Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по теме "Безударные гласные в корне слова"»
Конспект открытого урока по русскому языку
Автор: Кочкарова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы ГБОУСОШ с. Новая Бинарадка
Описание материала: конспект урока по русскому языку по ФГОС, с использованием современных технологий. Класс: 5 Тема: «Безударные гласные в корне слова». Цели: Личностные: • Осознание алгоритма успешного учебного действия. • Осознание практической важности данного правила. • Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат. Регулятивные: • Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей. Предметные: • Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике. Тип урока: урок усвоения новых знаний Оборудование: компьютер, проектор, экран, аудиозапись. Ход урока 1.Орг. момент Создание ситуации для психологического настроя. Представьте, что мы на берегу озера. Вокруг нас красивый лес. Глубоко вдохнули, выдохнули. Что вы почувствовали? (свежий воздух) Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему, улыбнитесь друг другу, мне. - Ребята, обратите внимание на доску Учитель: Мы убедились, что роль языка в жизни общества огромна и быть грамотным очень важно для общения людей. В этом вы убедитесь, прочитав небольшой рассказ «Письма». - Итак, прочитайте рассказ. Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша - в городе. Однажды Ваня написал сестре письмо: «Здравствуй, Маша! В деревне так хорошо! Я здесь загораю и заколяюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок, развеваюсь физически. Мы с Мишей ловили рано утром рыбу. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса». В ответ он получил такое письмо от Маши: «Ваня, здравствуй! Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов. Как ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг? Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься? Где на речке бачки? Почему поворачиваешься с бачка на бачок? Почему у тебя седеют волосы уже? И еще, какого лиса ты обижал? Разве ты поймал лиса? Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?» Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял. -Помогите Ване разобраться, в чем его ошибки. На какую орфограмму были допущены ошибки? (Ответ: правописание безударных гласных в корне слова.) -Что нужно знать, чтобы правильно написать это слово? -Вспомните, что такое орфограмма. -Посмотрите, в какой части слова пропущена буква? -Почему мы не слышим чётко данный звук? Как называется такая позиция гласного звука? -Как вы думаете, о чём мы будем говорить на нашем уроке? Докажите правильность своего мнения. -Какую цель мы поставим перед собой? -Какие виды безударных гласных вы знаете? (Проверяемая и непроверяемая.) -Где мы можем узнать, как пишется безударные гласные в корне слова? (поработать с учебником, обратиться за помощью к интернету). Учитель предлагает каждому самому решить, где они будут находить нужную информацию. 2.Изучение нового материала Учитель организует повторение базовых понятий безударных гласных в корне слова (с помощью учебника). Взаимодействует с обучающимися, создает условия для оптимального усвоения материала. 1.Лингвистическая задача «Снежная сказка» (выразительно прочитать и найти однокоренные слова) Снежная сказка. Проплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки В снежном переулке Звонко носятся снежки, Режут снег снегурки. Снегирь – в словарь 2.Кейсовый метод. Задание. Определить, на какие виды орфограмм даны слова в этом упражнении. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Сп...шу в кино, сп...шу упражнение, св...ла гнездо, св...ла в школу, резиновые м...чи, стальные м...чи. При выполнении этих упражнений выясняется, как учащиеся понимают значение корня. 1. «Четвертый лишний»: Оса, осина, осиный, подосиновик. Горечь, пригорок, косогор, гористый. Изба, избаловать, избушка, избенка. Лётный, летний, полёт, слететь. Линючий, полинять, ленивый, вылинять.
Лепка, лепить, прилепить, слепой. Физкультминутка. Упражнения для снятия усталости глаз. 1.Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них. 2.Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести 3 раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.
2.Выбери нужное проверочное слово. Обозначь орфограмму. Уд..вительно (диво, дева), м..нять (мина, замена), л..пить (липко, лепка), расч..щать (честь, чисто), л..нивый (лень, линька), скр..пучий (скрепка, скрип), м..стерить (мастер, мост). Догадайся, какие буквы в слова нужно вставить. Подбери к ним проверочные. Пос..дел на скамейке - пос..дел от старости. Сл..зал сливки - сл..зал с дерева. Св..ла гнездо - св..ла пятно. Пол..скать белье - пол..скать щенка. Зак..лю булавкой - зак..лю здоровье. Прим..рять платье - прим..рять друзей. Острые м..чи - футбольные м..чи. 3.Закрепление изученного материала Если безударные гласные в корне: а) проверяются ударением, подобрать однокоренные слова или формы слова; б) непроверяемые, проверить написание слова по словарю; в) чередующиеся, найти условия выбора гласной в корне.
Упр.29 – запись однокоренных слов, обозначение корней.
Упр.31 - самостоятельная работа. 4.Итог урока Продолжите фразу. Я научился… Я хотел бы… Оказывается, что… 5.Оценивание 6.Домашнее задание упр.33, р/т – с.5-6, задания 5,6