Урок русского языка
Конспект урока русского языка для 2класса по теме: «Обобщение знаний о составе слова »
Цели: Повторить и закрепить знания о составе слова.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания учащихся;
- проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, окончание; - формировать умение разбирать слова по составу.
Развивающие:
- развивать познавательные процессы (внимание, память)
- формировать познавательные умения (умения задавать вопросы, применять знания)
Воспитательные:
- привитие интереса к предмету;
- воспитание у учащихся чувства товарищества;
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал
1. Орг.момент.
Подберите к каждой букве слова, которые бы отвечали на вопрос : Какими мы должны быть на уроке?
У: умными, успешными
Р: рассудительными, радостными
О: организованными, образованными
К: культурными, красноречивыми
Я вам желаю сохранить такой настрой в течение всего урока.
2. Психологический настрой.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянии дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.
3.Сообщение темы и цели урока.
- Как одним словом можно назвать эти обозначения?
( морфема)
Мофема - это значимая часть слова.
Сегодня на уроке мы обобщим знания о составе слова.
4. Запись даты и вида работы.
____ декабря.
Классная работа.
5. Минутка чистописания.
Замело в лесу пригорки
И овражки замело,
Ни души нет на полянке.
Тихо. Холодно. Бело.
Выпишите каллиграфическим подчерком буквы, сочетания букв, которые являются определёнными частями слова.
1.Выпишите окончание в слове ( пригорки)
2.Выпишите корень в словах ( полянке, холодно)
3. Выпишите суффикс в слове (овражки)
4. Выпишите приставку в слове ( замело)
Проверка : ( Слайд )
и пол холод к за
6. Словарная работа.
Страшно выйти на крылечко-
Он сегодня просто лют.
Льдом сковал и нашу речку,
И большой соседний пруд.
А теперь задам вопрос –
Кто зимой нам щиплет нос?( мороз)
Проговаривание - комментированное письмо м. роз мороз
Речевая разминка:
Мороз-( морозец, морозилка, заморозки, морозище, мороженое, морозная, морозостойкий, обморожение, заморозки, замораживать, подмораживать…)
! Доказать почему они родственные:
- Что вы можете сказать о безударной гласной в родственных словах?
- Безударные гласные в родственных словах пишутся одинаково.
И снег, и ветер, и мороз
Разукрасил мне нос.
Зима ведь время года
С чудесною.(погодой)
Нач. форма существительного- погода.
Проговаривание - комментированное письмо П….ГОДА ПОГОДА
Речевая разминка:
Погода- ( погодка, непогода, распогодилось, погожий, погодушка, погодный)
! Доказать почему они родственные:
Морозы и вьюга,
И снег на дворе,
К нам в гости
Приходит зима в ….(декабре)
Нач. форма существительного- декабрь.
Проговаривание - комментированное письмо
Д…КАБРЬ ДЕКАБРЬ
Речевая разминка( декабрьский, декабрист, декабристка)
! Доказать почему они родственные:
Восток- запад,
ЮГ - ….( север)
Проговаривание - комментированное письмо
СЕВ….Р СЕВЕР
Речевая разминка: северный, северянин, северянка, Североморск.
! Доказать почему они родственные:
Вывод: Мороз, погода, декабрь, север.
-Какая орфограмма объединяет все эти слова?
( Безударная гласная в корне слова не проверяемая ударением)
Нужно запомнить или проверить по словарю!
7. Обобщение знаний о составе слова.
Из чего может состоять слово?
корень
окончание
приставка
суффикс
основа
Назовите порядок разбора слова по составу?
Разбор слова по составу
1.
2.
3.
4.
5.
Разбор слов по составу.(с объяснением)
Зимушка ( сущ), ледяной( прил) , лепит( глагол).
Прочитайте первое слово:
Назовите часть речи первого слова ? ( сущ. Как находим окончание у сущ-х?)
8.Распределить слова по группам словообразования.
К данным схемам.
Заморозки, расписка, холодный, головка, глазёнки, снежок, звонок,
сапожник, загадка.
Вывод: С помощью каких морфем образованны слова?
способ образования слов.
9.Графический диктант. Условными обозначениями частей слова.
Глазки, верхушка, повар, дочка, подснежник, Любочка, поезд, пила, наушники, книжечка.
Запись :
Проверка:
10. Самостоятельная работа.
11.Предложение. На улице выпал пушистый снег.
11. Итог урока. Рефлексия.
Какими мы были на уроке ?
У: умными, успешными
Р: рассудительными, радостными
О: организованными, образованными
К: культурными, красноречивыми