kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Морфологические средства выразительности языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для 10 класса преследует цель сформировать умение учащихся самостоятельно использовать в устной и письменной речи представленные средства выразительности речи. Это комбинированный тип урока практичекой направленности. Начинается урок с повторения известных учащимся тропов. Использован материал использования омонимов в рекламе. Учащимся предлагается материал для корректорской работы. Домашнее задание предлагается в виде работы по карточкам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Морфологические средства выразительности языка"»

Урок


Предмет: русский язык 10 класс

Морфологические средства выразительности русской речи.

Цель : сформировать умение учащихся самостоятельно использовать в устной и письменной речи представленные средства выразительности речи.

Задачи:

Образовательные : формировать навыки определять виды морфологических средств выразительности; определять их роль в тексте; находить их в текстах художественных произведений, использовать средства выразительности в собственной речи

Развивающие : развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков

Воспитательные : воспитание системы ценностных отношений к русскому языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Тип урока комбинированный

Вид урока практикум

Ресурсы презентация , слайды, карточки . иллюстрации

Ход урока

1.Организационный момент.( музыка)

Закройте глаза и представьте себе самое любимое вами (родных, прекрасную природу, любимых, животных, любимое занятие или звездное небо)

Откроем глаза и почувствуем, как прекрасен наш мир, как великолепна жизнь, как важно нести в этот чудесный мир любовь и добро.

А ощутить все великолепие мира и человека нам помогают средства художественной выразительности.

Мы с вами уже знакомы с фонетическими и лексическими средствами выразительности речи.

2.Повторение.

Предлагаю вам вспомнить их

А) (слайд) Была тишина, тишина, тишина.

Вдруг грохотом грома сменилась она.

И вот уже слышишь ты, слышишь ты, ты слышишь:

Дождик закрапал. закрапал по крыше .

Сейчас барабанить он станет,

Уже барабанит, уже барабанит. (аллитерация)

Б) Умный дурак опасней врага. (оксюморон)

В) Они сошлись:

Волна и камень,

Стихи и проза,

Лед и пламень.. (антитеза)

Г) Смотри, какой дом- большой, огромный. громадный . прям-таки грандиозный!

( градация)

Д) Бахрома снегов сверкала на солнце ( метафора)

Е) Как змея своей чешуей сверкая, серебряной нитью вился Аракс(сравнение)

Ж) Море смеялось и плакало . ( олицетворение)

3 Знакомство с темой урока.

Слайд № 1.

Работа в парах

Задание определить роль глаголов в текстах


И , как судьба меня ни хлопай,

Я устремлен душой своей

К тебе., о синий Енисей! ( формы повелительного наклонения глагола придает высказыванию оттенок разговорной непринужденности)

Он вышел из-за своего большого рабочего стола. И мы уселись в креслах около низкого столика..

Меня выслушали внимательно, пометили что-то в блокноте, спросили: «Это и все, с чем вы пришли?» (употребление форм множественного числа глаголов вместо форм единственного числа при отсутствии подлежащего актуализирует действие и придает особую значимость лицу, представленному . как неопределенное)

Слайд №2

Задание: какова роль существительных в стихотворении?

Свет ночной, ночные тени
Тени без конца, 
Ряд волшебных изменений 
Милого лица. 
В дымках тучка, пурпур розы, 
Отблеск янтаря, 
И лобзания, и слезы, 
И заря, заря!.. (А. А. Фет)

Примерный ответ: ( В стихотворении 14 существительных, нет ни одного глагола, и тем не менее его можно от начала до конца понять: перед нами чудесная ночная картина, ночной пейзаж. Л.Н.Толстой так писал об этом стихотворении: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение-картина».)  В данном стихотворении из-за отсутствия глаголов максимально ослаблено повествовательное начало; преобладающие в тексте существительные называют яркие зрительные и слуховые впечатления героя и передают его напряженно-ликующее состояние.



- Определите выразительную роль приставки раз- (рас-) в стихотворении М. И. Цветаевой, посвященном Б. Л. Пастернаку.


Рас-стояние: версты, мили... 
Нас рас-ставили, рас-садили, 
Чтобы тихо себя вели 
По двум разным концам земли. 
Рас-стояние: версты, дали... 
Нас расклеили, распаяли, 
В две руки развели, распяв, 
И не знали, что это сплав 
Вдохновений и сухожилий... 
Не рассóрили — рассори́ли, 
Расслоили... 
Стена да ров. 
Расселили нас, как орлов — 
Заговорщиков: версты, дали... 
Не расстроили — растеряли. 
По трущобам земных широт 
Рассовали нас, как сирот. 
Который уж — ну который — март?! 
Разбили нас — как колоду карт!

Примерный ответ

Разрыв, оторванность от любимого человека, разъединенность с духовным двойником в стихотворении блестяще переданы с помощью тире и переноса. Как разрывают сросшееся, так и поэтесса разрывает слова, производит их вивисекцию, разрезая, членя искусственно то, что неделимо. Поэтесса углубляется не в образ, а в слово, в звуковой и морфологический его состав. В этом надрыве - разрыве чувствуется стон, потому что режут по живому: рас-стояния, рас-ставили, рас-садили. И даже те слова, которые написаны слитно (расклеили, распаяли, развели, расслоили и т. д.), все равно читателем воспринимаются всего лишь как временные соединения. А язык наш уже подготовлен поэтессой к тому, чтобы каждый раз делать паузу перед корнем после приставки рас-. И. Бродский отмечает «языковую оправданность любого разлома» в поэтике Цветаевой.


Слайд №3 А сейчас проверим домашнее задание.

Домашнее задание . Вы должны были подобрать примеры омонимов ,. использованных при создании каламбуров.

Однажды кот подкрался к попугаю:

«Сейчас тебя я, братец, попугаю…»

Но попугай из клетки крикнул: «Брысь!»

Что серый кот, здесь убежала б рысь! (Я.Козловский)


Не щеголяй, приятель, тем,

что у тебя избыток тем.

Произведенья знаем те мы,

где лучшие погибли темы! (С.Шевцов)


Пример современного использования омонимов в… рекламе. «Вы знаете, к чему мы стремимся, потому что к этому стремитесь и вы. Все мы хотим счастья, достатка, уверенности в завтрашнем дне. Есть верный путь. Пройдем этот путь вместе! Миф? Нет! – Московский инвестиционный фонд!!!» Здесь мы сначала воспринимаем слово миф в его традиционном известном всем значении (миф — предание, легенда). И вдруг неожиданная расшифровка аббревиатуры МИФ! Это называется «эффектом обманутого ожидания»,  придает рекламе эффектность и оригинальность, делает ее запоминающейся и действенной.

Иногда употребление омонима может привести к курьезам: Комментатор футбольного матча: «Сегодня футболисты покинули поле без голов!» — и еще: «На экране телевизора вы видите Гаврилова в красивой комбинации».


На основе неправильного употребления слов-омонимов появляются анекдоты: ***

1. Врач сказал приболевшей Дане Борисовой, что она скоро поправится.

- Да я лучше умру,- ужаснулась знаменитая блондинка,- чем поправлюсь!

2. Снова в моде подтяжки: только раньше это были подтяжки для штанов, а сейчас — для лица.

3. Что для русского мат, то для японца — татами.

4.Врач пациенту: - Как ваше состояние, больной? - Благодаря вам доктор моё состояние стало значительно меньше.

5. Переписка двух блондинок «ВКонтакте»:

- Привет! Как выходные? Удались?

- Сама удались, дура !

6. «Убирайся!» — заорала жена на мужа, пришедшего в пять часов утра. Он схватил веник и начал подметать!

7. Звонок администратору гостиницы: — Мне мешает свет в комнате, и вода в ванной журчит, как это выключить?

— Видите ли, у нас гостиница типа «все включено».

8. Когда я хожу с мужем по магазинам и он говорит: «Я расплачусь!», мне кажется, он хочет поменять ударение..

9. - Девушка, девушка, здрасьте, а как вас зовут?

- Роза.

- А где вы работаете?

- В банке.

- Как это романтично — роза в банке…

10. Самое удивительное в поп-певцах то, что ртом они поют точно так же.

11. На экзамене по литературе:

— Что вы можете сказать о героине?

— Героин — мощная вещь. А почему вы спрашиваете?

12. Больница, медсестра -врачу(шепотом):

- Доктор, у меня больной-тот, что новенький, постоянно в какую то пищалку крякает. Может психиатра позвать?

Доктор:

- Нет, не надо. Он же охотник, он так наверно утку просит.

13. Звонок в пожарную часть. Пьяный голос:

- Алло, это пожарная ?

- Да.

- Тогда пожарьте мне, пожалуйста, рыбки.

- Мы не жарим, мы тушим.

- Ну хорошо, потушите.

Источник: http://wordru.ru/omonimy-v-stixotvoreniyax-kalamburax-anekdotax/ Блог РУССКОЕ СЛОВО© wordru.ru



Слайд № 4. Работа в группах

Особое значение выразительности тексту придают суффиксы оценки. Уменьшительно-ласкательные значения обозначаются при помощи суффиксов:

ик:-чик: -ок, -ёк:
-к-:
-оч-к
-а, -еч-к-а:
-ец, -ц-о (-е), -иц-е, -ец-о:
-еньк-а, -оньк-а:
-ушк-а, -юшк-а:
-ышк-о:


     . Пренебрежительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов:
          -ишк-о, -ишк-а: городишко, человечишка, хвастунишка;
          -ёнк-а, -онк-а: избёнка, шубёнка, клячонка.
     3. Увеличительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов:
          -ищ-е, -ищ-а: домище, ручища.

Задание. Составить предложения.

1 группа с суффиксами уменьшительно- ласкательного значения

2 группа с суффиксами пренебрежительного и увеличительного значения

Задание из практикума ( дополните ряд эпитетов примерами)

Игровой момент

Изобразите с помощью жестов и мимики следующие ситуации

Восторг от вида собора Нотр-Дам де Пари

Изумление перед красотой зведного неба

Умиление при виде животных

Слайды № 5, № 6

Составить юмористический рассказ о школьной жизни с использованием глаголов

А сейчас издать юмористические приказы с использованием глаголов.

Слайды №7 и №8

Работа в группах .

Составить текст-описание из­вестной вам картины В.М. Васнецова « Три богатыря» с помощью следующих деепричастных оборотов:

1) всматриваясь в картину;

2) символизируя смелость и отвагу;

3) напряженно вглядываясь;

4) высоко поднимая сорокапудовую палицу;

5) готовясь вступить в смертельную схватку;

6) внушая страх противнику;

7) спокойно наклонив голову;

8) почуя врага;

9) лукаво улыбаясь;

10) поражая находчивостью;

11) держа в правой руке гусли;

12) не боясь вражеских полчищ;

13) как будто возвышаясь над землей;

14) мужественно защищая свое Отечество

Слайды №9 и №10

Коррекционная работа. Индивидуальная работа .

Исправьте ошибки в употреблении местоимений.

1).Если кто-нибудь скажет мне что-либо против Белова, я дам ему по физиономии.. В доме царил беспорядок: на столе лежал молоток без никакой пользы. По окончании своей школы я обязательно останусь работать в родном для меня селе.. Заведующая обувной секцией, срочно подойдите к себе!.


2)Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него снять шкуру. А.П.Чехов, он родился в Таганроге.. Когда у ей получился фокус, Каштанка звонко залаяла. Мой любимый уголок у стола всегда возле окна, за которым я делаю уроки. Все общество собралось на террасе, они любили там отдыхать

3)Гусь среди их был самый старый и степенный. Мы ходили на пруд, на нём росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок. Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии. Девочка теперь сирота; мать умерла, когда ей было пять лет.

4). Многие школьники поехали на каникулы в лагеря. Они их ждали, чтобы хорошо отдохнуть.. Позади его ехала машина. Приезжий велел носильщику отнести вещи к себе.. Учитель попросил ученика прочитать свой доклад. У соседей есть собака. У ихней собаки очень смирный характер. Отец умер, когда ему было шесть лет.


Групповая работа

Используя междометия и звукоподражательные слова, составить рассказ о животных

Звуки, издаваемые
человеком

Звуки, издаваемые
животными

Звуки, издаваемые
предметами

Апчхи, ха-ха-ха, хо-хо-хо,
гы-гы-гы

Мяу, хрю-хрю, ку-ку,
гав-гав, ква-ква

Бах, хлоп,
щелк, тресь

батюшки, матушки. беда, дудки, крышка, пропасть, страсть, каюк, добро, караул, шабаш, марш ,: хватит, будет, брось, поди, помилуй, здравствуй, смотри, скажи, извините, подумаешь, будет, прости,: вон, вперед, горько, полно, прямо, довольно ;

Междометия для выражения:

  • эмоций

    • ах, бог с тобой, боже мой, браво, вот это да, вот тебе раз, ну, да ну, господи, ей-богу, как бы не так, как же, ну и ну, ага, о, ой, ай-ай-ай, фу...

  • команды, приказа, призыва, побуждения к действию

    • на (возьми), фас, кис-кис, алле, цып-цып, майна, вира, бай-бай, тсс, стоп, алло, караул, чу, айда, марш, кыш, брысь, но, тпру, цыц, шабаш, ну-ка, ау...

  • речевого этикета

    • здравствуй(те), до свидания, спасибо, благодарю, прощай(те), прости(те), пожалуйста, всего хорошего, мое почтение, привет, пока, здорово...

Гм. Эге.. Вжик .Дудки. Грох (хлоп). Шмыг.. Бе.Стоп. Бис.. Брень. Ага, ай, ах, ба, ого, ой, ох, тьфу, увы, ух, э, эах, эге, эх Айда, ау, баста, вон, гоп, ура, эге-гей, эй



Итог урока

 Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.

– Вы скоро станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.

Домашнее задание. Работа по карточкам

  1.  Определите особенности и выразительную роль выделенных форм существительных.

      1) В мураве колеи утопают,
          А за ними с обеих сторон
          В сизых ржах васильки зацветают,
          Бирюзовый виднеется лен. (И. А. Бунин)
      2) Заяц готов зимовать. Однако он поспешил одеться — зима застряла где-то в лесах вологодских... За этим зайцем, опередившим зиму, и ходят в лес охотники. (В. М. Песков)

  1.  Определите выразительную роль глаголов и их форм (форм времени и вида) в данных текстах.

      1) Полдень. Жара густым горячим жиром стекает на прокаленную солнцем землю. Все спит: спит трава, спят почерневшие, будто обугленные холмы, спит бурое поле, спит воздух, густой и тягучий, как растительное масло. Возле дороги стоит одинокий тополь, его сухие листья похожи на жесть, под деревом спит Семка. Он похож на потерявшего сознание, потому что лежит не шевелясь, закрывшись руками от острых солнечных лучей, которые пронизывают скудную крону тополя. (В. Н. Турбин)
      2) Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его скривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились. Длинный подбородок жены стал еще длиннее. (А. П. Чехов)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
конспект урока "Морфологические средства выразительности языка"

Автор: Гаврилова Татьяна Владимировна

Дата: 03.02.2016

Номер свидетельства: 287786

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект комплексного анализа текста в 9 классе "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-komplieksnogho-analiza-tieksta-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "220593"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434708799"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект урока по теме: "Глагол. Обобщение и систематизация изученного о глаголе в 5 классе" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-po-tiemie-glaghol-obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-izuchiennogho-o-ghlagholie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "221554"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435410042"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по русскому языку "Причастие" (урок обобщения и закрепления знаний) "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-prichastiie-urok-obobshchieniia-i-zakrieplieniia-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "142967"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418399614"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока "Портрет деепричастия" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-portriet-dieieprichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "139902"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417813659"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока "Имя существительное-как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "196571"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428070402"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства