Урок-обобщение по теме "Причастие" (7-й класс)
Задачи:
- Образовательная: закрепление навыков правильного написания причастий, расстановки знаков препинания при причастном обороте, общей орфографической и пунктуационной грамотности, закрепление умения отличать причастия от других частей речи, пополнение словарного запаса школьников.
- Воспитательная: воспитание интереса к изучению родного языка, выработка личных качеств: организованности, самостоятельности, самоконтроля.
- Развивающая: развитие устной речи, навыков самостоятельной работы.
Ход урока
1. Оргмомент.
Начнем урок с загадки.
– О чем эта загадка? (О причастии.)
Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
На протяжении многих уроков мы с вами говорили о причастии. Пришло время, когда мы должны обобщить пройденный нами материал.
Запишите число, тему урока: «Обобщение по теме: «Причастие».
– Сформулируйте цель нашего урока.
Итак, цель нашего урока повторить теоретические сведения по изученной теме, орфограммы в причастиях, пунктуацию при причастном обороте.
2. Фронтальный опрос.
Продолжите фразу: 1. Причастие- самостоятельная часть речи, которая обозначает…
2. Причастия отвечают на вопросы…
3. Причастия бывают…
4. Причастия изменяются…
5. Действительные причастия обозначают…
6. Страдательные причастия обозначают…
4. Чем отличаются действительные причастия от страдательных?
5. Распределительный диктант.
Распределите причастия в 2 столбика, вставьте пропущенные буквы.(2 чел у доски-1 ст. дейст., 2 ст-страд.)
Се…щийся дождь; муч…мый сомнениями; стро…щиеся дома; уважа…мый всеми; едва вид…мые облака;
трепещ…щий на ветру; скач…щая лошадь; озаряемый луной
6. Работа с текстом.
На картине изображено поднимающееся над гневной пучиной солнце. Оно открывает алые ворота в грядущий день. Только теперь можно разглядеть всё, что недавно было скрыто ночным мраком. Высоко поднимаются яростно ревущие волны. Самая высокая из них устремилась к горсточке людей спасающихся на обломках мачты. Это девятый вал.
Работа с текстом.
Тема – море на картине Айвазовского.
Основная мысль: море на картине – это грозная стихия.
- К какому типу речи относится данный текст? (Описание)
- Какие средства выразительности использованы в художественном описании моря?
Эпитеты: гневная пучина, яростно ревущие волны.
Метафора: алые ворота в грядущий день.
Почему в тексте используется так много глаголов и причастий? (Море не бывает абсолютно спокойным, с ним всегда что-то происходит, эти изменения и помогают передать причастия).
-найдите в тексте причастия.
-найдите предложение с пунктационной ошибкой, составьте схему предложения.
-выполните морфологический разбор причастия: ревущие
7.Что такое причастный оборот? Когда причастный оборот выделяется запятыми?
Расставьте знаки препинания при причастном обороте, выделите причастные обороты.
По вариантам .
1 вариант
- На картине изображено море освещённое лучами утреннего солнца.
2 вариант
- Солнце закрыто тяжёлыми серыми тучами нависшими над зеленоватыми волнами.
8. Н и НН в суффиксах причастий.
Орфографический диктант (2 чел.у доски)
Собранный урожай, рассеянные семена, вареное яйцо, книга напечатана, выжженная степь, моченое яблоко, подрезанные деревья, некошеный луг, письмо отправлено, раненый боец, жаренное на углях мясо.
9. Подготовка к ОГЭ.
Из данных предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: « В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна н». ( к тексту про море)
10. Слепая схема. НЕ с причастиями.
Какое правило зашифровано в схеме?
Слитно
- Без НЕ не употребляется
- ……..?........
Раздельно
- Есть противопоставление с союзом А
- ……?......
- Всегда с краткими причастиями
Объясните устно написание причастий с не.
1. Утром по степи, (не)успевшей остыть за ночь, тянет тёплый ветер.
2. Поэма состоит из (не)завершённых глав.
3. Нужная книга (не)прочитана.
4. Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие холодов.
Орфографический диктант ( 1 чел у доски)
Нерешаемая задача; трава не скошена; неубранное поле; книга не прочитана; никогда не знавшие страха;
вещи не собраны; сочинение не написано; ненаписанное сочинение по литературе; тропинка не освещена; дорожки не расчищены; не взволнованное, а успокоившееся море; далеко не решенный вопрос; непрекращающийся ливень; задача не решенная, а только начатая.
11. Итог. Что мы сегодня делали на уроке?Выполнили ли мы поставленную цель?
Вспомнили….
Обощили…
Закрепили…
12. Тест
13. Домашнее задание: выполнить упр . 187