kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Словообразование. Разбор слова по составу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для систематизации знаний по теме «Состав слова».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Словообразование. Разбор слова по составу"»

Урок русского языка

УМК: Школа 2100

Тема урока: Словообразование. Разбор слова по составу.

Тип учебного занятия. Урок комплексного применения знаний и умений.

Цель:

создание условий для систематизации знаний по теме «Состав слова».

Задачи:

- сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;

- развивать память, внимание, мышление, речь;

- формировать у детей интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, листы с тестовыми заданиями, словари (орфографический, толковый, словообразовательный).


Ход урока

  1. Орг. Момент

Учитель: Урок русского языка.

Посмотрите на экран и выберите себе установку на уроке (Слайд №2):

  • Я буду внимателен;

  • Я буду старателен;

  • Я буду трудолюбив;

  • Я буду доброжелателен;

  • Я буду активен;

  • Я буду успешен.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Ученики делают необходимые записи в тетради

Учитель: Изучите содержание слайда, разгадайте ребус. (СЛАЙД №3)

Ответ: летопись

Учитель: Подберите синоним к слову ЛЕТОПИСЬ

Учащиеся: Синоним к слову летопись – история.

Учитель: Что такое история?

Предполагаемый ответ: История - это прошлое, то, что было до настоящего времени. Повествование о событиях прошлых лет, о каком-либо случае, происшествии, записи, факты. Это наука, которая занимается изучением прошлого, выяснением правды, что и откуда произошло, причины и события.

Учитель: Я думаю, что не только знания в области русского языка, но и исторические знания помогут вам справиться с последующими заданиями.

II. Актуализация знаний.

  1. Ассоциации (СЛАЙД №4)

Учитель: Всякое слово связано с другими словами узами ассоциаций.

Для примера возьмем слово Пётр, какие возникают ассоциации?

Учащиеся: Пётр Первый.

Учитель: Прочитайте слова и назовите более-менее логически обоснованные ассоциации к ним.

Золотая

Ледовое

Златоглавая Дети подбирают ассоциации к словам на слайде.

Смутное

Грозный

Книгопечатник

Примеры ассоциаций: Орда, побоище, Москва, время, Иван, Иван Федоров

Учитель фиксирует на доске ассоциации предложенные детьми.

Учитель: Совпали ваши ассоциации с моими? (демонстрация иллюстраций – ассоциаций учителя)

Слайд №4

Учитель: Запишите слова по памяти в тетрадь, опираясь на свои ассоциации.

Дети по памяти записывают слова, опираясь на слова-ассоциации, записанные на доске.

Проверка (СЛАЙД №5)

В ходе проверки осуществляется словарно-орфографическая работа.

  1. Повторение понятий простые и сложные слова.

Учитель: На какие группы можно разделить эти слова?

Предполагаемый ответ: части речи или по составу: сложные и простые.

Учитель: Какие слова называют сложными? (Сложные слова состоят из двух основ) (СЛАЙД №6)

Учитель: В какую группу отнесём слово летопись? (СЛАЙД №7)

Учащиеся: Слово летопись является сложным словом, т.к. состоит из двух основ, соединенных между собой соединительной гласной о.

Учитель: Сформулируйте лексическое значение слова ЛЕТОПИСЬ.

Учащиеся: Летопись - запись исторических событий древнего времени по годам.

3. Работа с толковым словарем.

Учитель: В каком словаре мы можем это уточнить?

Учащиеся: Лексическое значение слова можно узнать, обратившись к толковому словарю.

Далее СЛАЙД №8

Учитель: Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: "в лето" — отсюда название — летопись.

III. Применение знаний.

  1. Работа в парах.

а) Инструктаж.

Учитель: А сейчас я предлагаю поработать в парах. Вам необходимо восстановить последовательность действий разбора слова по составу. Первый пункт этого плана мы уже выполнили: узнали лексическое значение слова. Какие шаги нам необходимо проделать дальше?

На партах учеников полоски бумаги, на которых записан алгоритм разбора слов по составу. Необходимо расположить в правильной последовательности эти полоски.

б) Самостоятельная работа.

в) Проверка (СЛАЙД №9)

По ходу проверки воспроизводим в памяти определения слов: КОРЕНЬ, ОКОНЧАНИЕ, ОСНОВА, СУФФИКС, ПРИСТАВКА.

2. Разбор слов по составу

Учитель: Молодцы. А теперь мы попробуем применить эти знания на практике.

а) Разбор слов по составу:

Золотая

Ледовое

Златоглавая

Смутное

Грозный

Книгопечатник

Летопись

Ученики разбирают слова по составу комментируя каждый свой шаг, опираясь на алгоритм.

Работа с электронными словарями

Учитель: Электронный словарь — словарь в компьютере или другом электронном устройстве. Он позволяет быстро найти нужное слово. (Слайд №10)

б) Подбор однокоренных слов к слову ЛЕТОПИСЬ.

Учитель: Какие словари нам могут помочь?

Учащиеся: Словообразовательный словарь.

Учитель: Подберите однокоренные слова к слову « летопись».

Учащиеся: Летописец.

Учитель: Какая часть слова помогла образовать это слово?

Учащиеся: Суффикс.

Учитель: Образуйте однокоренное имя прилагательное.

Учащиеся: Летописный.

Учитель: Какая часть слова помогла образовать это слово?

Учащиеся: Суффикс.

3. Работа в группах.

Работа с таблицами (Слайд №11).

а) Инструктаж.

Учитель: Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово.

Ученики знакомятся с содержанием таблицы

ПРИСТАВКА

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

СЛОВО

походка

слово

сестрицы

река


налетели

ученик

куст

молчит


коньки

мудрец

старость

домик











б) Самостоятельная работа.

Ученики, объединившись в группы, выполняют задание.

в) Проверка.

ПРИСТАВКА

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

СЛОВО

походка

слово

сестрицы

река

пословица

налетели

ученик

куст

молчит

научит

коньки

мудрец

старость

домик

мудрость









  1. Установление связи между словами в предложении.


Учитель: Что необходимо сделать, чтобы у нас получилось предложение?

Учащиеся: Необходимо изменить окончание слова мудрость.

Запись в тетрадь: Пословица научит мудрости.

  1. Работа с высказыванием А.Суворова.

Учитель: Дополните высказывание недостающим словом, которое представлено схемой:

Легко в учении – тяжело в ¬ ͡ *, тяжело в учении - легко в ¬ ͡ *.

Ответ: походе

Учитель: Какому известному человеку принадлежат эти слова?

Учащиеся: Это высказывание Александра Суворова.

Проверка Слайд № 12

Учитель: Как вы понимаете значение этого высказывания?

Ответы детей.

Дополнения учителя: Первоначально оно имело значение: ”солдату тяжело на военных учениях, но усвоенные навыки позволят ему легко и уверенно чувствовать себя в бою”.

Учитель. Какие трудности вы испытываете при изучении темы «Состав слова» и над чем нужно еще усердно поработать, поможет выявить следующее задание.

  1. Тест

Учитель: Сейчас ответим на вопросы теста. Если вы правильно справитесь со всеми его заданиями, то сможете прочитать ключевое слово.

Ученики знакомятся с содержанием теста

Вопрос

А

Б

В

1

В какой из строчек все слова являются однокоренными?

А. Горка, гористый, горячий.

Б. Ужалить, жалко, жалоба.

В. Дом, домашний, домишко.




2

В какой из строчек все слова имеют приставку по-?

А. Подумать, побежать, поезд.

Б. Потеплеть, поверх, полк.

В. Покатить, подержать, покой.




3

В какой из строчек все слова имеют суффикс -ик- ?

А. Дворик, столик, облик.

Б. Носик, мячик, карандашик.

В. Стульчик, ключик, сникнуть.




4

В какой из строчек все слова имеют одинаковое окончание?

А. Орёл, хлеб, подарок.

Б. Загар, улов, страна.

В. Стол, соль, озеро.




5

В какой из строчек все слова построены по схеме

¬͡ ^ *?

А. Пригородный, подарки, корзинка.

Б. Дошкольный, переходный, подъезд.

В. Перелётные, прохладный, простудный.




6

В какой из строчек все слова имеют нулевое окончание?

А. Лужок, морозец, пригород.

Б. Румянец, шкаф, поле.

В. Доплата, звёзды, полесье.




Проверка теста (Слайд №13)

Учитель: Расположите буквы правильных ответов ваших тестов внизу таблицы.

Ответ: состав

Учитель: Какое значение может иметь слово СОСТАВ? (Слайд №14)

Учитель: Какое значение подходит к теме нашего урока? О каком составе мы говорили? Учащиеся: Совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое.

IV. Итог

Учитель: А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали? Учащиеся: Работали над составом слова, учились разбирать слова по составу; кто с опорой, а кто и без.

Учитель: А кто самостоятельно может разбирать слова по составу?

Учитель: Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?

Учащиеся: Состав слова может объяснить образование слов. Знание состава слова помогает мне увидеть, в какой части слова орфограмма, в зависимости от этого слабые позиции я проверяю, запоминаю или смотрю их правописание по словарю.

Учитель: Что бы вы хотели повторить или узнать о составе слова?

Рефлексия (Слайд №15)

Сегодня на уроке

  • Я не знал (а)… Теперь я знаю…

  • Мне было трудно…

  • Теперь я могу…

  • Мне было легко, потому что…

  • Мне захотелось…


Домашнее задание.

Учитель: Ребята, я хочу предложить на выбор два задания для домашней работы:

Учитель: Придумайте и запишите сказку или рассказ о том, как образовалось слово;

Учитель: Придумайте и запишите 7–10 слов к схеме, где присутствуют все части слова

Учитель: Спасибо за урок.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Словообразование. Разбор слова по составу"

Автор: Рудометова Лариса Петровна

Дата: 05.06.2016

Номер свидетельства: 332691

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока русского языка для 2 класса по теме: «Обобщение знаний о составе слова »"
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokarusskoghoiazykadlia2klassapotiemieobobshchieniieznaniiosostavieslova"
    ["file_id"] => string(6) "284211"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453950627"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка Словообразование. Обобщение. "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-slovoobrazovaniie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "166115"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422901096"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока по русскому языку "Как образуются слова" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-kak-obrazuiutsia-slova"
    ["file_id"] => string(6) "150161"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420441753"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "конспект урока русского языка по теме ".  Словообразование имён прилагательных." "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-slovoobrazovaniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "108605"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403780456"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока русского языка "Образование наречий" в 7 классе "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-obrazovaniie-nariechii-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "148041"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419565126"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства