Конспект урока на тему: "Род несклоняемых име?н существительных"
Конспект урока на тему: "Род несклоняемых име?н существительных"
Конспект урока построен на основе технологии разноуровневого обучения и содержит задания для трёх уровней: А (слабый), В (средний), С (сильный). Разработка урока посвящена роду несклоняемых име?н существительных.
Цели урока:
углублять знания учащихся об имени существительном;
познакомить учащихся с родом несклоняемых имён существительных;
развивать умение использовать несклоняемые имена существительные в речи с учетом их рода;
развивать орфографическую зоркость;
воспитывать интерес к русскому языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Род несклоняемых име?н существительных"»
Баянова Л.А.
ОГБОУ «Центр образования
для детей с особыми образовательными
потребностями г. Смоленска»
Конспект урока
1. Название модуля: «Род несклоняемых имён существительных».
2. Интегрирующая дидактическая цель: дать представление учащимся о роде несклоняемых именах существительных.
3. Целевой план действий для учащихся:
углублять знания учащихся об имени существительном;
познакомить учащихся с родом несклоняемых имён существительных;
развивать умение использовать несклоняемые имена существительные в речи с учетом их рода;
развивать орфографическую зоркость;
воспитывать интерес к русскому языку.
4. Банк информации: а) входной контроль.
Уровень А.
Какие существительные называются несклоняемыми? (Некоторые имена существительные не изменяются по падежам (не склоняются), они называются несклоняемыми. Они имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, например: (слушаю) радио (В.п.), (передать) по радио (Д.п.)).
Альтернативный вопрос. Дайте определение имени существительному. Какие категории Вы знаете у имени существительного? Как изменяются имена существительные? (Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?что?
Имена существительные относятся либо к мужскому, либо к женскому, дибо к среднему роду; являются собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными.
Большинство имен существительных изменяется по падежам и числам.
В предложении имена существительные бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.).
Уровень В.
Какие существительные называются несклоняемыми? Приведите примеры. (Некоторые имена существительные не изменяются по падежам (не склоняются), они называются несклоняемыми. Они имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, например: (слушаю) радио (В.п.), (передать) по радио (Д.п.)).
Альтернативный вопрос: задание уровня А.
Уровень С.
Какик группы несклоняемых существительных Вы знаете? Приведите примеры. (Некоторые имена существительные не изменяются по падежам (не склоняются). Они имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, например: (слушаю) радио (В.п.), (передать) по радио (Д.п.).
К несклоняемым именам существительным относятся:
а) многие существительные иноязычного происхождения — собственные и нарицательные — с конечными гласными -о, -е, -и, -у, -ю и с конечным ударным -а: без пальто, по шоссе, на такси, в меню; поэма Гейне, роман Дюма, опера Верди, пьеса Шоу; через Паде-Кале, в Брно, возле Туапсе, по Сочи;
б) иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: стихи Ольги Берггольц, роман писательницы Войнич; к знакомой мисс;
в) русские и украинские фамилии на -о и -их (-ых): у Сухих, с Дурново, о Шевченко;
г) сложносокращённые слова звукового, буквенного и смешанного характера, оканчивающиеся на гласный: наше ТОО, из ЦДРИ, для самбо, в СМИ.).
Альтернативный вопрос: задание уровня В.
б) объяснение нового материала (адаптировано для всех уровней).
Род несклоняемых имён существительных
Несклоняемые неодушевленные имена существительные иноязычного происхождения относятся преимущественно к среднему роду, например: шелковое кашне, осенне пальто. К мужскому роду относятся: досадный пенальти, черный кофе, жуткий торнадо; к женскому — свежая кольраби, широкая авеню.
Несклоняемые одушевленные имена существительные иноязычного происхождения относятся к женскому роду, если обозначают лиц женского пола, например: пожилая мадам, изысканная леди; к мужскому, если обозначают лиц мужского пола или животных, например: известный конферансье, серый кенгуру.
Род сложносокращённых слов, образованных из начальных букв, определяется о роду главного, ведущего слова, лежащего в основе соответствующего сочетания. Например, СНГ — Содружество Независимых Государств. Главное слово содружество среднего рода, значит, сложносокращённое слово СНГ, образованное из начальных букв, среднего рода.
Некоторые сложносокращённые слова, оканчивающиеся на твердую согласную, являются существительными мужского рода, если они образованы из начальных звуков, например: вуз, МИД.
в) закрепление нового материала.
Уровень А.
Задание 1.
Цель: развивать навык нахождения несклоняемых существительных; совершенствовать умение определять их род.
Методический комментарий для учащихся: Укажите несклоняемые имена существительные, определите их род.
Стало холодно, придется надеть пальто.
Шоссе тянется на сотни километров.
Краткий вывод из сказанного называется резюме.
Дайте нам кофе и какао.
Лимпопо протекает в Африке.
Ответ. Пальто (ср.р), шоссе (ср.р.), резюме (ср.р.), кофе (м.р.; ср.р — вариант нормы), какао — ср.р., Лимпопо — река ж.р.
Задание 2.
Цель: развивать умение определять род несклоняемых имен существительных; развивать навыки согласования несклоняемых имен существительных с именами прилагательными.
Методический комментарий для учащихся: Определите род несклоняемых имен существительных, подберите к данным словам имена прилагательные, используя слова для справок
Радио, жюри, кино, депо, желе, пони, шимпанзе, какао, Баку, пальто.
Слова для справок: интересное, вкусное, старое, маленький, умный, вкусное, справедливое, новое, вагонное, древнее.
Возможный ответ. Новое радио, справедливое жюри, интересное кино, вагонное депо, вкусное желе, маленький пони, умный шимпанзе, вкусное какао, древний Баку, старое пальто.
Задание 3.
Цель: совершенствовать умение определять род несклоняемых имен существительных.
Методический комментарий для учащихся: Перейдите по ссылке и выполните задание.
Цель: развивать умение определять род несклоняемых имен существительных; совершенствовать умение использовать несклоняемые имена существительные в речи.
Методический комментарий для учащихся: Определите род несклоняемых имен существительных, составьте предложения с данными сочетаниями.
Государство Перу, город Торонто, река Колорадо, государство Чили.
Возможный ответ. Государство Перу (ср.р.), город Торонто (м.р.), река Колорадо (ж.р.), государство Чили (ср.р.).
Государство Перу очень интересное. Город Торонто находится в Канаде. Река Колорадо очень большая. Государство Чили располагается в Южной Америке.
Задание 5.
Цель: совершенствовать умение согласовывать в роде несклоняемые имена существительные с именами прилагательными.
Методический комментарий для учащихся: Вставьте окончания, учитывая род несклоняемых имен существительных.
1. Зимой, чтобы не простудиться, нужно одевать (теплый) пальто.
2. Мы проснулись и почувствовали, что мама на кухне сварила для нас (горячий) кофе.
3. Исход игры (решил(а) досадный) пенальти.
4. Дом, который нам нужен, находится на (пятый) авеню.
5. Дверь (открыл(а) пожилой) мадам.
Ответ. 1. Зимой, чтобы не простудиться, нужно одевать теплОЕ пальто. 2. Мы проснулись и почувствовали, что мама на кухне сварила для нас горячИЙ кофе. 3. Исход игры решил[] досаднЫЙ пенальти. 4. Дом, который нам нужен, находится на пятОЙ авеню. 5. Дверь открылА пожилАЯ мадам.
Уровень В.
Задание 1.
Цель: развивать умение определять род несклоняемых имен существительных; развивать навыки согласования несклоняемых имен существительных с именами прилагательными.
Методический комментарий для учащихся: Определите род несклоняемых имен существительных, подберите к данным словам имена прилагательные.
Радио, шоссе, кино, депо, желе, меню, ГЭС, пони, какаду, такси.
Возможный ответ. Старое радио, широкое шоссе, интересное кино, вагонное депо, вкусное желе, разнообразное меню, новая ГЭС, маленький пони, умный какаду, желтое такси.
Задание 2.
Цель: развивать умение находить несклоняемые и склоняемые имена существительные.
Методический комментарий для учащихся: Найдите ошибки в согласовании, исправьте их.
Известная кафе, строгое жюри, интересное интервью, шумное Сочи, красивый Дели, вкусное пюре, новый АЭС, горячий кофе.
Цель: развивать умение определять род несклоняемых имен существительных; совершенствовать умение использовать несклоняемые имена существительные в речи.
Методический комментарий для учащихся: Определите род несклоняемых имен существительных, составьте предложения с данными сочетаниями.
Река Лимпопо, пустыня Калахари, озеро Онтарио, город Туапсе, город Хоста.
Возможный ответ. Река Лимпопо (ж.р.), пустыня Калахари (ж.р.), озеро Онтарио (ср.р.), город Туапсе (м.р.), город Хоста (м.р.).
Река Лимпопо — река в Южной Африке. Пустыня Калахари огромна. Озеро Онтарио очень красивое. Город Туапсе расположен на юге России. Город Хоста — часть Сочинского района.
Задание 5.
Цель: совершенствовать умение согласовывать в роде несклоняемые имена существительные с именами прилагательными.
Методический комментарий для учащихся: Вставьте окончания, учитывая род несклоняемых имен существительных.
1. А вы любите (жареный) кольраби?
2. Торонто (встречал) гостей из России.
3. В зоопарке я увидел (гигантский) кенгуру.
4. У меня дома живет (разговорчивый) какаду.
5. Каждое лето мы приезжали на (полноводное) Миссисипи.
Ответ. 1. А вы любите жаренУЮ кольраби? 2. Торонто встречал[] гостей из России. 3. В зоопарке я увидел гигантскОГО кенгуру. 4. У меня дома живет разговорчивыЫЙ какаду. 5. Каждое лето мы приезжали на полноводнУЮ Миссисипи.
Уровень С.
Задание 1.
Цель: развивать умение определять род несклоняемых имен существительных; развивать навыки согласования несклоняемых имен существительных с именами прилагательными.
Методический комментарий для учащихся: Определите род несклоняемых имен существительных, подберите к данным словам имена прилагательные.
Цель: развивать умение определять род несклоняемых имен существительных; совершенствовать умение использовать несклоняемые имена существительные в речи.
Методический комментарий для учащихся: Определите род несклоняемых имен существительных, составьте предложения с данными сочетаниями.
Водопад Ниагара, река Килиманджаро, город Токио, остров Капри, пустыня Калахари.
Возможный ответ. Водопад Ниагара (м.р.), гора Килиманджаро (ж.р.), город Токио (м.р.), остров Капри (ж.р.), пустыня Калахари (ж.р.).
Высота водопада Ниагара 53 метра. На фотографии изображена гора Килиманджаро. Город Токио — столица Японии. Остров Капри в ходит состав итальянской провинции Неаполь. Пустыня Калахари огромна.
Задание 5.
Цель: совершенствовать умение согласовывать в роде несклоняемые имена существительные с именами прилагательными.
Методический комментарий для учащихся: Вставьте окончания, учитывая род несклоняемых имен существительных.
1. (Живописный) Торонто — прекрасное место для отдыха.
2. В 160 километрах от (африканский) Лимпопо остановилось судно.
3. Исход игры (решил(а) досадный) пенальти.
4. Я люблю (жареный) кольраби.
5. (Сильный) торнадо обрушился на город.
Ответ. 1. ЖивописныЫЙ Торонто — прекрасное место для отдыха. 2. В 160 километрах от африканскиОЙ Лимпопо остановилось судно. 3. Исход игры решил[] досаднЫЙ пенальти. 4. Я люблю жареныУЮ кольраби. 5. СильныЫЙ торнадо обрушился на город.