Конспект урока русского языка в 6 классе
Тема «Слова категории состояния»
Урок усвоения новых знаний (Программа под ред. Е.А.Быстровой)
Учитель Дунина Антонина Александровна
Тема «Слова категории состояния»
Цели урока:
образовательная: сформировать понятие «слова категории состояния», усвоить их лексические, морфологические, синтаксические особенности, роль в речи, формировать умение находить в предложениях слова категории состояния, отличать от прилагательных и наречий, использовать их в собственной речи,
воспитательная: прививать интерес к изучению родного слова,
развивающая: развивать аналитическое мышление, познавательную активность, коммуникативные способности.
Оборудование урока: учебник 6 класса под ред. Е.А.Быстровой, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Подготовка к активной познавательной деятельности —
проблемное задание.
Учитель: Сегодня нам предстоит познакомиться с частью речи, у которой сравнительно короткая «биография» по сравнению с другими частями речи. Некоторые ученые до сих пор не выделяют слова, о которых пойдёт речь на уроке, как самостоятельную часть речи. Думаю, к концу урока у вас сложится свое мнение, как у юных лингвистов.
- Перечислите известные части речи.
-Как вы определяете часть речи? Приведите примеры.
(Ученики называют части речи, приводят примеры, задают вопрос и определяют общее грамматическое значение)
Задание: определите, к какой части речи относятся выделенные слова из произведений А.С. Пушкина.
1)Все было тихо — лес и горы, Все спало в сумраке ночном.
(«Романс»)
2)В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои.
(«К *»)
3)Видно, на море не тихо, Смотрит — видит дело лихо.
(«Сказка о царе Салтане.»)
Ученики сравнивают выделенные слова по вопросу, по значению, по слову, от которого задавали вопрос, определяют синтаксическую функцию. По ходу рассуждений заполняется таблица на экране.
ЧАСТЬ РЕЧИ КРАТКОЕ ПРИ-ЛАГАТЕЛЬНОЕ НАРЕЧИЕ ?
На какие вопро¬сы отвечает? Каков? (-а, -о, -ы)? Как? Каким об¬разом? Каково?
Что обозначает? Признак пред¬мета Признак дей¬ствия Состояние природы
Изменяется или нет? Да Нет Нет
От какого слова задаем вопрос? От местоиме¬ния (сущ.) От глагола ________
Какая синтакси-ческая роль? Сказуемое Обстоятельство Главный член безличного предложения
Ученики при сопоставлении грамматических признаков слов-омонимов приходят к выводу, что слово тихо в 3-м примере обладает собственными признаками, не относящимися ни к прилагательному, ни к наречию.
Учитель сообщает, что это слова кате¬гории состояния.
III. Определение целей уроки.
Ученики самостоятельно формулируют цели, ставят задачи урока: что бы они хотели узнать о новой части речи, её грамматических признаках и особенностях употребления в речи.
IV. Изучение нового материала.
1.Чтение учебника стр.95-96 (Быстрова)
2.Ученики самостоятельно знакомятся с теорией, пересказывают друг другу новую информацию.
3. Беседа. Вопрос классу аналитического характера:
-Чем похожи и чем отличаются слова КС от наречий?
V. Закрепление нового материала.
Задание 1.Найдите в предложениях слова КС, определите их значение.
Ученики анализируют предложения, находят и определяют значения слов категории состояния, заполняют 3-й столбик таблицы (Устно) (слайд)
1 Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло. (В. Берестов) Состояние природы
2 Было душно, жарко, шумно.
(Г.И. Коновалов) Состояние окружающей среды
3 Мне грустно. потому что весело тебе. (М.Ю. Лермонтов) Эмоциональное состоя¬ние человека
4 К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. (И.А. Бунин) Состояние природы
5 Без вас мне скучно, - я зеваю; При вас мне грустно, - я терплю. (А.С. Пушкин) Эмоциональное состоя¬ние человека
6 Стыдно, и горько, и больно было
ей. (И.С. Тургенев) Физическое и эмоциональ¬ное состояние человека
7 Мне жалко, что пришла зима. (О.Э. Мандельштам) Эмоциональное состоя¬ние человека
8 На дворе накрапывал дождь, было очень темно. (А.Чехов) Состояние окружающей среды
Задание 2. Упр. 144. Записать предложения. Выполнить синтаксический разбор.
Ученики записывают предложения, выполняют синт. разбор, приходят к выводу, что предложения с КС всегда односоставные, КС является сказуемым. Обратить внимание на наличие глаголов-связок, указывающих на время проявления признака. Они входят в сказуемое.
Задание 3. (дифференцированное, самостоятельное) Выписать предложение с КС. Указать синт. роль. Разобрать по составу светло, трудно.
Кружась легко и неумело,
Снежинка села на стекло.
Шёл ночью снег густой и белый.
От света в комнате светло. А.Твардовский
Ученики учатся отличать КС (светло) от наречий (легко и неумело), аргументировать свою позицию, опираясь на таблицу 1. Анализируют роль КС в поэтическом тексте.
Разбирают по составу КС и наречие, приходят к выводу, что морфемный состав аналогичен, так как обе части речи неизменяемые, следовательно, не имеют окончаний.
Предложить для самостоятельной работы сильным детям стихотворение Б.Слуцкого.
Обращают внимание на возможность образования степеней сравнения от КС.
В городе освещённей.
За городом светлей.
Голубовато от неба.
Зелено от ветвей.
От заката багряно.
Розово от зари.
Звезды работают рьяно,
Ярче, чем фонарь
ЗАДАНИЕ 4. В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ МОЖНО ВСТРЕТИТЬ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ «СМАЙЛИКИ», КОТОРЫМИ ЛЮДИ ВЫРАЖАЮТ ВСЕВОЗМОЖНЫЕ ЧУВСТВА. ВЕСЬМА ЛОГИЧНО ОПАСЕНИЕ, ЧТО АКТИВНЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ИНТЕРНЕТА СКОРО НЕ СМОГУТ ВЫРАЗИТЬ СВОИ ЭМОЦИИ СЛОВЕСНО, ИХ РЕЧЬ БУДЕТ БЕДНОЙ И БЕСПОМОЩНОЙ.
ЗАДАНИЕ: ПО СМАЙЛИКАМ (СЛАЙД) ОПРЕДЕЛИТЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ПОДБЕРИТЕ СЛОВО КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ, ПРИДУМАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ)
Ученики конструируют предложения с КС.
Задание 5. Творческий диктант. ПОДБЕРИТЕ СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ И ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ.
1)УЧЕНИКИ СЛУШАЮТ УЧИТЕЛЯ И В КЛАССЕ (ТИХО/ СПОКОЙНО).
2)СЕГОДНЯ СОЛНЫШКО НЕ ПОКАЗЫВАЕТСЯ И НА УЛИЦЕ (ХОЛОДНО/ПРОХЛАДНО).
3) МЕНЯ ОБРАДОВАЛИ И НА ДУШЕ СТАЛО (ВЕСЕЛО/ ХОРОШО/ЛЕГКО).
УЧЕНИКИ ДОПИСЫВАЮТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВЫДЕЛЯЮТ ОСНОВЫ, ДЕЛАЮТ ВЫВОД, ЧТО ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЛОЖНЫЕ, СТАВЯТ ЗАПЯТУЮ. СВЕРЯЮТСЯ С УЧЕНИКОМ, РАБОТАВШИМ ЗА ЗАКРЫТОЙ ДОСКОЙ, ОЦЕНИВАЮТ СВОЮ РАБОТУ.
ЗАДАНИЕ 6. СОСТАВЬТЕ НЕБОЛЬШОЙ ТЕКСТ НА ТЕМУ «ЗА ОКНОМ», ИСПОЛЬЗУЯ КС.
Ученики учатся использовать КС в текстах при описании природы и состояния, чувств человека. Выступают перед классом, учатся оценивать работы одноклассников, определяют лучшую.
IV. Подведение итогов урока:
-Что нового узнали?
-Чему научились?
-Что вызвало трудности? На что ещё стоит обратить внимание?
Ученики учатся оценивать свои знания, умения, планировать работу на следующих уроках.
Учитель: Лингвист В.В.Виноградов писал: «На почве сложного грамматического переплетения свойств и функций имени, глагола и наречия складывается и развивается категория состояния как новая для русского языка, но очень активно развивающаяся часть речи». Но некоторые ученые относят слова КС к наречиям.
А как вы считаете: это самостоятельная часть речи или вид наречий?
Ученики учатся строить высказывание на лингвистическую тему.
VII. Домашнее задание (дифференцированное)
1. Упр.146
или
2. Написать рассуждение на лингвистическую тему «Слова категории состояния – это самостоятельная часть речи или вид наречий?» ( с примерами)