Конспект открытого урока
Тема: "Род имен существительных"
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока:
1) обучающие: способствовать развитию орфографической зоркости.
2) развивающие: развивать умения разпознавать род имен существительных.
3)воспитывающие: воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к школьному имуществу.
Оборудование: доска, таблица, карточки, учебник, интерактивная доска.
Ход урока
I.Организационный момент (слайд 2)
Учитель:
Проверь, дружок
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, всё в порядке:
II.Опрос домашнего задания(слайд 3)
-Что такое имя существительное? (Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)
III.Орфографическая минутка: Мальчик, девочка, старик, старушка. (проверка написании слов устно).
IV. Работа над связным текстом "Просто старушка".
Просто старушка
По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет, - ответил мальчик.
- Мама? - удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тётя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! - ответил ей мальчик. - Это просто старушка!
Вопросы по тексту
1.Кто шагал по дорожке? (Мальчик и девочка)
2.Кто шёл впереди?(пожилая женщина)
3.Что покрывало дорожку? (лёд)
4. Что она решила? ( помогает своей бабушке)
5.А кто же это был на самом деле? (просто старушка)
V.Изучение нового материала.
-Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные?
Грамматическая сказка
“Сначала все существительные были очень похожи. Даже королева их путала. И вот однажды она издала указ: “Кто придумает для моих слов – существительных различия, тот будет награждён”.Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал: пусть они будут мои, мужского рода. А жена схватила много слов себе и сказала: а это будут мои, женского рода. А все остальные слова остались посередине, лишние – среднего рода.
А вот он “секрет”.(слайд 9)
Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё”.
Это правило – твоё!(Учащиеся читают секрет хором)
VI.Закрепление нового материала.
1.Работа с учебником (упражнение 2, стр.56)
1.Пользуясь секретом королевы, запишите имена существительные в три столбика по родам. (Три ученика работают у доски).
-Сделайте вывод о том, как определить род у имени существительного.
2. Поставь прилагательное в нужную форму и определи род.
.небо (голубое, ср.р)
.природа (красивая, ж.р)
.музыка ( мелодичная, ж.р)
.цветок (ароматный м.р)
3. Групповая работа. С помощью сигнальных карточек определить род у имен существительных.(красная сигнальная карточка- имена существительные мужского рода, желтая- женского рода, зеленая- среднего рода). (слайд 13)
Дядя(м.р), озеро(ср.р.), отец(м.р.), мать(ж.р.), кофе (м.р.), окно(ср.р), голова(ж.р), обувь(ж.р), море,рояль (м.р.)
VII. Домашнее задание: правило на стр.56, на странице 57 упражнение 5.(слайд 14)
VIII. Итог урока(слайд 16)