Конспект урока русского языка в 3 классе УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: «Род имен существительных»
Цель: учить определять род имен существительных
Задачи: 1.Организовать работу по формированию понятия «род имён существительных»;
2. Развивать логическое мышление, внимание, познавательную активность, речь;
3. Воспитывать интерес к учению.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник «Русский язык» 3 кл. (С.В. Иванов, А.О. Евдокимова) часть 1
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
II Чистописание.
Х х // Х х //
III Работа над новым материалом.
1. Постановка учебной задачи.
Отгадайте загадки и запишите отгадки.
• Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)
• Нахмурится, насупится, в слёзы ударится – ничего не останется. (Туча)
• Носил меня зверь, а попал на людей. (Шуба)
• Где упрется хвостом, станет дырка потом. (Шило)
• Грамоты не знаю, а век пишу. (Ручка)
- К какой части речи относятся записанные слова?
- Что вы знаете об имени существительном?
- Посмотрите на ту часть торта, где написано «имя существительное» (учебник с. 146-147)
- С какими слоями мы уже знакомы?
- Какой слой нам незнаком? О каком слое торта будем говорить?
Сегодня мы узнаем, что существительные бывают мужского, женского и среднего рода. (запись на экране)
Имена существительные, к которым подставить слова он, мой, этот – МУЖСКОГО РОДА (м. р.) (например: брат, алфавит, язык)
Имена существительные, к которым подставить слова она, моя, эта – ЖЕНСКОГО РОДА (ж. р.) (например: внучка, польза, весна)
Имена существительные, к которым подставить слова оно, моё, это – СРЕДНЕГО РОДА (ср. р.) (например: дерево, перо, звено)
Послушайте, как у существительных появился род.
(В. Волина «Как у существительных род появился»)
Из этой истории вы узнаете, как у слов – существительных род появился. Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала.
И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов – существительных знаки различия, тот будет награждён».
А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.
Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода». Туда попали стул, стол, дом, мир и многие другие. «Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода». Туда попали земля, луна, весна и многие другие. «А те, что остались неопределёнными, пусть останутся среднего рода». Вот и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода.
Так род у существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом. Но она знала секрет различия рода существительных, а вам ребята, ещё предстоит открыть секрет узнавания рода имени существительного.
Прочитайте, какие существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду (учебник, с. 160)
Род мужской, конечно, мой:
Мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род помню я,
То, про что скажу, - моя:
Моя ручка, моя тучка
И тетрадь моя.
Средний род – оно, моё:
Моё окно, село моё.
Физкультминутка
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
2. Упражнение в определении рода имен существительных.
1) Вернитесь к словам-отгадкам, записанным в тетради и определите род у этих слов (пишут над каждым словом карандашом)
2) Работа с учебником
Учебник с. 160 упр. 1 (устно)
- Какая часть слова помогла тебе образовать новые слова?
- К каким словам нельзя подобрать однокоренные слова женского рода? (петух, бык)
Учебник с. 160 упр. 2 (по образцу)
- От чего зависит выбор формы имени прилагательного?
- Прочитайте правило в учебнике, с. 161 и алгоритм «Как определить род имени существительного».
3) Работа в парах (запись на экране)
орёл, сова, гнездо, конь, облако, доктор, колесо, болото, осина, солома, мышь, окно.
- Распределите слова по столбикам: ж. р. м. р. ср. р.
Проверка.
III Рефлексия.
IV Оценивание.
V Итог урока.
- Что нового вы узнали об имени существительном?
- Какого рода бывают имена существительные?
- Как определить род имени существительного?
- От чего зависит выбор формы имени прилагательного?
Домашнее задание: знать алгоритм определения рода имен существительных (учебник, с. 160); рабочая тетрадь с. 53, упр. 6, 7
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
• Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)
• Нахмурится, насупится, в слёзы ударится – ничего не останется. (Туча)
• Носил меня зверь, а попал на людей. (Шуба)
• Где упрется хвостом, станет дырка потом. (Шило)
• Грамоты не знаю, а век пишу. (Ручка)
- К какой части речи относятся записанные слова?
- Что вы знаете об имени существительном?
- Посмотрите на ту часть торта, где написано «имя существительное» (учебник с. 146-147)
- С какими слоями мы уже знакомы?
- Какой слой нам незнаком? О каком слое торта будем говорить?
Сегодня мы узнаем, что существительные бывают мужского, женского и среднего рода. (запись на экране)
Имена существительные, к которым подставить слова он, мой, этот – мужского рода (м. р.) (например: брат, алфавит, язык)
Имена существительные, к которым подставить слова она, моя, эта – женского рода (ж. р.) (например: внучка, польза, весна)
Имена существительные, к которым подставить слова оно, моё, это – среднего рода (ср. р.) (например: дерево, перо, звено)
Послушайте, как у существительных появился род.
(В. Волина «Как у существительных род появился»)
Из этой истории вы узнаете, как у слов – существительных род появился. Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала.
И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов – существительных знаки различия, тот будет награждён».
А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.
Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода». Туда попали стул, стол, дом, мир и многие другие. «Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода». Туда попали земля, луна, весна и многие другие. «А те, что остались неопределёнными, пусть останутся среднего рода». Вот и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода.
Так род у существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом. Но она знала секрет различия рода существительных, а вам ребята, ещё предстоит открыть секрет узнавания рода имени существительного.
Прочитайте, какие существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду (учебник, с. 160)
Род мужской, конечно, мой:
Мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род помню я,
То, про что скажу, - моя:
Моя ручка, моя тучка
И тетрадь моя.
Средний род – оно, моё:
Моё окно, село моё.
Физкультминутка
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
2. Упражнение в определении рода имен существительных.
1) Вернитесь к словам-отгадкам, записанным в тетради и определите род у этих слов (пишут над каждым словом карандашом)
2) Работа с учебником
Учебник с. 160 упр. 1 (устно)
- Какая часть слова помогла тебе образовать новые слова?
- К каким словам нельзя подобрать однокоренные слова женского рода? (петух, бык)
Учебник с. 160 упр. 2 (по образцу)
- От чего зависит выбор формы имени прилагательного?
- Прочитайте правило в учебнике, с. 161 и алгоритм «Как определить род имени существительного».