kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку: "Правописание приставок и предлогов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку в 3-м классе: "Правописание приставок и предлогов»

Поляхова Ольга Ивановна,

учитель нач. классов

МКОУ СОШ №1 г. Россошь

Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.

Задачи урока:

1.      Образовательная – обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога

2.      Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

3.      Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения, доброму отношению к окружающей природе.

4.      Здоровьесберегающая - обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку: "Правописание приставок и предлогов"»

Открытый урок по русскому языку в 3-м классе: "Правописание приставок и предлогов»

Поляхова Ольга Ивановна,

учитель нач. классов

МКОУ СОШ №1 г. Россошь

Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.


Задачи урока:

1. Образовательная – обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога

2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

3. Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения, доброму отношению к окружающей природе.

4. Здоровьесберегающая - обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.


Тип урока: урок обобщения и повторения полученных знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.



Методические приемы:

  • рассказ учителя,

  • проблемные вопросы,

  • работа над новыми понятиями,

  • творческие задания,

  • практические упражнения.

Педагогические технологии:

  • элементы технологии проблемного обучения,

  • элементы игровой технологии,

  • здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).

Оборудование для учителя:

  • Доска

  • Экран

  • Презентация к уроку

  • Карточки

Ход урока

1.Организационный момент

Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Мы спокойны, добры, приветливы, мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.

Мы рады приветствовать вас в классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.

– Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. Мы сейчас с вами отправляемся в необычайное путешествие по станциям Грамотных наук. Итак, начнем наш урок. 

Откройте тетради, запишите число.

2. Минутка чистописания.

Станция «Отгадай-ка».

– На этой станции вы должны отгадать загадку и записать в тетрадях первую букву отгадки.

Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю
В лед реки убираю.

– Что это? (зима)

– Посмотрите на образец на доске и красиво пропишите букву в тетради. (Запись букв «з», «З»)

– А сейчас подберите к слову зима родственные слова и запишите их в тетрадь. Разберите по составу. (Зима – зимний, перезимовать, зимушка, зимовать, зимующий.)

3. Постановка темы урока. Словарный диктант.

– Мы все еще находимся на станции «Отгадай-ка», отгадав кроссворд, мы узнаем, как называется тема нашего урока. Вы должны будете записывать одновременно слова в тетрадь и проверять их по доске.

  1. Не снег и не лед, 
    А серебром деревья уберет. (Иней)

  2. Назовите-ка, ребятки, 
    Месяц в этой вот загадке:
    Дни его – всех дней короче,
    Всех ночей длиннее ночи.
    До весны легли снега.
    Только месяц наш пройдет,
    Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

  3. Под Новый год пришел он в дом
    Таким румяным толстяком.
    Но с каждым днем терял он вес
    И, наконец, совсем исчез. (Календарь)

  4. Верхняя одежда, надеваемая поверх платья, костюма.. (Пальто)

  5. В предложении на службе
    С падежом всегда он в дружбе.
    На него показывает
    И слова все связывает. (Предлог)

  1. У избы побывал – 
    Все окно разрисовал,
    У реки погостил –
    Во всю реку мост мостил. (Мороз)

  2. Два коня у меня,
    Два коня.
    По воде они возят меня.
    А вода тверда,
    Словно каменная! (Коньки)

  3. Щиплет уши, щиплет нос,
    Лезет в валенки мороз.
    Брызнешь воду – упадет
    Не вода уже. А лед.
    Даже птице не летится,
    От мороза стынет птица.
    Повернуло солнце к лету.
    Что, скажи за месяц это? (Январь)

  4. Он в берлоге спит зимой
    Под большой сосной,
    А когда придет весна
    Просыпается от сна. (Медведь)

  5. Рядом с дворником всегда.
    Разгребаю снег кругом.
    И ребятам помогаю
    Делать горку, строить дом. (Лопата)

  6. Перед корнем подставляем 
    Эту часть. Как называем? (Приставка)

4.Работа по теме урока.

Учитель: Как вы думаете, как называется тема нашего урока? («Предлоги и приставки»). Мы отправляемся в путешествие в страну «Предлогов и приставок» и нас, конечно, будут интересовать слова с приставками и предлогами. Какие цели мы поставим?

Дети:

– Во-первых, мы должны вспомнить, что же такое приставка.

– Во- вторых, мы должны вспомнить, что же такое предлог.

– В-третьих, необходимо вспомнить правописание предлогов и приставок.

Учитель: Как видите, немало трудностей ждет нас впереди, но у меня нет сомнений в том, что нас ждет, незабываемое путешествие. Ребята, что вы помните о приставках и предлогах?

– Что такое приставка?

Дети: Часть слова, находится перед корнем и служит для образования слов.

Учитель: А что такое предлог?

Дети: Часть речи, которая служит для связи слов в предложении.

Учитель: А что вы помните о правописании предлогов и приставок?

Дети: Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Между приставкой и корнем нельзя вставить вопрос и или другое слово.

Учитель: Может ли употребляться предлог перед словом, обозначающим действие?

Дети: Предлога не бывает перед словом, обозначающим действие.

Учитель: Чему мы будем учиться на уроке?

Дети: правильно писать предлоги и приставки!

Учитель: Отправляемся дальше в путешествие!



    1. Усвоение новых знаний и способов действий

Станция «Поиграй-ка»

Учитель:

– Я буду называть словосочетания, а вы замените каждое словосочетание словом с приставкой. Например: часы на стене – настенные часы.

  • Повязка на рукаве – …

  • Шаг без шума – …

  • Переход под землей – …

  • Камни под водой – …

  • Совет без пользы – …

  • Годы до войны – …

  • Значок на груди – …

Станция «Найди-ка»

Игра «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?» (работа в парах)

Учитель: Запишите слова в 2 столбика по правилам. Выделите приставки, подчеркните предлоги.

ЗАДАНИЕ:

  • (за)горой

  • (на)льду

  • (по)бежать

  • (под)сосной

  • (за)мерзнуть

  • (зав)ывает

  • (под)снегом

  • (на)мело

  • (с)катиться

  • (во)дворе

  • (на )горе

  • (под)снежник

  • (по)крывает

  • (на)мело

  • (за)окном

  • (на)катке

  • (за)морозить

  • (с)горы

– А теперь, ребята, сделайте взаимопроверку. Если задание выполнено правильно, то поставьте знак «+», а если неправильно, то знак «-». Поменяйтесь тетрадями – проверяем!

6. Физкультминутка для глаз «Снежинка».

Станция «Отдыхай-ка».

(гимнастика для глаз)

Руки за спинку, головки назад

Глазки пускай в небо глядят

Головки опустим – на парту гляди

И снова на верх – где снежинка летит?

Глазами повертим, поищем её

И снова писать. Не много ещё.

  1. Станция «Грамотей-ка»

  1. – Продолжаем наше путешествие. Если в слове есть приставка, то хлопают мальчики. Если слово с предлогом – девочки.

Заметать, на санки, заморозил, у вьюги, у снежинки, прогулка, к снеговику, поспешила, заметает, на ветру, замёрз, на катке, замерзнуть, с горы, подснежник.

  1. Работа с учебником (стр. 132, упр. 259)

Учитель: Выполняем упражнение. Прочитайте предложение:

- Что Вы заметили в предложении?

- Есть ли предлог?

- А как Вы считаете, между предлогом и словом можно поставить вопрос, или какое – либо слово?

Дети: Да, можно (доказывают).

Учитель: Напишите в тетради преобразованное предложение.

- Назовите и подчеркните орфограммы в этом предложении.

- Подчеркните главные члены предложения и подпишите части речи.

- Выпишите словосочетания.

3) Работа по вариантам:

1-й Вариант – 2 и 3 предложение;

2-й Вариант – 4 и 5 предложение.



8. Закрепление пройденного материала.

Станция «Подумай-ка»

(работа в группах)

Карточка 1

Прочитайте выразительно, озаглавьте текст, 
3-е предложение разберите по членам предложения и частям речи.


Зимой русский лес сказочен и чудесен. 
Снег украшает пушистые ветки деревьев. 
Смолистые шишки висят на елях. 
В серебряном уборе стоят красавицы-берёзки.

Карточка 2

Вставьте пропущенные буквы. 
Подчеркните предлоги и выделите приставки.

В лес примч…лся первый сне…
Попр…сился на ночлег.
Перепуганный не в шутку,
Примерять стал зайчик шу…ку.
Без иголки, без портного
Шу…ка новая готова.

Карточка 3

Составьте из слов каждой строки предложения. 
Подчеркните предлоги и приставки.


Морозы, трескучие, на, стояли, улице.
Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.
Прилетали, к. вороны, кормушке, и, воробьи, синички.

Карточка 4

Выделите приставки в словах. 

Закрутила метель. Белка поспешила к гнезду. 
Гнездо у зверька тёплое. Забралась белка в гнездо, 
прикрылась пушистым хвостиком. Затихла непогода. 
Вылезла белка из гнезда. Вкусная еда у пушистого 
зверька запасена в кладовой. (7 слов)



  1. Работа по культуре речи

Станция «Проверяй-ка»

(Проверочная работа по карточкам)

Карточка 1

– Докажи правильность своего ответа.

– Какие словосочетания подчёркивают красоту зимнего леса?

Карточка 2

– Объясни пропущенные орфограммы.

– Какую шубку стал примерять заяц?

– Для чего ему новая шубка?

Карточка 3

– В чём смысл этого текста?

– Для чего нужны кормушки?

– На каких уроках мы об этом говорили?

– У кого из вас есть кормушка для птиц?

Карточка 4

– Как зимует белка?

– Ребята, вы, наверное, устали и я предлагаю вам еще немножко отдохнуть.



10. Физкультминутка

С ПРИ- приставкою – присесть,
С ПО- приставкою – подняться
С ПОД- – подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО- приставкой – посмеяться,
С ВЫ- – вытягиваем руки,
С О- – опустим их опять.
Вот и все настало время
С ПО- – зарядку повторять.
С ЗА- – зарядку завершать.



  1. Тест

Выбери правильное утверждение, обведи букву:

П. Приставки со словами пишутся слитно

Г. Приставки со словами пишутся раздельно

Я. Приставка служит для образования новых слов

Л. Приставка служит для связи слов в предложении

К. Предлоги пишутся слитно со словами

Т. Предлоги пишутся раздельно со словами

Ь. Предлог – часть речи

Я. Предлог – часть слова

- Прочти слово из обведенных букв. (пять)- Молодцы



12. Подведение итогов.

Наш урок подошел к концу.

– Какую тему мы изучали на уроке?

- Как вы думаете, мы справились с поставленными целями?

- Что запомнилось или понравилось на сегодняшнем уроке?

Закончите предложение:

- «Сегодня я узнал …»

- «У меня получилось …»

- «Было трудно …»

- «Было интересно …»

- «Теперь я умею …»

– Ребята, отгадайте шараду.

Корень мой находится в цене, 
В очерке найти приставку мне 
Суффикс мой в тетрадке, все встречаем
Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)

Оцените свою работу на уроке. У каждого из вас на столе лежит солнышко. Если Вам понравился урок, и было всё понятно, то изобразите на солнышке улыбку. Если урок не понравился, и что-то осталось не понятно – изобразите на нем грусть. Солнышки повесьте на доску, что бы в классе стало светлее и теплее.

Спасибо за работу, урок окончен

13 Домашнее задание (диференцированное)

1. Упр.260

2. Написать о зиме 4-5 предложений, выделить приставки и предлоги.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку: "Правописание приставок и предлогов"

Автор: Поляхова Ольга Ивановна

Дата: 11.02.2016

Номер свидетельства: 291850

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока русского языка для 4 класса, "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-4-klassa-1"
    ["file_id"] => string(6) "141632"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418145138"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Правописание предлогов и приставок конспект урока русского языка"
    ["seo_title"] => string(63) "pravopisaniiepriedloghovipristavokkonspiekturokarusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "331209"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464579260"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока русского языка на тему "Буквы з-с в приставках" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-bukvy-z-s-v-pristavkakh"
    ["file_id"] => string(6) "111861"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408011296"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русскому языку по теме "Правописание приставок. Зима в природе"."
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkomu-iazyku-po-tiemie-pravopisaniie-pristavok-zima-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "257019"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448265920"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект и презентация урока русского языка в 5 классе "Приставка и предлог""
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-pristavka-i-priedlogh"
    ["file_id"] => string(6) "260424"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448961549"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства