Просмотр содержимого документа
«Конспект по русскому языку 3 класс по теме "Род имен существительных"»
МКОУ Николаевская средняя общеобразовательная школа
План конспект урока
по русскому языку ФГОС в 3 классе
"Род имен существительных"
Автор:
Солодовникова Вера Александровна.
2018 г.
Тема: Род имен существительных
Тема: Имена прилагательные единственного числа женского рода
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.
Задачи:
актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;
- организовать деятельность по выбору способа определения рода существительного. -сформировать у детей общее понятие о склонении прилагательных женского рода; - обогащать речь и словарный запас;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на зимние проявления природы;
- формирование потребности писать грамотно;
- воспитание учебной активности;
- расширение знаний о родном языке.
Прогнозируемые результаты
Личностные:
- ценностное отношение к процессу определения рода существительного; прилагательного
- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ; прилагательного
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
умение принимать и сохранять цель урока;
умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных; прилагательных
умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
- знание о постоянных признаках существительного; прилагательного
- умение применять знания в жизненных ситуациях;
- умение определять род существительных , прилагательных
Воспитательные.
Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу.
Организация детей к уроку.
- С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
- Начну наш урок с загадки. Отгадайте её.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
- Да, это зима. Какие прилагательные вы бы подобрали к слову зима?
- Кто-то скажет: ”Холодная и снежная”, а кто-то возразит: “Вовсе не холодная и не вьюжная”. “Красивая, пушистая и белоснежная!” – восхищённо воскликнет другой. А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем.
- Ребята, а вы любите зиму? За что?
- Сегодня у нас с вами необычный урок, волшебный урок. Мы оправимся в гости к зимушке – зиме. Пожалуем к ней не с пустыми руками. А принесём ей снежинки, которые вы будете получать за правильное выполнение задания на уроке.
- Вы хотите побывать в гостях у зимы? Тогда в путь!
2. Работа в тетради. (Дети записывают дату, день недели, классная работа.)
Минута чистого и красивого письма.
-- Зима – удивительное, волшебное время года. Она предлагает вам красиво, каллиграфически правильно написать букву, а какую, вы отгадайте. Она обозначает звонкий согласный звук, она парная согласная, её «соседями» в алфавите являются буквы «Ж» и «И»
- Отгадали. Какая это буква?
- Правильно, это буква З.
Записываем букву Зз
зима зимний зимняя зимнее зимние
Какие части речи здесь есть?
- Вы постарались, написали красиво, аккуратно, поэтому первая снежинка ваша.
( прикрепляю снежинку на доску)
Словарная работа.
- Зима приносит нам много развлечений. Об одном из них вы узнаете, отгадав загадку.
По снегу покатите-
Я подрасту.
На костре согрейте-
Я пропаду.
- Да, это снежок. Вы любите играть в снежки?
- Тогда поиграем, но снежки у нас будут необычные, не из снега, а из букв.
- Перед вами словарные слова, в которых пропущены буквы, а ниже «снежки» с этими буквами.
- С помощью снежков вспомним словарные слова. Восстановите слова.
- Запишите: словарный диктант.
- Записывать будем в строчку, через запятую, вставляя пропущенные буквы, ставя ударение.
-Первым бросает снежок…
д… кабрь за…. ц
ин… й к… ртина Слайд
сев… р ф… враль
к… л… ндарь пр … красный
мес … ц …нварь
ул… ца п… года
- Вот мы с вами и в «снежки» поиграли и словарные слова повторили. Думаю, что хорошо справились с этим заданием, заработали ещё одну снежинку.
Что вы можете о них сказать? (Это существительные)
Что такое имя существительное?( Ответы детей.)
Вы знакомы с именем существительным? Чтобы не ошибиться в выборе буквы, что нужно сделать?(Подобрать проверочное слово.)
.- Разделите слова на две группы. По какому признаку можно разделить слова на две группы? (одушевленные и неодушевленные) Очень хорошо. Молодцы!
-Объясните, что нужно сделать? Выполняйте самостоятельно, затем проверим.
Взаимопроверка: комментирование с места.
-Кто выполнил всю работу без ошибок? Поставьте соседу на полях «5». Молодцы! Кто допустил 1-2 ошибки? Оценка «4». Кто более 2-х? Будьте внимательнее в следующий раз.
- Ребята, по пути в гости к зиме, вам предстоит встреча с одним интересным и необычным героем.
- А кто это, вы узнаете, как только мы его «вылепим из снега», правда не из настоящего снега.
- Я буду задавать вам вопросы. Из каждого вашего правильного ответа мы будем собирать этого героя, то есть «лепить».
( на слайде появляются детали снеговика) Слайд
1)На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
2) Что оно обозначает?
3) Как изменяется имя прилагательное?
4)Как определить род, число, падеж у имени прилагательного?
5)С какой частью речи связано?
6) Что образует с существительным?
7) На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода
именительного падежа?
8) На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода
именительного падежа?
9) На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода
именительного падежа?
10) Какую роль играют прилагательные в нашей речи?
- Кого мы «вылепили»?
- Снеговика.
- Молодцы! Хорошо повторили всё, что знали об имени прилагательном, а значит получаете ещё одну снежинку.
( прикрепляю снежинку на доску)
5 Изучение новой темы.
А теперь эти же слова разделите на три группы (дети делят слова на группы, объясняют свой выбор)
-К каким из этих слов можно поставить слова он, мой? (котёнок, волчок, малыш) Это существительные мужского рода. К каким – слова она, моя? (звезда, свеча, пчела) Это существительные женского рода. К каким – оно, моё? (перо, облако) Это существительные среднего рода.
- Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю выучить стихотворение:
Женский род запомню я
И скажу: она, моя
И запомню род мужской
И опять скажу: он, мой.
Средний род: оно, моё.
Это правило твоё.
-Запишите эти слова в тетрадь по образцу .
Ж. р. М. р. Ср. р.
…….. ……… ………… (Слайд 14)
-Что узнали сегодня об имени существительном? ( они бывают м.р., ж.р., с.р.) Какая же тема сегодняшнего урока? (род имен существительных) Умнички!
Поставьте перед собой цель. (Дети ставят цели)
Наша задача: научиться определять род имён существительных.
- Какого рода бывают имена существительные? (Муж.р., жен.р., ср.р.) Молодцы!
5. 3 кл слушает на диске объяснение темы, 4 класс работают с учебником с таблицей упр.58, упр.59..
6 Физминутка
Вы устали, засиделись? Вам размяться захотелось? Отложите вы тетрадки, Приступаем мы к зарядке.
Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка, На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть. Семь, восемь - лень отбросим.
Определение рода имени существительного.
- Сейчас мы будем выполнять творческое задание 3 кл(4 кл 2 чел у доски узкая лента, легкая пушинка склонять)
Помогите братьям спустится. Для этого правильно определите род существительных.
7 .Включение нового знания в систему знаний.
Физкультминутка для глаз.
Работа по учебнику 3 кл упр 42, 4 класс самостоятельная работа
Самостоятельна работа. Слайд
- Сегодня весь урок мы собирали снежинки. Да и какая зима без снега, снежинок.
Подул ветерок, и с неба посыпались снежинки. Кружатся, порхают в воздухе и падают на землю – одна красивее другой!
- К вам на парты тоже легли снежинки, но это необычные снежинки, а волшебные. На них для вас написано задание, которое будете выполнять самостоятельно, записывая его в тетрадь.
- Прочитайте задание. Дополнительное задание не для всех, а для тех, кто быстро вставит окончания и определит падеж у прилагательных.
( Задание написано на снежинках)
Списать, дописывая окончания.
Определить падеж у имён прилагательных.
В син… луже, с зимн… рыбалки,
о русск… лесе, с дальн… севера.
в дальн… дорогу, на березов… ветке.
Дополнительное задание: составить с одним из словосочетаний
одно предложение, указать части речи.
( выборочно проверяю)
- Молодцы! Работали хорошо и поэтому эта снежинка ваша.
(прикрепляю снежинку на доску)
Словарная работа 3 кл загадка
Днем спит на ней подушка,
А по ночам- Андрюшка
(записать, составить предложение)
4 кл
Экскурсия
8 Итог урока. Рефлексия деятельности.
Подведём итог тому, что узнали нового. Я буду начинать предложение, а вы продолжайте.
Имена прилагательные единственного числа женского рода во всех косвенных падежах, кроме винительного, отвечают на вопрос… какой?
Имена прилагательные единственного числа женского рода одинаково
То есть имеют… одни и те же окончания в каждом падеже.
Какова была цель урока?
- Какие знания мы открыли?
Какие способы определения рода имени сущ. мы узнали?
-Научились мы определять род имен существительных?
- Давайте посчитаем все снежинки.
- Наше путешествие подошло к концу. Вот мы и пришли к Зиме. Она рада нас всех видеть, благодарит вас за урок, а эти снежинки мы дарим ей. Слайды № №
- Продолжите: Слайд №
Сегодня на уроке я:
*повторил….. *было интересно… *было трудно ….
- Всем, кто получили оценки, подойдут ко мне с дневниками.