Конспект урока по русскому языку "Падежные формы разных частей речи"
Цели урока:
1. Предметные:
а) обобщить и систематизировать знания учащихся о падежных формах склоняемых частях речи, их морфологических признаках; научить находить начальную форму;
б) установить глубину и прочность усвоения пройденного материала учащимися;
2. Личностные:
а) воспитывать толерантность – терпимость к чужому мнению; внимательное, доброжелательное отношение к ответам других детей;
б) воспитывать любовь и уважение к родному языку;
3. Метапредметные:
а) развивать практические умения: работать по алгоритму в группах;
б) развивать орфографическую зоркость, словесно– логическое мышление;
в) развивать творческие способности детей (воображение, наблюдательность, память).
Оборудование:
Ход урока.
1. Организационный момент.
1) Психологический настрой (слайд №1)
- В небе сегодня солнце. Оно светит и греет. Так пусть же сегодня каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.
2) Работа в тетради:
а) число, классная работа
б) чистописание, Гг Грамотную речь приятно слушать
-Чему мы учимся на уроках русского языка?
-Для чего мы этому учимся?
грамотно писать
обогащаем свою речь
*учимся применять свои знания на практике
*знакомимся с тем, как устроен наш язык
Грамотность – показатель культуры человека. Значит, мы на уроках русского языка учимся быть грамотными, а значит культурными.
– К какому литературному жанру относится эта запись? (Пословица). – Исследуйте эту пословицу, установите её смысл. Назовите орфограммы. Запишите пословицу, укажите части речи.
2. Работа в группах: разноуровневые задания.
а) Найди и подчеркни имена существительные, зачеркни прилагательные.
Красивый, чашки, верёвки, горькая, выгода, весенняя, осенний, катер, поёт, лежать, башня, аэродром, вялые, июльское, мягкие, баскетбол, кормим, солнечные, класс, веранда, стояла, узкие, откроют, взвесил, старые, барабан, храбрая, ужасный, ковёр.
б) Распредели слова в 3 столбика: 1 – существительные, 2 – прилагательные, 3 – глаголы. Запиши. В каждый столбик добавь по 2 своих примера.
Красивый, чашки, верёвки, горькая, выгода, весенняя, осенний, катер, поёт, лежать, башня, аэродром, вялые, июльское, мягкие, баскетбол, кормим, солнечные, класс, веранда, стояла, узкие, откроют, взвесил, старые, барабан, храбрая, ужасный, ковёр.
в) Сгруппируй слова по частям речи, запиши. В каждый столбик добавь по 2 своих примера.
Красивый, чашки, верёвки, горькая, выгода, весенняя, осенний, катер, поёт, лежать, башня, аэродром, вялые, июльское, мягкие, баскетбол, кормим, солнечные, класс, веранда, стояла, узкие, откроют, взвесил, старые, барабан, храбрая, ужасный, ковёр.
3. Актуализация знаний и определение темы урока.
а) Какие части речи ещё знаете? (Слайд №2) Чем отличаются самост. части речи от служебных? Какая часть речи отличается от всех?как изменяется глагол?как изменяются ост. части речи (Имя существительное, имя прилагательное, числит., местоимение).
– По какому признаку мы объединили эти части речи? – Значит над чем сегодня будем работать? Говорить мы будем о падежных формах склоняемых частей речи (Слайд № 3)
Минутка здоровья (Слайд №4 )
4. Открытие новых знаний.
Стр. 98, № 217
-Ответить на вопросы (работа в парах)
-Записать предложения, найти грамматическую основу, указать падежи склоняемых частей речи.
5. Обобщение знаний: чтение правила по учебнику.
6. Гимнастика для глаз.
Встаньте, вытяните руки вверх, посмотрите вверх; опустите руки вниз, посмотрите вниз. Правой рукой поверните левое плечо, левой рукой поверните правое плечо. Потянитесь и садитесь.
7. Самостоятельная работа: №219
-Послушайте сначала маленькую сказку:
Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с существительными. Да вот незадача: не было у прилагательных собственного рода, числа и падежа.
-А что если нам попросить их у существительных, ну хотя бы на время, -мечтали прилагательные и решили поговорить об этом с существительными. Тем пришлось по душе скромные просители, и они одолжили прилагательным свои формы.
Существительные были рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор прилагательные. Чтобы согласовываться с существительными, берут напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.
Что нового узнали о прилагательном?
Можно ли по окончанию прилагательного определить падеж?
Как же нам определить падеж имени прилагательного? (по падежу существительного).
Давайте вставим пропущенные слова и закрепим как определять падеж прилагательных (слайд № 5)
1. Найти……, к которому относится………
2. Определить падеж…………
3. По падежу………. определить падеж……….
8. Подведение итогов. Рефлексия (слайд №6)
Закончите предложения:
Сегодня на уроке я научился…
Было трудно… Доволен… Понял, что…
9. Домашнее задание по группам: придумать сказку об именах сущ., прилагательных, числительных и местоимениях.