kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку по теме "Род имен существительных" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Род имён существительных». 

Тип урока: комбинированный.

Цель: Образовательные:

-формирование учебной компетенции определения рода имён существительных;

-уметь согласовывать прилагательное с именами существительными.

Развивающие:

-развивать умения самостоятельной работы с учебником и дополнительным материалом.

Воспитательные:

-воспитание внимательного отношения к слову.

Здоровьесберегающая среда:

-соблюдение гигиенических условий (чистота кабинета, проветривание перед уроками, освещение кабинета, чистота доски).

-контроль учителя за осанкой учащихся в течение урока.

Оборудование: презентации, учебник, ноутбук.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас открытый урок. Вы должны показать, как хорошо и активно вы умеете работать.

2. Работа по теме урока.

- Давайте повторим пройденный материал по теме имя существительное.

  • Какая часть речи называется именем существительным?
  • Как изменяются имена существительные?
  • Сколько падежей в русском языке?
  • Какую роль выполняют имена существительные в предложении?

- Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы!

- А сейчас я прочитаю слова, а ваша задача – определить, что общего у этих слов и чем они отличаются: пиала, медведь, портфель, пассажир, класс, корова, собака, заяц, обои,  воробей, урожай, ножницы, джинсы.

 

 

-Вопрос к классу: сколько родов существует для имени существительного?

-как определить какого рода имена существительные?

-какие окончания у имен существительных мужского рода?

- какие окончания у имен существительных женского рода?

-какие окончания у имен существительных среднего рода?

Мужской род

Женский род

Средний род

-имеют нулевое окончание: мир, голубь. -некоторые  имена существительные мужского рода оканчиваются на –а, -я: юноша, Коля

-имена существительные женского рода обычно оканчиваются на –а, -я,: дружба, голубка, няня, а также могут иметь нулевое окончание: степь, печь.

-имена существительные среднего рода оканчиваются на –о, -е: гнездо, предание.

Задание 1. Распределительный диктант (письменно).

Запишите существительные, укажите, к какому роду они относятся.

Мастер, день, государство, любовь, земля, село, конь, поле

Задание 2. Решите «уравнения», подобрав вместо Х однокоренные    существительные женского рода. (Устно).

  • Пианист: пианистка = студент - х_______(студентка)
  • Грек: гречанка = турок - х__________(турчанка)
  • Купец: купчиха = пловец – х________(пловчиха – разговорное слово)- ответ.
  • Артист: артистка = машинист – х____(машинистка)
  • Обозначьте суффикс, образующий новое слово.
  • В каком случае «уравнение» решить нельзя и почему?
  • Вывод по заданию: В разговорной речи имеется устойчивая тенденция к образованию парных существительных женского рода по продуктивным моделям: геолог - геологиня, врач – врачиха. Все они нарушают нормы современного русского литературного языка и употребляются лишь в исключительных случаях.

Задание 4. устно

Даны слова: забияка, рёва, обжора, работяга, злюка, подлиза, непоседа,  задира, засоня.

1.Опережающее задание: Определите род данных имён существительных? Он или она? Мой или моя?

2.Неясно?

Вывод по заданию:

Эти слова называются словами общего рода, и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте.

Какой мальчик обжора!

Какая девочка обжора!

ЗАДАНИЕ 5. Создание проблемной ситуации. Всегда ли легко определить род?

Работа с таблицей (устно).

Определить род имён существительных сложно. Есть слова, которые нужно запомнить, сверять по орфографическому словарю. В этом и заключается богатство русского языка.

Женский род

Мужской род

Средний род

Мозоль

вуаль

туфля

Тюль

Лебедь

шампунь

Какао

Повидло

кофе

Вывод по заданию:  Род имен существительных с ь на конце можно определить по окончанию Р.п. Существительные мужского рода в Р.п. в ед.ч. имеют окончание –я: тюль- тюля, лебедь- лебедя; существительные ж.р. – окончание –и: мозоль- мозоли, вуаль- вуали.

Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова двух родов: ароматное какао – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода, но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде: сгущённое кофе с молоком».

 Физкультминутка.

Белки 
Белки при прыгают по веткам. 
Прыг да скок, прыг да скок! 
Забираются нередко 
Высоко, высоко! (Прыжки на месте.) 
Будем в классики играть 
Будем в классики играть, 
На одной ноге скакать. 
А теперь ещё немножко
На другой поскачем ножке.

(Прыжки на одной ножке)

3.Итог урока.

  • РЕФЛЕКСИЯ. Обобщим изученное на уроке. «Знаю».

Ответьте на вопросы учителя.

-Как определяем род склоняемых имён существительных?

- (род имен существительных можно определить по окончанию)

 

 

 

ЗАПОМНИ

У многих слов трудно определить род. К ним относятся существительные:

а) мужского рода: толь, тюль, ботинок, табель, занавес, комментарий, корректив, овощ, погон, рельс, рояль, санаторий, профилакторий, зал, сленг;

б) женского рода: бандероль, бакенбарда, туфля, тапка, простыня, мозоль, просека, расценка;

в) среднего рода: полотенце, повидло, чучело, щупальце.

  1. Запомните данные слова! Употребление их в другом роде является грубым нарушением нормы!

Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке. Поставьте на полях тетради +, если отвечаете «ДА», если «НЕТ», то -.

1. Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное?

2. Сможешь ли ты определить род имен существительных?

3. Согласен ли ты, что в русском языке только два рода имен существительных?

4. Можешь ли при определении рода пользоваться словами- подсказками?

5. Сможешь ли ты определить род имен существительных во множественном числе?

- У кого 4 +? Молодцы.

-У кого нет, не огорчайтесь, время для исправления ещё есть.

 Домашнее задание.

Параграф-68
упражнение № 513

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Род имен существительных" 5 класс»

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Род имён существительных».

Тип урока: комбинированный.

Цель: Образовательные:

-формирование учебной компетенции определения рода имён существительных;

-уметь согласовывать прилагательное с именами существительными.

Развивающие:

-развивать умения самостоятельной работы с учебником и дополнительным материалом.

Воспитательные:

-воспитание внимательного отношения к слову.

Здоровьесберегающая среда:

-соблюдение гигиенических условий (чистота кабинета, проветривание перед уроками, освещение кабинета, чистота доски).

-контроль учителя за осанкой учащихся в течение урока.

Оборудование: презентации, учебник, ноутбук.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас открытый урок. Вы должны показать, как хорошо и активно вы умеете работать.

2. Работа по теме урока.

- Давайте повторим пройденный материал по теме имя существительное.

  • Какая часть речи называется именем существительным?

  • Как изменяются имена существительные?

  • Сколько падежей в русском языке?

  • Какую роль выполняют имена существительные в предложении?

- Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы!

- А сейчас я прочитаю слова, а ваша задача – определить, что общего у этих слов и чем они отличаются: пиала, медведь, портфель, пассажир, класс, корова, собака, заяц, обои, воробей, урожай, ножницы, джинсы.





-Вопрос к классу: сколько родов существует для имени существительного?

-как определить какого рода имена существительные?

-какие окончания у имен существительных мужского рода?

- какие окончания у имен существительных женского рода?

-какие окончания у имен существительных среднего рода?

Мужской род

Женский род

Средний род

-имеют нулевое окончание: мир, голубь. -некоторые имена существительные мужского рода оканчиваются на –а, -я: юноша, Коля

-имена существительные женского рода обычно оканчиваются на –а, -я,: дружба, голубка, няня, а также могут иметь нулевое окончание: степь , печь.


-имена существительные среднего рода оканчиваются на –о, -е: гнездо, предание.






Задание 1. Распределительный диктант (письменно).

Запишите существительные, укажите, к какому роду они относятся.

Мастер, день, государство, любовь, земля, село, конь, поле


Задание 2. Решите «уравнения», подобрав вместо Х однокоренные существительные женского рода. (Устно).

  • Пианист: пианистка = студент - х_______(студентка)

  • Грек: гречанка = турок - х__________(турчанка)

  • Купец: купчиха = пловец – х________(пловчиха – разговорное слово)- ответ.

  • Артист: артистка = машинист – х____(машинистка)

  • Обозначьте суффикс, образующий новое слово.

  • В каком случае «уравнение» решить нельзя и почему?

  • Вывод по заданию: В разговорной речи имеется устойчивая тенденция к образованию парных существительных женского рода по продуктивным моделям: геолог - геологиня, врач – врачиха. Все они нарушают нормы современного русского литературного языка и употребляются лишь в исключительных случаях.

Задание 4. устно

Даны слова: забияка, рёва, обжора, работяга, злюка, подлиза, непоседа, задира, засоня.

1.Опережающее задание: Определите род данных имён существительных? Он или она? Мой или моя?

2.Неясно?

Вывод по заданию:

Эти слова называются словами общего рода, и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте.

Какой мальчик обжора!

Какая девочка обжора!

ЗАДАНИЕ 5. Создание проблемной ситуации. Всегда ли легко определить род?

Работа с таблицей (устно).

Определить род имён существительных сложно. Есть слова, которые нужно запомнить, сверять по орфографическому словарю. В этом и заключается богатство русского языка.






Женский род

Мужской род

Средний род

Мозоль

вуаль

туфля

Тюль

Лебедь

шампунь

Какао

Повидло


кофе

Вывод по заданию: Род имен существительных с ь на конце можно определить по окончанию Р.п. Существительные мужского рода в Р.п. в ед.ч. имеют окончание –я: тюль- тюля, лебедь- лебедя; существительные ж.р. – окончание –и: мозоль- мозоли, вуаль- вуали.

Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова двух родов: ароматное какао – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода, но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде: сгущённое кофе с молоком».

Физкультминутка.

Белки 
Белки при прыгают по веткам. 
Прыг да скок, прыг да скок! 
Забираются нередко 
Высоко, высоко! (Прыжки на месте.) 
Будем в классики играть 
Будем в классики играть, 
На одной ноге скакать. 
А теперь ещё немножко
На другой поскачем ножке.

(Прыжки на одной ножке)


3.Итог урока.

  • РЕФЛЕКСИЯ. Обобщим изученное на уроке. «Знаю».

Ответьте на вопросы учителя.

-Как определяем род склоняемых имён существительных?

- (род имен существительных можно определить по окончанию)







ЗАПОМНИ

У многих слов трудно определить род. К ним относятся существительные:

а) мужского рода: толь, тюль, ботинок, табель, занавес, комментарий, корректив, овощ, погон, рельс, рояль, санаторий, профилакторий, зал, сленг;

б) женского рода: бандероль, бакенбарда, туфля, тапка, простыня, мозоль, просека, расценка;

в) среднего рода: полотенце, повидло, чучело, щупальце.

  1. Запомните данные слова! Употребление их в другом роде является грубым нарушением нормы!

Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке. Поставьте на полях тетради +, если отвечаете «ДА», если «НЕТ», то -.

1. Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное?

2. Сможешь ли ты определить род имен существительных?

3. Согласен ли ты, что в русском языке только два рода имен существительных?

4. Можешь ли при определении рода пользоваться словами- подсказками?

5. Сможешь ли ты определить род имен существительных во множественном числе?

- У кого 4 +? Молодцы.

-У кого нет, не огорчайтесь, время для исправления ещё есть.


Домашнее задание.

Параграф-68
упражнение № 513












































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку по теме "Род имен существительных" 5 класс

Автор: Аллаярова Миляуша Рафаэловна

Дата: 05.04.2016

Номер свидетельства: 315490

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока русского языка для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "132619"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416382922"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока русского языка в 6 "а" классе "Род имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-a-klassie-rod-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "171006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423630958"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока русского языка по теме "Собирательные числительные""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekturokarusskoghoiazykapotiemiesobiratielnyiechislitielnyie"
    ["file_id"] => string(6) "293676"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455531935"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства