Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Самоопределение к деятельности(1-2 мин.) | На доске «рассыпано» слово осень. – Из предложенных слов соберите слово, оно обозначает время года. (Слайд 1). – Про осень существует немало пословиц и поговорок. Вот одна из них: «Осень красна плодами, а человек делами». (Слайд 2). – Почему так говорят? – Можно сказать, что дела человека – это его плоды? – А у нас с вами есть поды в изучении русского языка? Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке? – Кто готов пополнить корзину знаний в изучении языка? Чем же мы будем заниматься на уроке? | Один ученик на интерактивной доске собирает слов осень. Варианты ответов детей. Варианты ответов детей. – Повторяли правописание безударных гласных в корне слова; определяли части слова; подбирали однокоренные слова; разбирали слова по составу и т. д. (Слайд 3) – Продолжим изучение рус. языка и узнаем что-то новое. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5-6 мин.) | – Прочтите предложение: «(В) лиственных л..сах (на) д..рев..ях лист..я ст..новятся ж..лтыми, багряными, к..ричневыми.»(. Слайд 4). – Что обозначает слово багряный? – Это разновидность красного цвета. Он есть на рисунке. (. Слайд 4). – Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, определите орфограммы. – Есть ли в этом предложении однокоренные слова? – Почему эти слова являются однокоренными? – Что такое корень? – Какие ещё части слова вы знаете? Детям предлагается выполнить работу на карточках.. Слайд 6). – Соедините части слова с их графической схемой. – Какой графической схемы не хватает? Как она обозначается? – Что нужно знать, чтобы разобрать слово по составу? По слайду дети повторяют порядок разбора слова по составу (рисуют на интерактивной доске схемы частей слова). – Ну а теперь, мы можем разобрать слова в лиственных и листья по составу. (Можно дать эту работу по вариантам с проверкой у доски) (. Слайд 5) – Отгадав загадку, вы узнаете ещё одно однокоренное слово к данным. Падают с ветки золотые монетки. – Запишите это слово и разберите его по составу. Учитель записывает на доске все варианты разбора слова детьми.( Слайд 8). | Варианты ответов детей. Дети выходят к интерактивной доске, выполняют поставленное задание. – Да, в лиственных и листья. (Слайд 5) – У них одинаковый корень и они близки по значению. – Это значимая часть слова. Варианты ответов детей. Самостоятельная работа по карточкам. – Корня – Нужно знать порядок разбора слова по составу. (Слайд 7) Дети разбирают слова и проверяют с доской. – Это листопад. |
III. Построение проекта выхода из затруднения(10-11 мин.) | – Ребята, почему слово одно, а вариантов разбора несколько? В чем особенность данного слова? – Это слово состоит из двух слов лист ипадает. – А если это слово состоит из двух слов, то, сколько цепочек однокоренных слов получится? – Давайте проверим. (Слайд 9) Детям предлагаются слова: лист, падают, упадёт, лиственный, листочек, падение. – Разбейте их на два столбика. – Что вы можете сказать о словах каждого столбика? – Какую часть слова мы можем выделить в однокоренных словах? – Какой же корень у слов первого столбика? Второго? – Что вы заметили? – А знаете ли вы ещё слова, в которых есть два корня? – Как вы думаете, как называются такие слова в русском языке? – В русском языке они называются сложными.А почему? | Варианты ответов детей. – Две. I – лист, лиственный, листочек. II – падают, падёт, падение. – Они однокоренные. – Корень. -лист-,- пад- – В слове листопад два корня. Варианты ответов детей. Варианты ответов детей. Варианты ответов детей. |
IV. Постановка учебной задачи(2-3 мин.) | Чтение правила в учебнике на стр.87. – Как вы думаете, какова тема нашего урока? – В чём возникло затруднение? – Так какую же цель мы перед собой поставим? | – Сложные слова. (Слайд 10.) – В разборе сложного слова по составу. – Научиться определять сложные слова и разбирать их по составу. |
V. Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин.) | – Давайте разберём слово листопад по составу. Был ли у кого-то правильный ответ? – Сможем ли мы сейчас выполнить проверочную работу по данной теме? Почему? Работа по учебнику. Упражнение 122, стр.87-88. Выполняется на доске. | – Нет, т. к. у нас не было ещё отработки данного материала. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой(4-5 мин.) | Упражнения 123, 124 выполняется в парах с взаимопроверкой. Выведения алгоритма нахождения сложных слов. (Слайд 11) На доске даны схемы разбора слов. (Слайд 12) – Найдите графическую схему сложного слова. | |
VII. Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин.) | – Вам даны слова: наводнение, водоворот, водяной, водопад, водопровод, приводниться, водянка, водокачка, водовоз. – Выпишите только сложные слова. – Какое время года помогло познакомиться с новой темой? – К теме осени обращались известные поэты, композиторы, живописцы. Перед вами картина Левитана «Золотая осень». Попробуйте составить небольшой рассказ или предложение по этой картине, используя сложные слова. (. Слайд 13) – А чтобы ощутить настроение, которое хотел показать Левитан, давайте определим по музыкальным отрывкам, которой из них соответствует теме осени. (Три музыкальных отрывка). | Зачитываются ответы детей. – Осень. Зачитывается несколько работ. |
VIII. Рефлексия деятельности (2-3 мин.) | – Какова была цель рока? – Достигли ли мы её? – Били ли у нас затруднения? – Смогли ли мы их преодолеть? – Кого можем отметить в классе? Самооценку можно провести с помощью цветных карточек. (Зеленая –понял всё и могу применить; жёлтая – понял всё, но ещё не могу применить; красная – ещё не совсем понял). – Все ли подняли зелёные карточки? – Чем же мы будем заниматься на следующем уроке? | Нет. – Продолжим знакомство со сложными словами. |