СосЗадание: Составить слово, взяв от других слов указанные значимые части.тавь слово:
От глагола ПОДБЕЖАТЬ - приставку, от существительного ПИЛКА - корень, от ВОЗИТЬ - суффикс глагола, от СТРОИЛИ – суффикс прошедшего времени, от СТРАНА – окончание. Подпилила.
От прилагательного ПРЕДУТРЕННИЙ – приставку, от глагола ПОГОВОРИТЬ – тоже приставку, от слова СЛАГАЕМОЕ – корень, от глагола РЕШАТЬ – глагольный суффикс, от глагола ПИСАЛ – суффикс прошедшего времени, от СОБИРАЛА – окончание. Предполагала.
а) Прослушайте стишок и сформулируйте правило о чередовании гласных в корне слова.
Корень -кос- спросил Всезнайку
«Ты скажи мне без утайки,
Почему подружка –Кас-
Возгордилася у нас?»
И ответил тут Всезнайка
Абсолютно без утайки,
Что подружку нашу -Кас-
Защищает суффикс –а-
Ответ учащихся: если после корня следует -а- , то в корне пишется –кас-
Например: касаться, но коснуться
б) Прослушайте стишок, сформулируйте правило о чередовании гласных в корне слова.
-Раст- и –рос- пришли с прогулки,
Не сидели ни минутки:
Всем хотели рассказать,
Как их правильно писать.
Если в корне буква Т,
То пиши растение, ну а если подросло,
То напишем букву О.
Что ж тут долго рассуждать-
Нужно просто это знать.
Ответ учащихся: если корень оканчивается на согласный звук Т, то в корне пишется А, если на С, то – О
- Есть ли исключение из правила?
Ответ: есть: росток, Ростов, отрасль
Например: вырастить цветы, водоросли в озере
Но: маленький росток, отрасль промышленности
в) Прослушайте стишок и сформулируйте правило о чередовании гласных в корне слова.
Гар- и гор- друг с дружкой дружат,
Им пожар совсем не нужен,
Заключили соглашенье:
Гар- писать под удареньем.
Гор- не будет ударяться
Будет просто –гор- писаться.
Согласитесь ради дела,
Что загар и загорелый-
Очень просто для примера.
Ответ учащихся: в корнях гар-, гор- под ударением пишется А, без ударения – О
Например: угар, загар, огарок, но загорелый, горелки, подгореть(искл. : выгарки)
* + карточки с индивидуальными заданиями
*СЗ 6. Сопутствующее повторение: запятая в СП и ПП с однородными членами
В лесу мы собирали растения, подбирали причудливые корни деревьев, не пренебрегали шишками, перышками, потому что это пригодится нам для игрушек на елку. (запись предложения на доске и в тетрадях)
СосЗадание: Составить слово, взяв от других слов указанные значимые части.тавь слово:
От глагола ПОДБЕЖАТЬ - приставку, от существительного ПИЛКА - корень, от ВОЗИТЬ - суффикс глагола, от СТРОИЛИ – суффикс прошедшего времени, от СТРАНА – окончание. Подпилила.
От прилагательного ПРЕДУТРЕННИЙ – приставку, от глагола ПОГОВОРИТЬ – тоже приставку, от слова СЛАГАЕМОЕ – корень, от глагола РЕШАТЬ – глагольный суффикс, от глагола ПИСАЛ – суффикс прошедшего времени, от СОБИРАЛА – окончание. Предполагала.
а) Прослушайте стишок и сформулируйте правило о чередовании гласных в корне слова.
Корень -кос- спросил Всезнайку «Ты скажи мне без утайки, Почему подружка –Кас- Возгордилася у нас?» И ответил тут Всезнайка Абсолютно без утайки, Что подружку нашу -Кас- Защищает суффикс –а-
Ответ учащихся: если после корня следует -а- , то в корне пишется –кас-
Например: касаться, но коснуться
б) Прослушайте стишок, сформулируйте правило о чередовании гласных в корне слова.
-Раст- и –рос- пришли с прогулки, Не сидели ни минутки: Всем хотели рассказать, Как их правильно писать. Если в корне буква Т, То пиши растение, ну а если подросло, То напишем букву О. Что ж тут долго рассуждать- Нужно просто это знать.
Ответ учащихся: если корень оканчивается на согласный звук Т, то в корне пишется А, если на С, то – О
- Есть ли исключение из правила?
Ответ: есть: росток, Ростов, отрасль
Например: вырастить цветы, водоросли в озере
Но: маленький росток, отрасль промышленности
в) Прослушайте стишок и сформулируйте правило о чередовании гласных в корне слова.
Гар- и гор- друг с дружкой дружат, Им пожар совсем не нужен, Заключили соглашенье: Гар- писать под удареньем. Гор- не будет ударяться Будет просто –гор- писаться. Согласитесь ради дела, Что загар и загорелый- Очень просто для примера.
Ответ учащихся: в корнях гар-, гор- под ударением пишется А, без ударения – О
Например: угар, загар, огарок, но загорелый, горелки, подгореть(искл. : выгарки)
* + карточки с индивидуальными заданиями
*СЗ 6. Сопутствующее повторение: запятая в СП и ПП с однородными членами
В лесу мы собирали растения, подбирали причудливые корни деревьев, не пренебрегали шишками, перышками, потому что это пригодится нам для игрушек на елку. (запись предложения на доске и в тетрадях)