kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект и презентация урока русского языка в 5 классе "Приставка и предлог"

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Занятие разработано на основе программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. Контингент обучающихся – дети с ограниченными возможностями в здоровье, поэтому обучение имеет коррекционно – развивающую направленность.  Урок письма  по теме «Приставка и предлог» составлен по учебнику русского языка для 5 класса Н.Г.Галунчиковой, Э.В.Якубовской. Урок  осуществляет задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале. Принцип коррекционной направленности обучения  является ведущим. На уроке решается задача исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения учебным материалом. На уроке используются основные методы обучения: словесный, наглядный, практический. Обучающиеся работают с учебником, карточками, иллюстрациями, презентацией. Работа осуществляется в тетради, на карточках  и на доске. Используется индивидуальная, групповая работа с обучающимися. Выделение отдельного урока на изучение правописания приставок и предлогов необходимо для более успешного овладения обучающимися правил орфографии, так как дети часто делают ошибки при слитном и раздельном написании приставок и предлогов. Изучению правописания корней и приставок выделено достаточное количество времени, поэтому отведение дополнительного времени на тему «Приставки и предлоги» оправданно. Практические задания помогают отработать навык правописания приставок и предлогов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«открытый урок 2015 5 класс приставка и предлог»

МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

«Специальная (коррекционная) школа – интернат для детей – сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, с ограниченными

возможностями здоровья № 66» VIII вида







Подготовила

учитель русского языка и чтения

Барсукова Л.С.


Новокузнецк, 2015

Пояснительная записка


Занятие разработано на основе программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. Контингент обучающихся – дети с ограниченными возможностями в здоровье, поэтому обучение имеет коррекционно – развивающую направленность. Урок письма по теме «Приставка и предлог» составлен по учебнику русского языка для 5 класса Н.Г.Галунчиковой, Э.В.Якубовской. Урок осуществляет задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. На уроке решается задача исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения учебным материалом. На уроке используются основные методы обучения: словесный, наглядный, практический. Обучающиеся работают с учебником, карточками, иллюстрациями, презентацией. Работа осуществляется в тетради, на карточках и на доске. Используется индивидуальная, групповая работа с обучающимися. Выделение отдельного урока на изучение правописания приставок и предлогов необходимо для более успешного овладения обучающимися правил орфографии, так как дети часто делают ошибки при слитном и раздельном написании приставок и предлогов. Изучению правописания корней и приставок выделено достаточное количество времени, поэтому отведение дополнительного времени на тему «Приставки и предлоги» оправданно. Практические задания помогают отработать навык правописания приставок и предлогов.


Тема: Приставки и предлоги.

Цель: изучение состава слова (корень, окончание, суффикс, приставка).

Задачи:

образовательная: учить распознавать приставки и предлоги в устной и письменной речи; правильно писать их;

коррекционно – развивающая: способствовать развитию логического мышления и речи;

воспитательная: воспитывать положительные привычки поведения, доброжелательное отношение к окружающим.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник русского языка для 5 класса, индивидуальный раздаточный материал для практической работы, презентация «Приставка и предлог».


Ход урока


  1. Организационный момент

охранительный режим обучения

















ІІ Актуализация прежних знаний и умений обучающихся


Коррекция зрительного внимания и графических навыков










Коррекция памяти













ІІІ Введение в тему

упражнение на развитие мотивации к учению







Коррекционное упражнение на развитие умений давать полный ответ


ІV. Изучение нового материала


Развитие речи



Коррекционное упражнение на развитие логического мышления











V. Обобщение и систематизация изученного материала


Коррекция умения применять правило при выполнении упражнения






Коррекция слухового и зрительного внимания




Физкультминутка на синтез деятельности слухового и двигательного анализаторов



VІ. Закрепление изученного материала




Коррекционное упражнение в распознавании сходных понятий








Коррекция словесно – логического мышления, развитие устной речи







Формирование относительной самостоятельности






Развитие умения комментировать свои действия










Итог



Домашнее задание





Рефлексия




Я рада приветствовать

Всех в этом классе,

Возможно, есть классы

И лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе

Всем будет светло,

Пусть будет уютно

И очень легко!

Начнём же урок,

Будем время беречь! (Слайд 1)

Сегодня на уроке мы продолжаем работать по теме «Состав слова». Вы уже умеете выделять корень, суффикс, окончание, приставку. Мы познакомились с основными орфограммами корня. А о чём сегодня на уроке пойдёт речь, вы узнаете чуть позже.

Сядьте прямо, расправьте плечи, примите правильную осанку. Начинаем работу. За работу на уроке вы будете получать солнышки – 5 и облака – 4, а троек сегодня, я надеюсь, не будет.


1.Работа обучающихся с коррекционной карточкой. Обведи рисунок.

(Слайд 2)

2.Работа с карточкой - графиком. Обучающиеся составляют график, определяя орфограмму в корне. Развитие самостоятельности. Комментарий после выполнения.

Орфограммы в корне


петух

указка

честный

сердце

пятно

лёгкий

Безуд.

гл.







Зв.\глух.

согл.







Непроиз

согл.









1.Запись числа и темы урока. Введение в тему. Обучающиеся работают с предложением.


Проблемный вопрос: почему в одном слове на пишется слитно, а с другим словом - раздельно?

Красивый петух напевает на заборе.

Так о чём же мы сегодня будем говорить

на уроке? (Слайд 3)


2.Обучающиеся вспоминают теоретический материал. Что вы знаете о приставках? (Слйд 4-5)

Что вы знаете о предлогах? (Слайд 6-7)



1.Работа обучающихся с учебником. Правило на станице 79. Чтение правила обучающимися вслух.



2.Составление обучающимися кластера по характеристикам приставки и предлога на доске.

Предлог – это отдельное слово.

Между предлогом и следующим словом можно вставить другое слово.

Приставка – это часть слова.

Приставка служит для образования новых слов.

Приставка пишется слитно со словом.

Предлог связывает слова по смыслу.

Употребляется со словами, отвечающими на разные вопросы.

Никогда не стоит перед действием предмета.

(Слайд 8)




1.Устная и письменная работа с презентацией.



Упражнения на различение приставок и предлогов.

(Слайд 9-11)

Зрительная гимнастика (Слайд 12)

  • (За) лесом, (у)бежать, (за)вернула, (с)дерева, (на)парте, (по)резать, (у)летел, (в)клетку, (по)бежал, (по)дороге. (Слайд 13-15)

Развитие фонематического слуха.

- Я читаю вам предложение, а вы на слух определяете, что там есть: предлог или приставка. Если вы слышите слово с предлогом, то поднимаетесь со стула, если слышите  в слове приставку, то садитесь на стул.

  Наступила осень. На небе тучи. Листья завяли. Сидеть под деревом, прогулка по аллее, на дорожках снег. Налетел ветер, застонали берёзы, задрожали стёкла в окнах.



1.Развитие пространственной ориентировки.

(На доске три картинки: мальчик на стуле, около стула, заглядывает под стул)

- Ребята, что делает мальчик на этой картинке? (Сидит на стуле)

- Какой предлог есть в этом предложении?

- Теперь посмотрите на вторую картинку. Мальчик встал откуда? (Со стула). Какой предлог вы использовали в ответе?

- А что он делает на последней картинке? (Заглядывает под стул).

- Сделайте то же самое.

(Смотрят под стулья, достают конверты).

Что вы там нашли?

- Возьмите эти конверты. Положите их на парту. На конвертах слова с предлогами или приставками. Если это предлог - заштрихуйте его слева – направо, если приставка – справа – налево.

Теперь мы можем открыть конверты. Что же лежит в конверте? Дифференцированное задание (красный – трудное, жёлтый – среднее, зелёный – простое)

(Слайд 16)

1.Спишите, вставляя приставки и предлоги

 Всадник (…)вязал лошадь (…)дерева и (…)скочил (….)седло.

2. Спишите, раскрывая скобки

Отец (на)писал адрес (на)конверте и (на)клеил марку.

3. Спишите, раскрывая скобки

(По)двору, (с)вернула, (за)рекой, (на)летела, (на)дороге.



2. Исправьте ошибки в выделенных словах, подберите подходящую по значению приставку. (Слайд 17-18) Комментированная работа

Картинку нужно вклеить на картон. Попробуй слезть на это дерево. Всадник привязал лошадь от дерева. Кот Васька боится запрыгнуть со шкафа. Эту жирную кастрюлю будет трудно умыть. Ученик вышел за угол школы. Коля самый первый подбежал до финиша. Витя подкинул ранец через высокий забор.


3.Решение итогового теста. (Слайд 19)

1.в, 2.а; 3.б; 4.а.


Что нового вы узнали на уроке?

Пригодится ли вам в жизни материал, изученный на уроке?

Комментирование оценок


Все обучающиеся учат правило о правописании приставок и предлогов страница 79. (Слайд 20)

Упражнение № 129. Карасёв списывает текст, подчёркивает предлоги со словами. Остальные списывают текст и выписывают слова с приставками и предлогами.


- Нарисуйте на полях в тетради мордочку человека, но без носа и рта. (Слайд 21-22)

- Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием,
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.

Теперь дорисуем рот:

- урок понравился и вы довольны своей работой,
- урок не понравился, я не очень доволен своей работой.




Литература


  1. Аксёнова, А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.–320 с.

  2. Галунчикова, Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку. Имя существительное. - М.: Просвещение, 2002. – 141 с.

  3. Шаповалова, О.Е. Игра – эффективное средство коррекции и развития эмоциональной сферы умственно отсталых школьников. // Коррекционная педагогика. – 2008. – № 2(26). – с. 27 – 34.

  4. Шепитько, Н.Г. Нестандартные уроки русского языка. – Волгоград: Учитель АСТ, 2005. – 80 с.

  5. Интернет – ресурсы.











Просмотр содержимого презентации
«урок 5 класс приставка и предлог»

Приставка и предлог

Приставка и предлог

Что вы знаете о  приставках ?

Что вы знаете о приставках ?

Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она. А при помощи приставок Образуются слова.

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставок

Образуются слова.

Что вы знаете о  предлогах ?

Что вы знаете о предлогах ?

Не путайте приставки с предлогами.

Не путайте приставки с предлогами.

Кластер приставка предлог Это часть слова. Это часть речи. Служит для образования слов. Служит для связи слов в предложении. Пишется слитно со словом. Пишется раздельно. Между приставкой и корнем слово вставить нельзя. Между предлогом и словом можно вставить слово или вопрос. Употребляется со словами, отвечающими на разные вопросы. Никогда не стоит перед действием предмета.

Кластер

приставка

предлог

Это часть слова.

Это часть речи.

Служит для образования слов.

Служит для связи слов в предложении.

Пишется слитно со словом.

Пишется раздельно.

Между приставкой и корнем слово вставить нельзя.

Между предлогом и словом можно вставить слово или вопрос.

Употребляется со словами, отвечающими на разные вопросы.

Никогда не стоит перед действием предмета.

Ваня ( по)садил цветы и (по)шел (по)дорожке к дому. Ваня посадил цветы и пошел  по дорожке к дому.

Ваня ( по)садил цветы и (по)шел (по)дорожке к дому.

Ваня посадил цветы и пошел

по дорожке к дому.

Где приставка, где предлог? Кто бы мне решить помог?  Правил тех совсем немного; У глагола нет предлога.  Значит, прилетел, пошел,  Засолил, занёс, загнать- Буду слитно я писать.

Где приставка, где предлог?

Кто бы мне решить помог?

Правил тех совсем немного;

У глагола нет предлога.

Значит, прилетел, пошел,

Засолил, занёс, загнать-

Буду слитно я писать.

прилетел  пошел засолил  занёс  загнать

прилетел

пошел

засолил

занёс

загнать

(За) лесом, (у)бежать, (за)вернула, (с)дерева, (на)парте, (по)резать, (у)летел, (в)клетку, (по)бежал, (по)дороге.
  • (За) лесом, (у)бежать, (за)вернула, (с)дерева, (на)парте, (по)резать, (у)летел, (в)клетку, (по)бежал, (по)дороге.

ЗА ЛЕСОМ

С ДЕРЕВА

НА ПАРТЕ

В КЛЕТКУ

ПО ДОРОГЕ

УБЕЖАТЬ

ЗАВЕРНУЛА

ПОРЕЗАТЬ

УЛЕТЕЛ

ПОБЕЖАЛ

ЗАПОМНИ В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки: В ВО ПОД НАД ЗА НА ПО ОТ ОБ С ПРО О УМЕЙ ИХ РАЗЛИЧАТЬ!!!

ЗАПОМНИ

  • В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки:

В

ВО

ПОД

НАД

ЗА

НА

ПО

ОТ

ОБ

С

ПРО

О

УМЕЙ ИХ РАЗЛИЧАТЬ!!!

Сравните. ЗА ДОМОМ ПОД СТОЛОМ НАД ГОЛОВОЙ В КЛЕТКУ ПО ТРОПИНКЕ (ЗА) ЛЕТЕТЬ (ПОД) ВЕРНУЛА (НАД) ПИСАТЬ (В) ЛЕТЕЛ (ПО) РЕЗАТЬ   ? ? ? ? ?

Сравните.

  • ЗА ДОМОМ
  • ПОД СТОЛОМ
  • НАД ГОЛОВОЙ
  • В КЛЕТКУ
  • ПО ТРОПИНКЕ
  • (ЗА) ЛЕТЕТЬ
  • (ПОД) ВЕРНУЛА
  • (НАД) ПИСАТЬ
  • (В) ЛЕТЕЛ
  • (ПО) РЕЗАТЬ

?

?

?

?

?

Всадник от вязал лошадь от дерева и в скочил в седло. Спиши, вставляя приставки и предлоги: Всадник (…)вязал лошадь (… ) дерева и (…)скочил (...) седло. Спиши, раскрывая скобки:  Отец (на)писал адрес (на) конверте и (на)клеил марку.  Отец на писал адрес на конверте и на клеил марку.  Спиши, раскрывая скобки: (По)двору, (с)вернула, (за) рекой, (на)летела, (на)дороге. По двору, с вернула, за рекой, на летела, на дороге.

Всадник от вязал лошадь от дерева и в скочил в седло.

Спиши, вставляя приставки и предлоги:

Всадник (…)вязал лошадь

(… ) дерева и (…)скочил

(...) седло.

Спиши, раскрывая скобки:

Отец (на)писал адрес (на) конверте и (на)клеил марку.

Отец на писал адрес на конверте и на клеил марку.

Спиши, раскрывая скобки:

(По)двору, (с)вернула,

(за) рекой, (на)летела, (на)дороге.

По двору, с вернула,

за рекой, на летела, на дороге.

  Выберите правильный ответ  1. Приставка – это … А.  … что - то общее по смыслу. Б.  … одинаковый корень. В.  … часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. 2. В какой из строчек все слова имеют приставку по - ? 3. В слове « доброта » до – является … А . Подумать, побежать, повязка. Б. Потерпеть, пошел, полк. В. Потолок, подержать, покой. 4. В какой из строчек все слова написаны с предлогом ? А.  … приставкой. Б.  … частью корня слова. В. … предлогом. А. ( По)дорожкам, (до)дома, (с)другом. Б. (До)школы, (пере)ходный, (по)дъезд. В. (Пере)лётные, (про)сказку ,(в)дорогу.

  Выберите правильный ответ

1. Приставка это

А. … что - то общее по смыслу.

Б. … одинаковый корень.

В. … часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

2. В какой из строчек все слова имеют приставку по - ?

3. В слове « доброта » до является

А . Подумать, побежать, повязка.

Б. Потерпеть, пошел, полк.

В. Потолок, подержать, покой.

4. В какой из строчек все слова написаны с предлогом ?

А. … приставкой.

Б. … частью корня слова.

В. предлогом.

А. ( По)дорожкам, (до)дома, (с)другом.

Б. (До)школы, (пере)ходный, (по)дъезд.

В. (Пере)лётные, (про)сказку ,(в)дорогу.

Домашнее задание: правило с. 79 , упражнение №129 с.79 - 80 (по заданию) Анатолий списывает, подчёркивает слова с предлогами

Домашнее задание:

правило с. 79 ,

упражнение №129

с.79 - 80 (по заданию)

Анатолий списывает, подчёркивает слова с предлогами

Рефлексия Теперь дорисуем нос: ! – если вы хорошо поняли тему ? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы Теперь дорисуем рот: - урок понравился и вы довольны своей работой - урок не понравился, я не очень доволен своей работой

Рефлексия

Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему

? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы

Теперь дорисуем рот:

- урок понравился и вы довольны своей работой

- урок не понравился, я не очень доволен своей работой


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект и презентация урока русского языка в 5 классе "Приставка и предлог"

Автор: Барсукова Людмила Сергеевна

Дата: 01.12.2015

Номер свидетельства: 260424

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Правописание предлогов и приставок конспект урока русского языка"
    ["seo_title"] => string(63) "pravopisaniiepriedloghovipristavokkonspiekturokarusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "331209"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464579260"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока русского языка по теме "Развитие умения различать приставки и предлоги" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-razvitiie-umieniia-razlichat-pristavki-i-priedloghi"
    ["file_id"] => string(6) "197622"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428261425"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока русского языка на тему "Буквы з-с в приставках" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-bukvy-z-s-v-pristavkakh"
    ["file_id"] => string(6) "111861"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408011296"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка в 4 классе на тему:  Наречие "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "115990"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412188304"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "109611"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404821727"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства