учебной задачи(2-3 мин.)

Чтение правила в учебнике на стр.87.
– Как вы думаете, какова тема нашего урока?
– В чём возникло затруднение?

– Так какую же цель мы перед собой поставим?

– Сложные слова. (Слайд 10.)
– В разборе сложного слова по составу.

– Научиться определять сложные слова и разбирать их по составу.

V. Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин.)

– Давайте разберём слово листопад по составу. Был ли у кого-то правильный ответ?
– Сможем ли мы сейчас выполнить проверочную работу по данной теме? Почему?
Работа по учебнику. Упражнение 122, стр.87-88. Выполняется на доске.

 

– Нет, т. к. у нас не было ещё отработки данного материала.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой(4-5 мин.)

Упражнения 123, 124 выполняется в парах с взаимопроверкой.
Выведения алгоритма нахождения сложных слов. (Слайд 11)
На доске даны схемы разбора слов. (Слайд 12)
– Найдите графическую схему сложного слова.

 

VII. Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин.)

– Вам даны слова: наводнение, водоворот, водяной, водопад, водопровод, приводниться, водянка,  водокачка,  водовоз.
– Выпишите только сложные слова. 
– Какое время года помогло познакомиться с новой темой?
– К теме осени обращались известные поэты, композиторы, живописцы. Перед вами картина Левитана «Золотая осень». Попробуйте составить  небольшой рассказ или предложение по этой картине, используя сложные слова. (. Слайд 13)
– А чтобы ощутить настроение, которое хотел показать Левитан, давайте определим по музыкальным отрывкам, которой из них соответствует теме осени. (Три музыкальных отрывка).

 

 

Зачитываются ответы детей.

– Осень.

 

Зачитывается несколько работ.

VIII. Рефлексия деятельности (2-3 мин.)

– Какова была цель рока?
– Достигли ли мы её?
– Били ли у нас  затруднения?
– Смогли ли мы их преодолеть?
– Кого можем отметить в классе?
Самооценку можно провести  с помощью цветных карточек. (Зеленая –понял всё и могу применить; жёлтая – понял всё, но ещё не могу применить; красная – ещё не совсем понял).
– Все ли подняли зелёные карточки?
– Чем же мы будем заниматься на следующем уроке?

 

 

 

 

Нет.
– Продолжим знакомство со сложными словами.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Сложные слова"

Автор: Карева Ирина Валентиновна

Дата: 07.06.2016

Номер свидетельства: 333246

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "конспект урока русского языка "Сложные слова" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "110730"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406530304"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка в 8 классе коррекционной школы 8 вида сложные слова "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-korriektsionnoi-shkoly-8-vida-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "241212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445192394"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Интонация БСП» (9 класс)            Технология встречных усилий"
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekturokarusskoghoiazykavusloviiakhriealizatsiifgosintonatsiiabsp9klasstiekhnologhiiavstriechnykhusilii"
    ["file_id"] => string(6) "304983"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457857954"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока русского языка в 6 классе "Категория состояния" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-katieghoriia-sostoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "220305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434574812"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства