Время | Основные этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
1 мин. | I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих | | |
1мин. | 1.Организация рабочей обстановки. Приветствие. | Психологический настрой учащихся. | Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение. | |
3 мин. | 2.Проверка домашнего задания. | Опрос домашнего задания. | Учащиеся читают по одному предложению и комментируют вставленные орфограммы. | |
2 мин. | II. Актуализация изученных знаний Цель этапа: проверка знаний и умений по пройденному материалу. 1.Игра « Мозговой штурм». | Организация самостоятельной работы в виде теста. | Учащиеся объясняют вариант ответа. Учащиеся должны уметь распознавать местоимения как часть речи, определять морфологические признаки ,распознавать местоимения разных разрядов. | Тест 1) Подчеркните «лишнее» слово, учитывая разряды местоимений. Устно объясните выбор. 1. Этот 2. Твой 3. Тот 4. Столько 2) Найдите ошибку в определении разряда местоимений. Подчеркните нужный вариант. Устно исправьте ошибку. 1. Кое-кто - неопределённое 2. Себя - личное 3. Такой - указательное 4. Ты- личное 3) Подчеркните слово, которое пишется через дефис. Устно объясните выбор. 1. (ни) чего 2. (не) кто 3.(кое) чей |
5 мин. | 2. Словарно-орфографическая работа (игра «Орфографическая дуэль»). | | Работа в парах. Взаимопроверка. Учащиеся должны уметь употреблять в речи, правильно писать неопределенные местоимения с -то, -либо,- нибудь, кое-. | (Н…)чем (не) удивишь, (н..) (о) чем (не) догадывался, (не) делал (н..)кому зла, прик…снуться к чему..(нибудь), стряхнуть (с) него, поманить (за)собой, предл…жить кому…(нибудь), чей…(то) голос, (не) говорил (обо)мне. |
2 мин. | 3. Индивидуальная работа. | Организация индивидуальной работы. | Учащиеся должны уметь употреблять личные местоимения в нужном падеже, правильно изменять по падежам местоимения. | Задание: раскройте скобки и составьте словосочетания, определите разряд местоимений. Тоскуешь по (мы), подъехал к (он), советовался с (вы), заботился о (они), говорил обо ( я). |
2 мин. | 4.Игра «Четвёртое лишнее». Цель: активизация мыслительной деятельности. | | Учащиеся должны уметь распознавать местоимения как часть речи, определять морфологические признаки . | он, она, оно, я (мест 1 л, ост. – 3л) я, ты, они, он (все –ед.ч., мн.ч.) мы, он, но, вы (союз, ост.-мест) ты, к, от, за, (мест, ост- предлоги) мне, мну, мни, мнём (мест, ост – глаголы) |
1 мин. | III. Веселая физкультминутка. Цель: сохранение здоровьесберегающих технологий. | Организация физкультминутки для учащихся | Выполнение физических упражнений под музыку | |
2мин. | IV.Объяснение нового материала. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала (игра-путешествие по городу Местоимений). | Объявление темы урока. | Ученики должны правильно выбрать букву для написания слов, чтобы получилось слово. | Позв(о,а)лять шалости Велоси(п,пп)ед Янва(рь,р)ский Ждал н(е,и)сколько дней По(т,д)заголовок Пос(е,и)деть от горя Со(л,лл)дат Н(и,е)кто не забыт Лес(д,т)ница В(е,и)теран Ма(л,лл)яр Б(ь,ъ)ющийся Ветре(н,нн)ый Без(и,ы)нтересный С(е,и)бя |
2 мин. | 1.Знакомство с теоретическим материалом учебника. | Организация работы с учебником. | Самостоятельное знакомство с теоретическим материалом. | Параграф 85. |
6 мин. | 2.Формирование умения применять полученные знания. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала. | Организация коллективной работы | Работа с текстом. Учащиеся должны уметь употреблять местоимения для связи предложений и частей текста, использовать местоимения в речи в соответствии с закрепленными в языке этическими нормами. | Вместо пропусков нужно вставить определительные местоимения. Записать местоимения. Выделить окончания местоимений. Проверьте текст. Число книголюбов постоянно растёт. Для (………………) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком. (………………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (………………) выберет книгу, которая ему понравилась. |
5 мин. | 3. Закрепление материала( игра «Синтаксическая минутка»). | Организация парной работы. | Работают в парах, записывают предложения, находят определительные местоимения, подчеркивают их как члены предложения. При проверке оценивают друг друга. Учащиеся должны уметь определять синтаксическую роль местоимений. | Запишите предложения, найдите определительные местоимения, подчеркните их как члены предложения. 1.Всякая работа мастера хвалит. 2.На каждый роток не накинешь платок. 3.Всякая душа празднику рада. |
4 мин. | 4.Фронтальный опрос –беседа (игра «Блиц-опрос»). | Организация опроса. | Учащиеся отвечают на заданные вопросы. | Что называется местоимением? Какие разряды местоимений вы знаете? Каким членом предложения может быть местоимение? Какие личные местоимения вы знаете? Как вы думаете, почему эти местоимения называются личными? Как изменяются личные местоимения? Что вы знаете о возвратном местоимении себя? Какова особенность возвратного местоимения? Назовите притяжательные местоимения. На что указывают эти местоимения? Назовите указательные местоимения. Как изменяются указательные местоимения? Какие определительные местоимения вы знаете? Как они изменяются? |
4 мин. | V. Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | | Дают ответы на вопросы. Анализируют работу на уроке через самооценку. Заполняют оценочные листы. Записывают домашнее задание. | Домашнее задание: параграф 85,упр .№ 491 |
1. Повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении;
2. Сформировать умения и навыки нахождения определительных местоимений в тексте;
3. Сформировать понятие об определительных местоимениях, их значении, употреблении в речи;
4. Продолжить работу по формированию навыков и умений определять разряд местоимений.
1. Развивать аналитические способности учащихся (умения сравнивать, обобщать, делать выводы);
2. Продолжить работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
1. Воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка;
2. Воспитывать любовь к Родине, к чтению книг.