Учитель: Изучите содержание слайда, разгадайте ребус. (СЛАЙД №3)
Ответ: летопись
Учитель: Подберите синоним к слову ЛЕТОПИСЬ
Учащиеся: Синоним к слову летопись – история.
Учитель: Что такое история?
Предполагаемый ответ:История - это прошлое, то, что было до настоящего времени. Повествование о событиях прошлых лет, о каком-либо случае, происшествии, записи, факты. Это наука, которая занимается изучением прошлого, выяснением правды, что и откуда произошло, причины и события.
Учитель: Я думаю, что не только знания в области русского языка, но и исторические знания помогут вам справиться с последующими заданиями.
II. Актуализация знаний.
Ассоциации (СЛАЙД №4)
Учитель:Всякое слово связано с другими словами узами ассоциаций.
Для примера возьмем слово Пётр, какие возникают ассоциации?
Учащиеся: Пётр Первый.
Учитель: Прочитайте слова и назовите более-менее логически обоснованные ассоциации к ним.
Золотая
Ледовое
Златоглавая Дети подбирают ассоциации к словам на слайде.
Смутное
Грозный
Книгопечатник
Примеры ассоциаций: Орда, побоище, Москва, время, Иван, Иван Федоров
Учитель фиксирует на доске ассоциации предложенные детьми.
Учитель: Совпали ваши ассоциации с моими? (демонстрация иллюстраций – ассоциаций учителя)
Слайд №4
Учитель: Запишите слова по памяти в тетрадь, опираясь на свои ассоциации.
Дети по памяти записывают слова, опираясь на слова-ассоциации, записанные на доске.
Проверка(СЛАЙД №5)
В ходе проверки осуществляется словарно-орфографическая работа.
Повторение понятий простые и сложные слова.
Учитель: На какие группы можно разделить эти слова?
Предполагаемый ответ: части речи или по составу: сложные и простые.
Учитель: Какие слова называют сложными? (Сложные слова состоят из двух основ) (СЛАЙД №6)
Учитель: В какую группу отнесём слово летопись? (СЛАЙД №7)
Учащиеся: Слово летопись является сложным словом, т.к. состоит из двух основ, соединенных между собой соединительной гласной о.
Учитель: Сформулируйте лексическое значение слова ЛЕТОПИСЬ.
Учащиеся: Летопись - запись исторических событий древнего времени по годам.
3.Работа с толковым словарем.
Учитель: В каком словаре мы можем это уточнить?
Учащиеся: Лексическое значение слова можно узнать, обратившись к толковому словарю.
Далее СЛАЙД №8
Учитель: Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: "в лето" — отсюда название — летопись.
III. Применение знаний.
Работа в парах.
а) Инструктаж.
Учитель: А сейчас я предлагаю поработать в парах. Вам необходимо восстановить последовательность действий разбора слова по составу. Первый пункт этого плана мы уже выполнили: узнали лексическое значение слова. Какие шаги нам необходимо проделать дальше?
На партах учеников полоски бумаги, на которых записан алгоритм разбора слов по составу. Необходимо расположить в правильной последовательности эти полоски.
б) Самостоятельная работа.
в) Проверка (СЛАЙД №9)
По ходу проверки воспроизводим в памяти определения слов: КОРЕНЬ, ОКОНЧАНИЕ, ОСНОВА, СУФФИКС, ПРИСТАВКА.
2. Разбор слов по составу
Учитель: Молодцы. А теперь мы попробуем применить эти знания на практике.
а) Разбор слов по составу:
Золотая
Ледовое
Златоглавая
Смутное
Грозный
Книгопечатник
Летопись
Ученики разбирают слова по составу комментируя каждый свой шаг, опираясь на алгоритм.
Работа с электронными словарями
Учитель: Электронный словарь — словарь в компьютере или другом электронном устройстве. Он позволяет быстро найти нужное слово. (Слайд №10)
б) Подбор однокоренных слов к слову ЛЕТОПИСЬ.
Учитель: Какие словари нам могут помочь?
Учащиеся: Словообразовательный словарь.
Учитель: Подберите однокоренные слова к слову « летопись».
Учащиеся: Летописец.
Учитель: Какая часть слова помогла образовать это слово?
Учащиеся: Суффикс.
Учитель: Образуйте однокоренное имя прилагательное.
Учащиеся: Летописный.
Учитель: Какая часть слова помогла образовать это слово?
Учащиеся: Суффикс.
3. Работа в группах.
Работа с таблицами (Слайд №11).
а) Инструктаж.
Учитель: Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово.
Ученики знакомятся с содержанием таблицы
ПРИСТАВКА
КОРЕНЬ
СУФФИКС
ОКОНЧАНИЕ
СЛОВО
походка
слово
сестрицы
река
налетели
ученик
куст
молчит
коньки
мудрец
старость
домик
б) Самостоятельная работа.
Ученики, объединившись в группы, выполняют задание.
в) Проверка.
ПРИСТАВКА
КОРЕНЬ
СУФФИКС
ОКОНЧАНИЕ
СЛОВО
походка
слово
сестрицы
река
пословица
налетели
ученик
куст
молчит
научит
коньки
мудрец
старость
домик
мудрость
Установление связи между словами в предложении.
Учитель: Что необходимо сделать, чтобы у нас получилось предложение?
Учащиеся: Необходимо изменить окончание слова мудрость.
Запись в тетрадь: Пословица научит мудрости.
Работа с высказыванием А.Суворова.
Учитель: Дополните высказывание недостающим словом, которое представлено схемой:
Легко в учении – тяжело в ¬ ͡ *, тяжело в учении - легко в ¬ ͡ *.
Ответ: походе
Учитель: Какому известному человеку принадлежат эти слова?
Учащиеся: Это высказывание Александра Суворова.
Проверка Слайд № 12
Учитель: Как вы понимаете значение этого высказывания?
Ответы детей.
Дополнения учителя:Первоначально оно имело значение: ”солдату тяжело на военных учениях, но усвоенные навыки позволят ему легко и уверенно чувствовать себя в бою”.
Учитель. Какие трудности вы испытываете при изучении темы «Состав слова» и над чем нужно еще усердно поработать, поможет выявить следующее задание.
Тест
Учитель: Сейчас ответим на вопросы теста. Если вы правильно справитесь со всеми его заданиями, то сможете прочитать ключевое слово.
Ученики знакомятся с содержанием теста
№
Вопрос
А
Б
В
1
В какой из строчек все слова являются однокоренными?
А. Горка, гористый, горячий.
Б. Ужалить, жалко, жалоба.
В. Дом, домашний, домишко.
2
В какой из строчек все слова имеют приставку по-?
А. Подумать, побежать, поезд.
Б. Потеплеть, поверх, полк.
В. Покатить, подержать, покой.
3
В какой из строчек все слова имеют суффикс -ик- ?
А. Дворик, столик, облик.
Б. Носик, мячик, карандашик.
В. Стульчик, ключик, сникнуть.
4
В какой из строчек все слова имеют одинаковое окончание?
А. Орёл, хлеб, подарок.
Б. Загар, улов, страна.
В. Стол, соль, озеро.
5
В какой из строчек все слова построены по схеме
¬͡ ^ *?
А. Пригородный, подарки, корзинка.
Б. Дошкольный, переходный, подъезд.
В. Перелётные, прохладный, простудный.
6
В какой из строчек все слова имеют нулевое окончание?
А. Лужок, морозец, пригород.
Б. Румянец, шкаф, поле.
В. Доплата, звёзды, полесье.
Проверкатеста (Слайд №13)
Учитель: Расположите буквы правильных ответов ваших тестов внизу таблицы.
Ответ: состав
Учитель: Какое значение может иметь слово СОСТАВ? (Слайд №14)
Учитель: Какое значение подходит к теме нашего урока? О каком составе мы говорили? Учащиеся: Совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое.
IV. Итог
Учитель: А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали? Учащиеся: Работали над составом слова, учились разбирать слова по составу; кто с опорой, а кто и без.
Учитель: А кто самостоятельно может разбирать слова по составу?
Учитель: Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?
Учащиеся: Состав слова может объяснить образование слов. Знание состава слова помогает мне увидеть, в какой части слова орфограмма, в зависимости от этого слабые позиции я проверяю, запоминаю или смотрю их правописание по словарю.
Учитель: Что бы вы хотели повторить или узнать о составе слова?
Рефлексия (Слайд №15)
Сегодня на уроке
Я не знал (а)… Теперь я знаю…
Мне было трудно…
Теперь я могу…
Мне было легко, потому что…
Мне захотелось…
Домашнее задание.
Учитель: Ребята, я хочу предложить на выбор два задания для домашней работы:
Учитель: Придумайте и запишите сказку или рассказ о том, как образовалось слово;
Учитель: Придумайте и запишите 7–10 слов к схеме, где присутствуют все части слова