Конспект урока по русскому языку: "Правописание приставок и предлогов"
Конспект урока по русскому языку: "Правописание приставок и предлогов"
Открытый урок по русскому языку в 3-м классе: "Правописание приставок и предлогов»
Поляхова Ольга Ивановна,
учитель нач. классов
МКОУ СОШ №1 г. Россошь
Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.
Задачи урока:
1. Образовательная – обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога
2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
3. Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения, доброму отношению к окружающей природе.
4. Здоровьесберегающая - обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку: "Правописание приставок и предлогов"»
Открытый урок по русскому языку в 3-м классе: "Правописание приставок и предлогов»
Поляхова Ольга Ивановна,
учитель нач. классов
МКОУ СОШ №1 г. Россошь
Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.
Задачи урока:
1. Образовательная – обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога
2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
3. Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения, доброму отношению к окружающей природе.
4. Здоровьесберегающая - обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Тип урока: урок обобщения и повторения полученных знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.
Методические приемы:
рассказ учителя,
проблемные вопросы,
работа над новыми понятиями,
творческие задания,
практические упражнения.
Педагогические технологии:
элементы технологии проблемного обучения,
элементы игровой технологии,
здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).
Оборудование для учителя:
Доска
Экран
Презентация к уроку
Карточки
Ход урока
1.Организационный момент
Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Мы спокойны, добры, приветливы, мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.
Мы рады приветствовать вас в классе Возможно есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло Пусть будет уютно и очень легко, Поручено нам вас сегодня встречать, Но начнем же урок, не будем зря время терять.
– Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. Мы сейчас с вами отправляемся в необычайное путешествие по станциям Грамотных наук. Итак, начнем наш урок.
Откройте тетради, запишите число.
2. Минутка чистописания.
Станция «Отгадай-ка».
– На этой станции вы должны отгадать загадку и записать в тетрадях первую букву отгадки.
Дел у меня немало – Я белым одеялом Всю землю укрываю В лед реки убираю.
– Что это? (зима)
– Посмотрите на образец на доске и красиво пропишите букву в тетради. (Запись букв «з», «З»)
– А сейчас подберите к слову зима родственные слова и запишите их в тетрадь. Разберите по составу. (Зима – зимний, перезимовать, зимушка, зимовать, зимующий.)
3. Постановка темы урока. Словарный диктант.
– Мы все еще находимся на станции «Отгадай-ка», отгадав кроссворд, мы узнаем, как называется тема нашего урока. Вы должны будете записывать одновременно слова в тетрадь и проверять их по доске.
Не снег и не лед, А серебром деревья уберет. (Иней)
Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
Под Новый год пришел он в дом Таким румяным толстяком. Но с каждым днем терял он вес И, наконец, совсем исчез. (Календарь)
Верхняя одежда, надеваемая поверх платья, костюма.. (Пальто)
В предложении на службе С падежом всегда он в дружбе. На него показывает И слова все связывает. (Предлог)
У избы побывал – Все окно разрисовал, У реки погостил – Во всю реку мост мостил. (Мороз)
Два коня у меня, Два коня. По воде они возят меня. А вода тверда, Словно каменная! (Коньки)
Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду – упадет Не вода уже. А лед. Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи за месяц это? (Январь)
Он в берлоге спит зимой Под большой сосной, А когда придет весна Просыпается от сна. (Медведь)
Рядом с дворником всегда. Разгребаю снег кругом. И ребятам помогаю Делать горку, строить дом. (Лопата)
Перед корнем подставляем Эту часть. Как называем? (Приставка)
4.Работа по теме урока.
Учитель: Как вы думаете, как называется тема нашего урока? («Предлоги и приставки»). Мы отправляемся в путешествие в страну «Предлогов и приставок» и нас, конечно, будут интересовать слова с приставками и предлогами. Какие цели мы поставим?
Дети:
– Во-первых, мы должны вспомнить, что же такое приставка.
– Во- вторых, мы должны вспомнить, что же такое предлог.
– В-третьих, необходимо вспомнить правописание предлогов и приставок.
Учитель: Как видите, немало трудностей ждет нас впереди, но у меня нет сомнений в том, что нас ждет, незабываемое путешествие. Ребята, что вы помните о приставках и предлогах?
– Что такое приставка?
Дети: Часть слова, находится перед корнем и служит для образования слов.
Учитель: А что такое предлог?
Дети: Часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
Учитель: А что вы помните о правописании предлогов и приставок?
Дети: Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Между приставкой и корнем нельзя вставить вопрос и или другое слово.
Учитель: Может ли употребляться предлог перед словом, обозначающим действие?
Дети: Предлога не бывает перед словом, обозначающим действие.
Учитель: Чему мы будем учиться на уроке?
Дети: правильно писать предлоги и приставки!
Учитель: Отправляемся дальше в путешествие!
Усвоение новых знаний и способов действий
Станция «Поиграй-ка»
Учитель:
– Я буду называть словосочетания, а вы замените каждое словосочетание словом с приставкой. Например: часы на стене – настенные часы.
Повязка на рукаве – …
Шаг без шума – …
Переход под землей – …
Камни под водой – …
Совет без пользы – …
Годы до войны – …
Значок на груди – …
Станция «Найди-ка»
Игра «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?» (работа в парах)
Учитель: Запишите слова в 2 столбика по правилам. Выделите приставки, подчеркните предлоги.
ЗАДАНИЕ:
(за)горой
(на)льду
(по)бежать
(под)сосной
(за)мерзнуть
(зав)ывает
(под)снегом
(на)мело
(с)катиться
(во)дворе
(на )горе
(под)снежник
(по)крывает
(на)мело
(за)окном
(на)катке
(за)морозить
(с)горы
– А теперь, ребята, сделайте взаимопроверку. Если задание выполнено правильно, то поставьте знак «+», а если неправильно, то знак «-». Поменяйтесь тетрадями – проверяем!
6. Физкультминутка для глаз «Снежинка».
Станция «Отдыхай-ка».
(гимнастика для глаз)
Руки за спинку, головки назад
Глазки пускай в небо глядят
Головки опустим – на парту гляди
И снова на верх – где снежинка летит?
Глазами повертим, поищем её
И снова писать. Не много ещё.
Станция «Грамотей-ка»
– Продолжаем наше путешествие. Если в слове есть приставка, то хлопают мальчики. Если слово с предлогом – девочки.
Заметать, на санки, заморозил, у вьюги, у снежинки, прогулка, к снеговику, поспешила, заметает, на ветру, замёрз, на катке, замерзнуть, с горы, подснежник.
- А как Вы считаете, между предлогом и словом можно поставить вопрос, или какое – либо слово?
Дети: Да, можно (доказывают).
Учитель: Напишите в тетради преобразованное предложение.
- Назовите и подчеркните орфограммы в этом предложении.
- Подчеркните главные члены предложения и подпишите части речи.
- Выпишите словосочетания.
3) Работа по вариантам:
1-й Вариант – 2 и 3 предложение;
2-й Вариант – 4 и 5 предложение.
8. Закрепление пройденного материала.
Станция «Подумай-ка»
(работа в группах)
Карточка 1
Прочитайте выразительно, озаглавьте текст, 3-е предложение разберите по членам предложения и частям речи.
Зимой русский лес сказочен и чудесен. Снег украшает пушистые ветки деревьев. Смолистые шишки висят на елях. В серебряном уборе стоят красавицы-берёзки.
Карточка 2
Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните предлоги и выделите приставки.
В лес примч…лся первый сне… Попр…сился на ночлег. Перепуганный не в шутку, Примерять стал зайчик шу…ку. Без иголки, без портного Шу…ка новая готова.
Карточка 3
Составьте из слов каждой строки предложения. Подчеркните предлоги и приставки.
Морозы, трескучие, на, стояли, улице. Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам. Прилетали, к. вороны, кормушке, и, воробьи, синички.
Карточка 4
Выделите приставки в словах.
Закрутила метель. Белка поспешила к гнезду. Гнездо у зверька тёплое. Забралась белка в гнездо, прикрылась пушистым хвостиком. Затихла непогода. Вылезла белка из гнезда. Вкусная еда у пушистого зверька запасена в кладовой. (7 слов)
– Ребята, вы, наверное, устали и я предлагаю вам еще немножко отдохнуть.
10. Физкультминутка
С ПРИ- приставкою – присесть, С ПО- приставкою – подняться С ПОД- – подпрыгнуть, подмигнуть, С ПО- приставкой – посмеяться, С ВЫ- – вытягиваем руки, С О- – опустим их опять. Вот и все настало время С ПО- – зарядку повторять. С ЗА- – зарядку завершать.
Тест
Выбери правильное утверждение, обведи букву:
П. Приставки со словами пишутся слитно
Г. Приставки со словами пишутся раздельно
Я. Приставка служит для образования новых слов
Л. Приставка служит для связи слов в предложении
К. Предлоги пишутся слитно со словами
Т. Предлоги пишутся раздельно со словами
Ь. Предлог – часть речи
Я. Предлог – часть слова
- Прочти слово из обведенных букв. (пять)- Молодцы
12. Подведение итогов.
Наш урок подошел к концу.
– Какую тему мы изучали на уроке?
- Как вы думаете, мы справились с поставленными целями?
- Что запомнилось или понравилось на сегодняшнем уроке?
Закончите предложение:
- «Сегодня я узнал …»
- «У меня получилось …»
- «Было трудно …»
- «Было интересно …»
- «Теперь я умею …»
– Ребята, отгадайте шараду.
Корень мой находится в цене, В очерке найти приставку мне Суффикс мой в тетрадке, все встречаем Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)
Оцените свою работу на уроке. У каждого из вас на столе лежит солнышко. Если Вам понравился урок, и было всё понятно, то изобразите на солнышке улыбку. Если урок не понравился, и что-то осталось не понятно – изобразите на нем грусть. Солнышки повесьте на доску, что бы в классе стало светлее и теплее.
Спасибо за работу, урок окончен
13 Домашнее задание (диференцированное)
1. Упр.260
2. Написать о зиме 4-5 предложений, выделить приставки и предлоги.