kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока письма

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Целями урока являются: знакомство с возникновением эпистолярного жанра, с его традициями, правилами, активизация интереса к эпистолярному жанру,знакомство с письмами великих русских писателей, развитие навыков правильного написания письма.

На уроке учащиеся познакомятся со способами передачи информациии во времена, когда отсутствовала письменность (сообщение готовит ученик), также заранее подготовленный обучающийся сделает сообщение по произведению Р.Киплинга "Когда было написано первое письмо". Учащиеся познакомятся с портретами создателей эпистолярного жанра: Эпикуром, Цицероном, Сенекой, Плинием-младшим.На уроке будет проведена лексическая работа, обучающиеся познакомятся с лексическим значением слов: адресант и адресат.Во время работы с учебником учащиеся узнают, что письма могут быть двух видов: личные и  деловые, поработают над исправлением ошибок в личных письмах. Кроме того обучающиеся познакомятся с правилами написания письма и правилами надписания конвертов, а также  с критериями оценивания писем. Всё это будет на мультимедийной презентации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока письма»

Ермолаева Снежана Васильевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж»

Урок русского языка по теме «Письмо», проведённый в 5 классе

Цели: сформировать представление учащихся о возникновении эпистолярного жанра, о его традициях; активизировать интерес к эпистолярному жанру, учить писать письма, использовать обращения в письмах; формировать интерес к творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать письма, соблюдая правила эпистолярного жанра, понимать роль писем в жизни человека.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Для определения темы урока учащимся предлагается загадка:

Семя плоско, поле гладко,

Кто умеет, тот и сеет.

Семя не всходит, а плод приносит.

Если не отгадали, предлагается загадка более простая:

На медные деньги объедет мир заклеенный пассажир (Письмо)

Итак, тема урока – «Письмо».

Какие цели мы поставим сегодня на уроке?

Познакомиться с видами писем, с правилами написания писем.

Учитель озвучивает неназванные цели урока.

  1. Знакомство с историей возникновения письма (сообщение подготовленного ученика).

В разных странах во времена отсутствия письменности сообщения люди посылали по-разному:

В Африке известия передавались с помощью дроби барабана-тамтама. Ритм имел какое-то определённое значение. Представитель племени поднимался на высокую гору и оттуда посылал с помощью барабана какое-либо известие соседям. Минус в том, что не всегда можно было услышать передаваемое сообщение. При каких-либо природных явлениях или после перемещения племени это было невозможно.

Большинство индейских племён для сообщений использовали верёвочки со специально завязанными узелками. Количество, размеры узелков и расстояние между ними имели какое-то определённое значение.

Когда-то коренные жители Австралии свои сообщения отсылали с помощью дыма от костра.

Учитель:

-Все эти сигнальные сообщения, естественно, не могли донести до своих адресатов всё то, что хотели адресанты.

Лексическая работа:

Адресат – тот, кому адресовано письмо, телеграмма, почтовое отправление. Адресант – это отправитель, тот, кто адресует почтовое отправление (письмо, телеграмму, бандероль).

Это современные значения этих слов. В древности, конечно, почтовых отделений не было, но были те, кто отправлял и получал сообщения.

Итак, с помощью сигнальных сообщений невозможно было передать всю информацию, которую хотели донести до своих соседей отправители. Для этого создали письменность, но сначала не в таком виде, в каком мы можем видеть её сейчас. Сначала появились рисуночные письма и письма иероглифами.

4.Знакомство с содержанием сказки Р.Киплинга «Как было написано первое письмо» (сообщение подготовленного ученика).

Учитель:

- Таким образом, рисуночные письма можно истолковать иначе, чем хотел автор послания.

Обратите внимание на иероглифы. Они также не могут передать всю информацию, так как в иероглифическом письме нет гласных, нет возможности назвать имена, клички и многое другое ( Например, перед вами 2 иероглифа, обозначающие звуки Д и Н. Какое это может быть слово? День? Дно? Дань? Дон? Может это имя Дина?)

5.Затем появилась письменность, и, как следствие, эпистолярная литература. С греческого языка это словосочетание переводится как «послание» или «переписка». Эпистолярная литература родилась в прекрасные времена Античности, в то время, когда жили великие философы и литераторы: Эпикур, Цицерон, Сенека, Плиний-младший (Обратить внимание на портреты). Их считают создателями эпистолярного жанра.

Вопрос учащимся:

-Что отличает письмо от другой литературы?

Письмо всегда предполагает того, кому оно адресовано, т.е. адресата. Необходимым условием для такого вида общения является искренность, доверительность, непринуждённость между людьми. Для письма характерны устоявшиеся этикетные формы приветствия и прощания. Они берут начало в глубине веков.

-Какое значение имеют письма?

Благодаря сохранившимся письмам мы можем узнать, например, о чём говорили писатели со своими друзьями, какими мыслями делились с ними.

(Образцы писем И.С.Тургенева и других писателей на мультимедийной презентации).

Во многих семьях хранятся треугольники фронтовых писем. Для нас это бесценная память.

Сейчас редко пишут письма, чаще общаются по телефону, а если и пишут, то смс-сообщения в мобильном телефоне или общаются по электронной почте. Безусловно, гораздо приятнее получить письмо от подруги, друга или родственника, которых давно не видели.

6. Работа по учебнику.

1)Наблюдение на с. 88(виды писем).

2)Упр.213. Определение стиля речи, аргументирование ответов.

3)Упр. 214. Определение вида письма (дружеское), обращение внимания на то, как начинается и заканчивается письмо, на знаки препинания при обращениях.

- Как написать письмо, чтобы оно не было сухим и формальным? Представьте, что ваша подруга или друг, с которым вы делитесь всеми своими мыслями, переживаниями, чувствами, уехал. Вы скучаете и очень хотите поговорить, но другого вида связи, кроме писем, нет. Попробуйте поговорить с ним или с ней письменно.

-О чём вы будете рассказывать в письме?

-Как вы обратитесь к нему или к ней?

-Как начать и закончить письмо?

Обращение к мультимедийной презентации:

Основные правила написания писем:

-Письма пишут только на хорошей бумаге (писать письмо на листах, вырванных из тетради, - признак дурного тона).

-Письмо лучше писать от руки (это касается частных писем; деловые письма обычно печатают на компьютере).

-Письмо необходимо начать со слов приветствия.

-Письмо не должно начинаться с изложения собственных новостей (следует сначала спросить о делах адресата).

- Должна соблюдаться логика построения письма: вступление, основная часть, заключение.

-Письмо должно быть написано грамотно (при затруднении в написании каких-либо слов обращайтесь к орфографическому словарю).

-Письмо не должно содержать различного рода вставок между строк или надписей на полях; если вам необходимо добавить какую-либо важную информацию, напишите РS, а затем нужную информацию.

-Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.

-Письмо нужно запечатать в конверт, который следует правильно надписать (принято сначала указывать фамилию, имя и отчество адресата, затем – название города, потом название улицы и номер дома).

7. Итог урока:

-Что нового узнали на уроке?

-Что отличает письмо от другой литературы?

-Какие виды писем вы знаете?

-Как сделать личное письмо интересным?

-Каковы правила написания письма?

8. Домашнее задание: написать письмо, правильно оформить конверт.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока письма

Автор: Ермолаева Снежана Васильевна

Дата: 21.03.2016

Номер свидетельства: 308295

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Конспект урока письма "
    ["seo_title"] => string(22) "konspiekt-uroka-pis-ma"
    ["file_id"] => string(6) "190680"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427207655"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока письма "Прописная буква В" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-pis-ma-propisnaia-bukva-v"
    ["file_id"] => string(6) "236756"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444148506"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока письма "Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце слова." "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-pis-ma-miaghkii-znak-dlia-oboznachieniia-miaghkosti-soghlasnykh-v-kontsie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "221264"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435154980"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока письма "Заглавная буква Н" 1 класс, УМК "Планета знаний""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-pis-ma-zaghlavnaia-bukva-n-1-klass-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "252231"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447345627"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Конспект урока письма в 1 классе"
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-pis-ma-v-1-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "308771"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458661938"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства