Конспект урока русского языка в 6 классе Комплексный анализ текста
Конспект урока русского языка в 6 классе Комплексный анализ текста
Цель:
систематизация знаний, совершенствование умений и навыков работы над текстом; воспитание у учащихся чувства гражданственности, патриотизма через чтение и анализ текста.
Задачи:
Образовательные:
совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, синтаксический разбор сложного предложения, формирование навыков определять тип и стиль речи и умений находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, характерных для художественного стиля.
Развивающие:
развитие эмоциональной, познавательной сфер, развитие умения обобщать, анализировать, синтезировать, сравнивать, развитие слуховой и зрительной памяти; обогащение словарного запаса.
Воспитательные:
формирование духовно-нравственных, патриотических, этических представлений, уважительного отношения к традиционным нравственным ценностям.
Оборудование:
1) экран, мультимедийный проектор
2) экземпляры текста
Ход урока
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
-Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, записывают ответы в тетрадь, из каждого слова берут определённую букву, из букв составляют слово.
Словарный состав языка. (Лексика)
Наука о языке. (Лингвистика)
Раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка. (Фонетика)
Система знаков препинания, правила их постановки в письменной речи. (Пунктуация)
Раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний. (Синтаксис)
К Т Е Т С Из данных слов составьте слово (Текст)
- Как думаете, какова тема урока?
- Какова главная цель урока?
- Какова задача урока?
- Сегодня на уроке мы будем работать с текстом. Анализируя текст, мы повторим сложные вопросы языкознания, выполним различные виды разборов.
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое текст.
Повторение теории (текст, тема текста, основная мысль, стиль текста, тип речи)
Работа с текстами на сравнение в парах. Затем обсуждение полученных результатов.
Задание:
Сравните тексты. Чем они похожи? Чем они отличаются?
Критерии для сравнения: тема, стиль текста, тип речи.
Текст № 1
Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у ландыша эллипсоидальные, Цветки собраны в колосья, плод – ягода; опыляется при помощи насекомых.
Ландыш, с белыми ароматными цветами и красными ягодами, широко распространен в лесах Кавказа, Дальнего Востока; цветки и листья применяются в медицине как сердечное средство; ядовит; разводится как декоративный; получаемое из цветов масло применяется в парфюмерии.
Текст № 2
В лесу под зелеными сводами деревьев разлит чудесный аромат – это цветет белый, душистый колокольчик – ландыш. Пойдемте скорее туда, вон на тот бугорок, где между редко растущими деревьями виднеется такая нежная, светлая зелень и разные белые цветы – это все ландыш!
(По Д. Кайгородову.)
Фронтальная работа (работаем после того, как тексты у учащихся собрали)
Вопросы на внимание:
1.К какому семейству относится ландыш?
2. Какой плод у ландыша?
3. Расскажите о применении ландыша.
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию.
Самостоятельная работа. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1) Ваня Солнцев, поджав под себя босые ноги, сидел на еловых ветках в палатке разведчиков и ел из котелка большой деревянной ложкой необыкновенно горячую и необыкновенно вкусную крошенку из картошки, лука, свиной тушенки, перца, чеснока и лаврового листа.(2) Он ел с такой торопливой жадностью, что непрожеванные куски мяса то и дело останавливались у него в горле. (3) Воспитанный в степенной крестьянской семье, Ваня Солнцев прекрасно знал, сто он ест крайне неприлично. (4) Приличие требовало, чтобы он ел не спеша, изредка вытирая ложку хлебом, и не слишком сопел и чавкал. (5) Все это Ваня понимал, но ничего не мог с собой поделать. (6) Голод был сильнее всех правил, всех приличий. (7) Изредка его синие, как бы немного полинявшие от истощения глаза с робким извинением поглядывали на кормивших его солдат. (8) Их было в палатке двое: те самые разведчики, которые вместе с сержантом Егоровым подобрали его в лесу. (9) Один – костистый великан с добродушным щербатым ртом и непомерно длинными, как грабли, руками, ефрейтор Биденко, а другой – тоже ефрейтор и тоже великан, но великан совсем в другом роде – вернее сказать, не великан, а богатырь: гладкий, упитанный, круглолицый сибиряк Горбунов с каленым румянцем на толстых щеках, с белобрысыми ресницами и светлой поросячьей щетиной на розовой голове. (10) Оба великана не без труда помещались в палатке, рассчитанной на шесть человек. (11) Во всяком случае, им приходилось сильно поджимать ноги, чтобы они не вылезли наружу. (12) Иногда, заметив, что мальчик смущен своей неприличной прожорливостью, общительный и разговорчивый Горбунов доброжелательно замечал:
(13)- Ты, пастушок, ничего. (14) Не смущайся. (15) Ешь вволю. (16) А не хватит, мы тебе еще подбросим. (17) У нас насчет харчей крепко поставлено. ( По В. Катаеву)
Задания к тексту:
1.На фоне какого исторического события происходят события, о которых рассказывает В. П. Катаев в своей повести?
1) Гражданской войны
2) Отечественной войны 1812 года
3) Первой мировой войны
4) Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
2. Содержание какого предложения позволяет нам получить информацию о том, где родился и рос Ваня? Напишите номер этого предложения.
3. В каком предложении мы найдем ответ на вопрос: «Почему Ваня во время еды не соблюдал правила приличия?» Напишите номер этого предложения.
4. Какую информацию, характеризующую прежнюю жизнь мальчика, можно извлечь из предложения 7?
5. Укажите 3 слова, которые можно использовать для описания прежней жизни Вани Солнцева.
1) лишения 4) восторг
2) беспечность 5) голод
3) невзгоды
6. Значение какого слова определено неверно?
1) щербатый – без передних зубов
2) полинявший – потерявший окраску, выцветший
3) ефрейтор – воинское звание, второе после рядового
4) смущаться – испытывать сильный страх
7. О каких душевных качествах ефрейтора Горбунова говорит информация, заключенная в предложениях 12 – 17? Укажите номера слов, называющих эти качества.
1) требовательный 4) жадный
2) строгий 5) чуткий
3) добродушный 6) заботливый
8. Среди предложений13 – 17 найдите просторечное имя существительное. Выпишите его.
9. Какие слова, связанные с воинским бытом, автор использует в своем тексте? Выпишите 2 – 3 слова.
10. Какое высказывание искажает содержание этого текста?
Автор создает возвышенный образ защитников Родины, которые не очерствели сердцем в годы войны и с трепетной нежностью относятся к мальчику.
2) Автор показывает, какие беды приносит война людям, как она жестоко ломает их судьбы.
Автор показывает, что солдаты с трепетной нежностью, как к родному сыну, относятся к мальчику.
Автор осуждает мальчика за его прожорливость и показывает, как смешно выглядит невоспитанный человек.
11. Докажите, что предложение № 2 сложное. Составьте его схему. Укажите вид связи между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Произведите морфологический разбор слова в горле, фонетический разбор слова жадностью.
12. Какие изобразительно-выразительные средства языка использовал автор?
V. Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
- Как вы понимаете сочетание «лингвистический анализ текста»?
VI. Домашнее задание
Используя исходный текст В. Катаева для обоснования своих суждений, напишите развернутый ответ на вопрос: «Как разведчики, которые много раз глядели в глаза смерти, относятся к незнакомому мальчику?»
Список литературы:
1.Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991
2.Сорокина Н. М. Русский язык 6 класс. – Волгоград, изд. «Учитель-АСТ», 2002
3.Цыбулько И. П. Русский язык. Тематический контроль. – М.: Национальное образование, 2012
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
систематизация знаний, совершенствование умений и навыков работы над текстом; воспитание у учащихся чувства гражданственности, патриотизма через чтение и анализ текста.
Задачи:
Образовательные:
совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, синтаксический разбор сложного предложения, формирование навыков определять тип и стиль речи и умений находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, характерных для художественного стиля.
Развивающие:
развитие эмоциональной, познавательной сфер, развитие умения обобщать, анализировать, синтезировать, сравнивать, развитие слуховой и зрительной памяти; обогащение словарного запаса.
Воспитательные:
формирование духовно-нравственных, патриотических, этических представлений, уважительного отношения к традиционным нравственным ценностям.
Оборудование:
1) экран, мультимедийный проектор
2) экземпляры текста
Ход урока
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
-Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, записывают ответы в тетрадь, из каждого слова берут определённую букву, из букв составляют слово.
Словарный состав языка. (Лексика)
Наука о языке. (Лингвистика)
Раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка. (Фонетика)
Система знаков препинания, правила их постановки в письменной речи. (Пунктуация)
Раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний. (Синтаксис)
К Т Е Т С Из данных слов составьте слово (Текст)
- Как думаете, какова тема урока?
- Какова главная цель урока?
- Какова задача урока?
- Сегодня на уроке мы будем работать с текстом. Анализируя текст, мы повторим сложные вопросы языкознания, выполним различные виды разборов.
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое текст.
Повторение теории (текст, тема текста, основная мысль, стиль текста, тип речи)
Работа с текстами на сравнение в парах. Затем обсуждение полученных результатов.
Задание:
Сравните тексты. Чем они похожи? Чем они отличаются?
Критерии для сравнения: тема, стиль текста, тип речи.
Текст № 1
Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у ландыша эллипсоидальные, Цветки собраны в колосья, плод – ягода; опыляется при помощи насекомых.
Ландыш, с белыми ароматными цветами и красными ягодами, широко распространен в лесах Кавказа, Дальнего Востока; цветки и листья применяются в медицине как сердечное средство; ядовит; разводится как декоративный; получаемое из цветов масло применяется в парфюмерии.
Текст № 2
В лесу под зелеными сводами деревьев разлит чудесный аромат – это цветет белый, душистый колокольчик – ландыш. Пойдемте скорее туда, вон на тот бугорок, где между редко растущими деревьями виднеется такая нежная, светлая зелень и разные белые цветы – это все ландыш!
(По Д. Кайгородову.)
Фронтальная работа (работаем после того, как тексты у учащихся собрали)
Вопросы на внимание:
1.К какому семейству относится ландыш?
2. Какой плод у ландыша?
3. Расскажите о применении ландыша.
IV. Первичное закрепление
Цель этапа:закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию.
Самостоятельная работа. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1) Ваня Солнцев, поджав под себя босые ноги, сидел на еловых ветках в палатке разведчиков и ел из котелка большой деревянной ложкой необыкновенно горячую и необыкновенно вкусную крошенку из картошки, лука, свиной тушенки, перца, чеснока и лаврового листа.(2) Он ел с такой торопливой жадностью, что непрожеванные куски мяса то и дело останавливались у него в горле. (3) Воспитанный в степенной крестьянской семье, Ваня Солнцев прекрасно знал, сто он ест крайне неприлично. (4) Приличие требовало, чтобы он ел не спеша, изредка вытирая ложку хлебом, и не слишком сопел и чавкал. (5) Все это Ваня понимал, но ничего не мог с собой поделать. (6) Голод был сильнее всех правил, всех приличий. (7) Изредка его синие, как бы немного полинявшие от истощения глаза с робким извинением поглядывали на кормивших его солдат. (8) Их было в палатке двое: те самые разведчики, которые вместе с сержантом Егоровым подобрали его в лесу. (9) Один – костистый великан с добродушным щербатым ртом и непомерно длинными, как грабли, руками, ефрейтор Биденко, а другой – тоже ефрейтор и тоже великан, но великан совсем в другом роде – вернее сказать, не великан, а богатырь: гладкий, упитанный, круглолицый сибиряк Горбунов с каленым румянцем на толстых щеках, с белобрысыми ресницами и светлой поросячьей щетиной на розовой голове. (10) Оба великана не без труда помещались в палатке, рассчитанной на шесть человек. (11) Во всяком случае, им приходилось сильно поджимать ноги, чтобы они не вылезли наружу. (12) Иногда, заметив, что мальчик смущен своей неприличной прожорливостью, общительный и разговорчивый Горбунов доброжелательно замечал:
(13)- Ты, пастушок, ничего. (14) Не смущайся. (15) Ешь вволю. (16) А не хватит, мы тебе еще подбросим. (17) У нас насчет харчей крепко поставлено. ( По В. Катаеву)
Задания к тексту:
1.На фоне какого исторического события происходят события, о которых рассказывает В. П. Катаев в своей повести?
1) Гражданской войны
2) Отечественной войны 1812 года
3) Первой мировой войны
4) Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
2. Содержание какого предложения позволяет нам получить информацию о том, где родился и рос Ваня? Напишите номер этого предложения.
3. В каком предложении мы найдем ответ на вопрос: «Почему Ваня во время еды не соблюдал правила приличия?» Напишите номер этого предложения.
4. Какую информацию, характеризующую прежнюю жизнь мальчика, можно извлечь из предложения 7?
5. Укажите 3 слова, которые можно использовать для описания прежней жизни Вани Солнцева.
1) лишения 4) восторг
2) беспечность 5) голод
3) невзгоды
6. Значение какого слова определено неверно?
1) щербатый – без передних зубов
2) полинявший – потерявший окраску, выцветший
3) ефрейтор – воинское звание, второе после рядового
4) смущаться – испытывать сильный страх
7. О каких душевных качествах ефрейтора Горбунова говорит информация, заключенная в предложениях 12 – 17? Укажите номера слов, называющих эти качества.
1) требовательный 4) жадный
2) строгий 5) чуткий
3) добродушный 6) заботливый
8. Среди предложений13 – 17 найдите просторечное имя существительное. Выпишите его.
9. Какие слова, связанные с воинским бытом, автор использует в своем тексте? Выпишите 2 – 3 слова.
10. Какое высказывание искажает содержание этого текста?
Автор создает возвышенный образ защитников Родины, которые не очерствели сердцем в годы войны и с трепетной нежностью относятся к мальчику.
2) Автор показывает, какие беды приносит война людям, как она жестоко ломает их судьбы.
Автор показывает, что солдаты с трепетной нежностью, как к родному сыну, относятся к мальчику.
Автор осуждает мальчика за его прожорливость и показывает, как смешно выглядит невоспитанный человек.
11. Докажите, что предложение № 2 сложное. Составьте его схему. Укажите вид связи между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Произведите морфологический разбор слова в горле, фонетический разбор слова жадностью.
12. Какие изобразительно-выразительные средства языка использовал автор?
V. Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
- Как вы понимаете сочетание «лингвистический анализ текста»?
VI. Домашнее задание
Используя исходный текст В. Катаева для обоснования своих суждений, напишите развернутый ответ на вопрос: «Как разведчики, которые много раз глядели в глаза смерти, относятся к незнакомому мальчику?»
Список литературы:
1.Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991
2.Сорокина Н. М. Русский язык 6 класс. – Волгоград, изд. «Учитель-АСТ», 2002
3.Цыбулько И. П. Русский язык. Тематический контроль. – М.: Национальное образование, 2012