Цель урока:
образовательная: познакомить учащихся с признаками главных членов предложения, познакомить с понятием «основа предложения»; научить находить главные члены предложения или его основу; обобщить умения восстанавливать деформированное предложение, формировать первоначальное представление о распространённых и нераспространённых предложениях;
развивающая: повторить пройденный материал, расширять словарный запас учащихся, познакомить с новыми словами и их лексическим значением, развивать речь, мышление, познавательный интерес, интеллект, эмоции учащихся, формировать навык самоконтроля;
воспитательная: воспитывать в детях любовь к родной речи, русскому языку, воспитывать учеников деятельной личностью, овладевающих продуктивной деятельностью, что формирует у детей ответственное отношение к учебному труду и поддерживает необходимую мотивацию на каждом уроке, усвоение правил гигиены письма, воспитывать желание красиво писать.
Оборудование: компьютер, мультимедийный видеопроектор; грамзапись П. Чайковского «Времена года, осень», карточки с предложениями, шаблоны для эмоционального настроя на деятельность, картинки – награды в тетрадь.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить основу предложения; читать предложения, делать логическое ударение, анализировать, делать выводы, сравнивать; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.
Метапредметные УУД: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Предметные УУД: формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры; формировать умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи предложений; формировать умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Личностные УУД: Формировать чувства гордости за свою Родину; формировать уважительное отношение к иному мнению, развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формировать установки мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Ход урока.
Слайд – заставка.
1. Организация начала занятия.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Дорогие, ребята! Сегодня у нас необычный урок. В классе много гостей. Мы все вместе отправимся в путешествие по стране Русского языка.
- Я уверена, что мы справимся со всеми трудностями.
- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением.
- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?
Слайд (тучка – солнышко)
- У вас на столе лежат тучка и солнышко. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение, и поделитесь своим настроением со мной.
- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.
И сегодня на уроке мы откроем очередной наш секрет, а для этого отправимся в путешествие.
Слайд Изумрудик.
- К нам в гости прилетел житель с другой планеты. Зовут его Изумрудик. Он очень хочет научиться говорить на языке нашей планеты. Давайте ему поможем в этом.
- С чего мы обычно начинаем работу?
- Откройте тетради и запишите число, классная работа.
3. Актуализация знаний.
- Орфографическая минутка.)Слайд
- Вашему вниманию предлагается задание, в котором нужно продолжить каждый ряд слов.
На слайдах слова:
- Ветер, сорока…
- Ружьё, ульи,…
- Петя, Барсик,…
- Определите самостоятельно, по какому признаку будете подбирать слова..
- Запишите в тетрадь по 1 слову из каждой группы, выделите орфограмму.
2. Повторение материала, пройденного на уроках. (Включение в систему знаний и повторение) Cлайд
- Изумрудик задаёт вам вопросы:
- Для чего нужна речь? - Из чего состоит речь? - Предложение…? - Что же такое предложение?
- Самоопределение к деятельности.
(Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности, постановка учебной задачи)Слайд
Наш гость считает, что на следующем слайде записано предложение. Вы с ним согласны. Если нет, то почему, докажите!
( Записаны слова: солнышко, светит, ярко, осеннее)
- Каждая группа пусть составит своё предложение.
- Сколько слов в предложении?
- Можно сказать, что здесь 4 члена предложения.
- Сколько членов в вашей семье?
- Есть ли в семье кто-то главный, мама или папа?
- Как можно сравнить семью и предложение? Что в них может быть схожим?
Говорят: в семье четыре члена, пять членов и т д. Предложение как семья, все слова в нём связаны и помогают друг другу лучше передать мысль и так же, как и в семье, в предложении есть главные слова.
- Опираясь на последний ответ, сформулируйте тему урока:
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
-Отталкиваясь от темы урока, предположите, чему мы будем учиться, какие цели поставим перед собой?
- Работа по теме урока.
- Работа по учебнику.
- А теперь откройте учебники на стр. 29 и сравните наше предположение с тем, что предлагают нам авторы учебника.
- Так что же называют членами предложения?
- Прочитайте тему урока и вопрос, на который нам предстоит ответить.
- Сообщите нашему гостю Изумрудику, о каких членах предложения мы будем говорить на уроке.
Аутотренинг – Физминутка.
Солнышко заходит.
Солнышко всходит.
Вдруг набежал сильный ветер.
Деревья закачались.
Ударил гром и пошёл дождь.
Дождь кончился.
Стало тихо и свежо, как в сказочном лесу.
2. Работа над предложением.
Слайд Изумрудик и азбука
(построение проекта выхода из затруднительной ситуации)
- Составьте предложение из 3 слов о том, что делает Изумрудик.
(Изумрудик учится читать)
- Из предложения выпадает третье слово. Что получается?
Слайд (Изумрудик учится.)
- Можно это назвать предложением? Почему?
- А если убрать слово учится, что получится?
Слайд Изумрудик читать.
- Что получится, если убрать слово Изумрудик?
Слайд. Учится читать.
- Какой вывод мы сделаем?
- Это ещё раз доказывает нашу мысль о том, что предложение не может быть без главных членов.
Слайд (В каждом предложении есть главные слова, которые раскрывают смысл предложения)
3. Работа над правилом.
(первичное закрепление во внешней речи)
- Прочитайте об этом правило на с 30.
- Что есть в предложении? (главные члены)
- Что они составляют? (основу предложения).Слайд
(Ура! Я теперь знаю что такое главные члены предложения!)
Комплексная физминутка с использованием мультимедийного оборудования.
Слайд – заставка (природа).
6. Первичное закрепление. Упр 30 с. 29
(самостоятельная работа с самопроверкой по эталону)
- Прочитайте предложения из упражнения 30 и скажите в чём их сходство и различие?
- Прежде, чем дать ответ, посоветуйтесь в группах и договоритесь, кто будет отвечать. Вспомните правила сотрудничества.
- Что говорится о солнышке? Скажите одним словом.
- Какие слова повторяются в каждом предложении?
- Понятен ли будет смысл, если бы этой пары слов не было?
- Так что такое главные члены предложения? (основа)
- А сейчас я предлагаю вам выполнить задание по выбору. Спишите любое предложение, которое вам понравилось, но только из тех, где кроме главных членов предложения есть и другие слова.
Подчеркните главные члены предложения одной чертой.
Слайд
(Спасибо! Я почти Землянин! Я уже знаю много о вашем языке)
7. Рефлексия.
- Каждая группа получает карточку со словами, составьте предложения.
На карточках записаны слова:
Холодная, наступила, зима.
Сильный, на, ветер, дует, улице.
Земля, голая, промёрзла.
Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в.
Снег, повалил, хлопьями, крупными.
Земля, вся, укрылась, снегом.
Переменила, белка, на, зиму, шубку.
- Если все предложения расположить в определённом порядке, то что у нас получится?
- Давайте составим текст. Докажите, что это текст.
(Предложения объединены одной темой, связаны по смыслу, можно подобрать заголовок)
- А теперь запишите предложение своей группы в тетрадь и подчеркните главные члены одной чертой.
Взаимопроверка.
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа. Оцените.
Слайд «Оцени работу»
«!» - все получилось
«+» - хорошо, но нужно ещё поработать.
«-» - обратись за помощью к учителю.
- Подведение итогов урока.
- Что нового узнали о предложениях?
- Что такое основа?
- Как по другому можно назвать основу предложения?
Слайд Изумрудик.
- Изумрудик прощается с нами и снова улетает путешествовать во Вселенной. Но самым старательным и лучшим он оставил подарки, которые вы сможете увидеть в своих тетрадях на следующем уроке русского языка.
- Поделитесь своим настроением со мной, покажите мне его.
- Я буду очень рада, если у кого –то из вас настроение стало лучше, чем в начале урока!
Слайд
- Дом. Задание.
Домашнее задание вы можете выполнить на выбор.
Я предлагаю вам упражнение
Учебник с. 30, упр. 31 или упр. 32.
- Здесь необходимо составить предложения, найти основу и суметь доказать верность своего выбора.
- А я желаю всем успеха и хорошего настроения.
- Урок окончен!