Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Род имён существительных».
Тип урока: комбинированный.
Цель: Образовательные:
-формирование учебной компетенции определения рода имён существительных;
-уметь согласовывать прилагательное с именами существительными.
Развивающие:
-развивать умения самостоятельной работы с учебником и дополнительным материалом.
Воспитательные:
-воспитание внимательного отношения к слову.
Здоровьесберегающая среда:
-соблюдение гигиенических условий (чистота кабинета, проветривание перед уроками, освещение кабинета, чистота доски).
-контроль учителя за осанкой учащихся в течение урока.
Оборудование: презентации, учебник, ноутбук.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас открытый урок. Вы должны показать, как хорошо и активно вы умеете работать.
2. Работа по теме урока.
- Давайте повторим пройденный материал по теме имя существительное.
- Какая часть речи называется именем существительным?
- Как изменяются имена существительные?
- Сколько падежей в русском языке?
- Какую роль выполняют имена существительные в предложении?
- Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы!
- А сейчас я прочитаю слова, а ваша задача – определить, что общего у этих слов и чем они отличаются: пиала, медведь, портфель, пассажир, класс, корова, собака, заяц, обои, воробей, урожай, ножницы, джинсы.
-Вопрос к классу: сколько родов существует для имени существительного?
-как определить какого рода имена существительные?
-какие окончания у имен существительных мужского рода?
- какие окончания у имен существительных женского рода?
-какие окончания у имен существительных среднего рода?
Мужской род
Женский род
Средний род
-имеют нулевое окончание: мир, голубь. -некоторые имена существительные мужского рода оканчиваются на –а, -я: юноша, Коля
-имена существительные женского рода обычно оканчиваются на –а, -я,: дружба, голубка, няня, а также могут иметь нулевое окончание: степь, печь.
-имена существительные среднего рода оканчиваются на –о, -е: гнездо, предание.
Задание 1. Распределительный диктант (письменно).
Запишите существительные, укажите, к какому роду они относятся.
Мастер, день, государство, любовь, земля, село, конь, поле
Задание 2. Решите «уравнения», подобрав вместо Х однокоренные существительные женского рода. (Устно).
- Пианист: пианистка = студент - х_______(студентка)
- Грек: гречанка = турок - х__________(турчанка)
- Купец: купчиха = пловец – х________(пловчиха – разговорное слово)- ответ.
- Артист: артистка = машинист – х____(машинистка)
- Обозначьте суффикс, образующий новое слово.
- В каком случае «уравнение» решить нельзя и почему?
- Вывод по заданию: В разговорной речи имеется устойчивая тенденция к образованию парных существительных женского рода по продуктивным моделям: геолог - геологиня, врач – врачиха. Все они нарушают нормы современного русского литературного языка и употребляются лишь в исключительных случаях.
Задание 4. устно
Даны слова: забияка, рёва, обжора, работяга, злюка, подлиза, непоседа, задира, засоня.
1.Опережающее задание: Определите род данных имён существительных? Он или она? Мой или моя?
2.Неясно?
Вывод по заданию:
Эти слова называются словами общего рода, и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте.
Какой мальчик обжора!
Какая девочка обжора!
ЗАДАНИЕ 5. Создание проблемной ситуации. Всегда ли легко определить род?
Работа с таблицей (устно).
Определить род имён существительных сложно. Есть слова, которые нужно запомнить, сверять по орфографическому словарю. В этом и заключается богатство русского языка.
Женский род
Мужской род
Средний род
Мозоль
вуаль
туфля
Тюль
Лебедь
шампунь
Какао
Повидло
кофе
Вывод по заданию: Род имен существительных с ь на конце можно определить по окончанию Р.п. Существительные мужского рода в Р.п. в ед.ч. имеют окончание –я: тюль- тюля, лебедь- лебедя; существительные ж.р. – окончание –и: мозоль- мозоли, вуаль- вуали.
Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова двух родов: ароматное какао – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода, но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде: сгущённое кофе с молоком».
Физкультминутка.
Белки
Белки при прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)
Будем в классики играть
Будем в классики играть,
На одной ноге скакать.
А теперь ещё немножко
На другой поскачем ножке.
(Прыжки на одной ножке)
3.Итог урока.
- РЕФЛЕКСИЯ. Обобщим изученное на уроке. «Знаю».
Ответьте на вопросы учителя.
-Как определяем род склоняемых имён существительных?
- (род имен существительных можно определить по окончанию)
ЗАПОМНИ
У многих слов трудно определить род. К ним относятся существительные:
а) мужского рода: толь, тюль, ботинок, табель, занавес, комментарий, корректив, овощ, погон, рельс, рояль, санаторий, профилакторий, зал, сленг;
б) женского рода: бандероль, бакенбарда, туфля, тапка, простыня, мозоль, просека, расценка;
в) среднего рода: полотенце, повидло, чучело, щупальце.
- Запомните данные слова! Употребление их в другом роде является грубым нарушением нормы!
Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке. Поставьте на полях тетради +, если отвечаете «ДА», если «НЕТ», то -.
1. Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное?
2. Сможешь ли ты определить род имен существительных?
3. Согласен ли ты, что в русском языке только два рода имен существительных?
4. Можешь ли при определении рода пользоваться словами- подсказками?
5. Сможешь ли ты определить род имен существительных во множественном числе?
- У кого 4 +? Молодцы.
-У кого нет, не огорчайтесь, время для исправления ещё есть.
Домашнее задание.
Параграф-68
упражнение № 513