8 Марта – Международный женский день
Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей.
Урок русского языка в 3 классе.
Цели и задачи:
- развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу;
- формирование умения склонять имена существительные в единственном числе;
- воспитание уважения к маме и бабушке, женщине - труженице.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Под торжественную музыку дети входят в класс и рассаживаются по местам.
Учитель: Дорогие наши мамы и бабушки! Сегодня самый первый весенний праздник. Хочется всем пожелать счастья, весны, праздника.
Нынче праздник, нынче праздник!
Праздник бабушек и мам.
Это самый добрый праздник
Он весной приходит к нам.
Это праздник послушанья,
Поздравленья и цветов,
Прилежанья, обожанья,
Праздник самых лучших слов.
2. Постановка целей и задач урока.
Сегодня на уроке, посвящённом Женскому дню 8 Марта, мы постараемся порадовать наших любимых мам своими знаниями. Встречаясь с именами существительными, мы повторим всё, что знаем о признаках этой части речи, будем определять падежи, склонение, род и число.
Учитель читает стихотворение - загадку:
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мокнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
Март.
Учитель: Вы узнали, о чём идёт речь в этом стихотворении?
Дети отгадывают загадку. Отвечают на вопрос и записывают в тетрадь число.
3.Чистописание.
Учитель: Сегодня в чистописании мы повторяем соединения букв:
Мы не зря выбрали именно эти буквы, ведь в них спрятались слова.
Первая буква – это слово, которое спряталось в моей первой загадке. (Март)
Вторая буква – это слово-отгадка к нашей следующей загадке.
Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт
В лесу подснежник оживёт.
Весна.
Дети орфографически читают эту загадку. Находят и объясняют все опасные места. Затем заучивают её наизусть и записывают в тетрадь по памяти. Выполнение задания проверяется.
4.Словарная работа.
Учитель: Посмотрите внимательно на доску. В этой таблице спрятано слово, одну из букв которого мы прописали в чистописании.
Р И Д
Н А
З П К
Дети отгадывают слово, объясняют все опасные места, выделяют ударение, находят безударные гласные и записывают его в тетрадь.
Словарь: праздник…
К данному слову ученики подбирают однокоренные слова разных частей речи
Словарь: праздник, праздничный, праздновать.
А теперь давайте придумаем к каждому слову предложение и запишем самые красивые в тетрадь.
Например:
Восьмое марта – мамин праздник .
В этот праздничный день мы поздравляем всех девочек и женщин.
Вся страна весело празднует Международный женский день.
5. Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся –
(туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел.
(туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся
(руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.
(руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
(покружиться и сесть на место).
6. Работа с кроссвордом.
Учитель: Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки, а отгадки надо написать в кроссворд. У существительных мы будем определять род и склонение.
Загадки написаны на лепестках ромашки. Дети подходят к доске, открывают лепесток и читают загадку. Отгадку записывают в кроссворд, при этом ученик комментирует, какой части речи это слово, определяет устно его род и склонение. Все остальные дети записывают эти слова в тетрадь.
Загадки к кроссворду:
1. Ромашка. 5. Розочка.
Белая корзинка, Строга и зла красавица,
Золотое донце. Когда к ней прикасаются.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
2. Василёк. 6. Колокольчик.
Синий глазок Эй, звоночек, синий цвет!
Глянет разок – С язычком, а звону нет.
Да и спрячется
За колосок.
3. Мак. 7. Ландыш.
Голова – на ножке Нам запах свежести лесной
В голове – горошки. Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный,
4. Пион. Из кисти белоснежной.
Был скован ознобом
И спал под сугробом.
Весной раскустился,
К лету распустился,
Стал белым, как невеста,
И красным, прелестным.
Дети выполняют запись в тетрадь:
Ромашка (1скл.,ж.р.), и т.д.
Дети читают слово, которое получилось в кроссворде по вертикали мамочка.
7. Определение падежа и падежных окончаний существительных. На доске открывается текст.
__________________
Самое прекрасное слово на земле _________________.
_________- первое слово, которое произносит человек.
У ___________ самые добрые и ласковые руки. Они всё умеют. У __________ самое верное и чуткое сердце. В нём никогда не гаснет любовь. И чем больше твоя любовь к ___________ тем радостнее и светлее жизнь.
Давайте всегда помнить о своей __________!
Учитель: Прочитайте про себя текст. Какова тема этого текста? Назовите главную мысль этого текста. Как можно озаглавить этот текст?
Дети прочитывают предложения, вставляют пропущенные слова и самостоятельно записывают текст в тетрадь. При проверке ученики комментируют, в какой форме вставили слово. Называют его падеж.
8. Итог урока.
Учитель: Сейчас, мы попробуем расшифровать стихотворение.
Разгадывание шифровки.
ЫМ РОКДАПО МЕМА
КУПОПАТЬ ЕН НЕМСТА.
ГОПРИВИМТО МИСА,
МИВОИС КАРУМИ.
Дети разгадывают шифровку, зачитывают стихотворение вслух и поздравляют мам с праздником.
Мы подарок маме
Покупать не станем.
Приготовим сами,
Своими руками.
Каждый ребёнок, подходя к своей маме, целует её, вручает ей подарок и садится на своё место.