| 1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности Цель: проверка готовности обучающихся к работе, их настроя на работу   | Проверяет готовность обучающихся к уроку: представление. Проверка настроения | Подготовка к уроку: приветствуют друг друга улыбками, слушают, настраиваются на работу | - Добрый день! Ребята, прежде чем начать урок, я попрошу вас посмотреть на гостей и подарить им улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению 19 апреля День подснежника (Слайд 1) 22 апреля Международный день Матери-Земли (экологический праздник) Весь апрель –это месяц экологии. Сейчас самое прекрасное время года, когда всё вокруг просыпается и расцветает, во всех городах и сёлах весной сажают деревья, и мы с вами попытаемся сегодня вырастить своё дерево , «дерево знаний» пока оно ещё не распустило листочки, но в течение урока с помощью наших знаний, оно непременно станет зелёным.   ( Дерево - повесили плакат без листиков) Весна стучится в окна, двери. (СЛАЙД 2)Ты ей открой, впусти её.
 Она тогда тебя согреет.
 И радость в дом твой принесет.
 - Ребята, а скажите, какая часть речи чаще всего употребляется в этом стихотворении? | Позитивны настрой на работу | 
  | 2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи Цель: подведение детей к формулированию темы и цели урока | Выдвигает проблему. Корректирует действия. Уточняет, озвучивает тему и цель урока | Решают лингвистические задачи. Предлагают варианты формулировок темы, цели урока | 1. Мы с вами сейчас определили тему нашего урока. (Слайд 3) - Один поэт сказал  Я делу отдаюсь сполна  Я заменяю имена - Попробуем вместе сформулировать цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке  Повторить: значение местоимений, их разряды, грамматические особенности, правила правописания и употребления в речиЗакрепить: умения находить в тексте, определять разряд, морфологические признаки, синтаксическую роль, правильное написание и употребление в речи (Слайд 4 ) | Формулировка темы, цели урока | 
  | 3. Творческая практическая деятельность по реализации построения проекта Цели: обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике | Организует учащихся по выполнении разноуровневых обучающих упражнений 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Организует и направляет деятельность обучающихся 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Задаёт вопросы 
 
 Создаёт условия для снятия переутомления у детей 
 
 
 
 
 
 
 Организует и сопровождает деятельность учащихся 
 
 
 
 Задаёт вопросы 
 
 
 Организует и сопровождает деятельность учащихся 
 
 
 Выполняет проверку выполнения задания | 
 Решают лингвистические задачи. Составляют в группе ответы. Контролирует учебные действия, замечают допущенные ошибки. 
 Осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Знакомит с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Отвечают на вопросы 
 
 Выполняют элементарные физические упражнения 
 
 
 Выполняют индивидуальную работу 
 
 Отвечают на вопросы. Делают вывод 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   | 2. Работа с текстом. (Слайд 5 и Напечатанный текст)   - А сейчас обратимся к тексту притчи Двое друзей много дней провели в пути. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Обиженный ничего не сказал. Он молча написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину".
 Друзья продолжали свой путь. Вот они подошли к озеру, в котором решили искупаться. Тот, кто получил пощёчину, едва не утонул, а друг спас его. Когда тонувший пришёл в себя, то высек на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".
 Его товарищ задал вопрос: «Почему, когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне?» Ответ был таков: «Когда кто-нибудь нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть нашу надпись. Но когда кто-то делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это».
 - Работаем в группах
 1 группа – определять разряд местоимений 2 группа – морфологические признаки и 3 группа - синтаксическую роль местоимений. -Чему учит нас эта притча? Какова её основная мысль? ( Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне! И пусть тебе будет легко и светло...) - Выйдите к доске и покажите, как вы справились с заданием! - Перед вами лежит паспорт прилагательного, во время всей работы вы можете его заполнять! 3. Редактирование текста. «Ты корректор» - Ребята, местоимения «опасны» в употреблении, может нам и без них обойтись ? ( Не получится задавать вопросы, указывать на предметы и их признаки…. В тексте местоимения помогают избежать повторов, служат для связи предложений в тексте.) Задание: перед вами небольшой текст о весне (Слайд 6 ) Отредактируйте его, используя местоимения для устранения повторов. На месте пропусков вставьте подходящие местоимения. (Слова для справок на слайде) Весна на порог.. . Скоро весна вступит в свои права. А сейчас еще м..розно. М..розная погода продерж..т(?)ся недолго. Через ______ дней зас..я..т весе(нн,н)ее солнце и откро..т(?)ся настоящая весна. ______ ждут весну с (не)т..рпением. -Прочитайте получившийся текст.   -Какова роль местоимений в речи? Можем ли мы без них обойтись? -  Лингвист Д.Розенталь предупреждал: «Осторожно: местоимения!» Что он имел в виду? Почему мы должны быть осторожны? (не только в написании, но и в употреблении в речи) 4. Устная работа над грамматическими ошибками. Обратимся к отрывку из рассказа А.Чехова «Ванька». Из письма героя: (СЛАЙД 7 ) А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать.   -Какова в целом лексика отрывка? -Есть ли здесь примеры неправильного употребления местоимений? - Исправьте местоимения, которые, по-вашему, употреблены неверно - А чем же ещё , как вы считаете, сложны местоимения? (правописанием) 5. Буквенный диктант Индивидуальная работа (слайд 8 ) Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. (Ко)мне, (около)нас, (у)них, (не)который, что(нибудь), (кое)кто, какой(либо),вернуться (н…)(с)(чем), (н…)кому (не)доверять, (н…)(с)чьей стороны, (н…)(у)кого спросить.
 - Расскажите о правописании местоимений
  6. Работа над паспортом местоимения - Вот мы с вами и добрались до самого ответственного    задания, заполнение паспорта местоимений, с которым вы могли работать в течение всего урока, выбирая нужные характеристики и утверждения из предложенных вам. (Все паспорта вывешиваются на доску и оцениваются обучающимися. Одна группа презентует свой проект. | 1. Выяснить места затруднений. 2. Строить логичные рассуждения, сопоставлять факты. 3. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации 4. Контроль деятельности по ходу выполнения задания 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 5, установка на здоровый образ жизни и её реализации на уроке. 
 6. Осваивать новые виды деятельности участвовать в творческом и созидательном процессе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 7.Оценивать свои достижения, осознают возникшие трудности. 
 8. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения 
 
 
 
 | 
  | 4. (СМОТРИ ПО ВРЕМЕНИ) Самостоятельная работа Цели: осознание каждым обучающимся степени овладения полученными знаниями   | Организует и сопровождает деятельность учащихся 
 Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности 
 Коррекция деятельности | Решают тест |  7 Выполните тестовую работу.  Тест.  1. Выдели все местоимения, которые пишутся через дефис:   а) (кое)что, (ни)кого, (ни)чей, что(то);   б) (кое)кто, что(либо), кто(нибудь), (ни)(с)чьими;   в) (кое)кому, (в)чём(либо), какой(либо), (кое)какой;   г) (ни)кто, (ни)какой, (ни)(с)чем, (ни)(у)кого.  2. Распредели по двум колонкам словосочетания с местоимениями.   Н_кто не знал, н_ с кем говорить, н_ в чём не нуждаться, н_в чем выйти, н_чего стесняться, н_ о чём не заботиться, н_кого бояться, н_кем дорожить.  3. Отметь ту строку, в которой все местоимения пишутся слитно:   а) (ни)кого, (ни)чем, (не)чем, (не)что;   б) (ни)кем, (ни)(с)кем, (ни)(в)чём, (ни)каких;   в) (ни)сколько, (не)который, (не)сколько, (не)(у)кого.  4.Укажи, в каком столбике все местоимения пишутся раздельно:     |   (ни)(к)кому     (кое)(в)чём     (ни)(о)ком;     (ни)(о)каком;    (не)(у)кого.   |  (кое)(с)кем;    (ни)чей;    (кое)кто;     кое)(к)кому (ни)(с)каким;   |    - Результаты теста вы узнаете на следующем уроке. | 
 |