kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Звуки и буквы" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата 28.11.2016.

Тема: Звуки и буквы

Целевые  установки  на  достижение  результата:

Личностные: самоопределение(личностное, профессиональное, жизненное); ученик должен задаваться вопросом о том,«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение работать в парах.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

Предметные: познакомить с понятием транскрипция.

Тип  урока: объяснение нового.

Формы  работы  учащихся:  парная,  индивидуальная, коллективная,  фронтальная

Необходимое  техническое оборудование: компьютер, проектор.

Структура  и  ход  урока

  1.  Начало  урока:  введение,  « разогрев»  учебной  группы,  включающий  эмоциональную  и  интеллектуальную  «  разминку».

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке. (Слайд 1)

2. Контрольно -  подготовительный  этап  урока:  опрос  по  предыдущим  темам.

      Проверка д/з.  Устные ответы учащихся. Взаимооценка ответов учащихся.

- Ребята, сегодня мы с вами  повторим материал, который вы уже изучали в начальной школе и узнаем новое. А что конкретно мы будем повторять, вы должны сами сформулировать.

- Скажите, пожалуйста, что вы произносите, когда называете какое-либо слово? (Звуки).А если вы запишете эти звуки?

 Постановка  учебной  цели,  « вызов»,  обеспечивающий  интерес  к  поставленной  цели.

Задание 1

Отгадайте загадку.

1.Если б не было его, не сказал бы ничего. (Звук)

2.Черные птички на каждой страничке,

Молчат, ожидают, кто их прочитает.

                                                              (Буквы)

Комментированное письмо (Слайд )

1.Если б (не) было е…о, (не) сказал бы ничего.

2.Ч…рныептич…ки (на) каждой стр…нич…ке,

М…лчат, ожидают, кто их пр…ч.тает.

Спишите загадки, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.

- Кто уже догадался, о чем будет наш сегодняшний разговор?

- Конечно же,  о звуках и буквах.

- Скажите, ребята, а кроме звуков и букв, что нужно знать, чтобы правильно писать и произносить слова?

(Нам необходимо знать правила произношения и правописания слов)

- Как будет звучать тема нашего урока?  (Слайд )тема урока

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока: «Звуки и буквы. Произношение и правописание»

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что  нам сегодня предстоит усвоить?

Беседа.

  • Какой раздел науки о языке изучает звуки речи?

Какова роль звуков речи и звуковприроды?

  • Какобразуютсязвукиречи?
  • Накакиедвегруппыделятсязвуки?
  • Чемотличаютсягласныезвукиотсогласных? Какиезвуки–гласныеилисогласные–преобладаютвречи?

Схемудлярассказаозвукахречиктоизваснарисует? Аобуквах?

  • Вчёмразличиезвуковотбукв? 
  • Сколькогласныхзвуков, асогласных? Почему?
  • Сколькобуквврусскомалфавите?
  • Какиебуквынеобозначаютзвуков?

- Не секрет, что многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Эта особенность присуща и многим другим языкам.

  • Работа над темой.
  • Звукимыпроизносимислышим.
  • Буквымывидимипишем.
  • Дляобозначениязвуковречииспользуютквадратныескобки: букваа, звук [а].
  • ЭтоназываетсяТРАНСКРИПЦИЕЙ.
  • Какмыпишем: какслышим? илипоопределеннымправилам?

 

1.Одна буква может обозначать:

     - один звук   д[о]м

     - два звука    [йо]ж

     - ноль звука   ноч[ь], прелес[т] ный

 2. Один звук может обозначаться:

    - одной буквой     с[о]н

    - двумя буквами   отдал – о[д]ал

    - тремя буквами    учиться  - учи[ц]а

  3.Одна и та же буква может обозначать разные звуки:

    - буква В  звук  [Ф]: [ф]кус, ро[ф];

    - буква В  звук   [В]  и [В`]: [в`]есна, [в]олк;

    - буква О   звук[О] под ударением: м[о]роз

    - буква О    звук [А] в первом слоге: м[а]роз

  4. Иногда разные буквы обозначают один и тот же звук: МЁЛ – МОЛ

       буквы О и Ё  обозначают  [О].

Работа с учебником

1. Чтениетеории 1 - 6  (учебник, стр.146)  2.Упражнения 182 - 183 (учебник, стр.147).

      3. Ответынавопросы:

 - Какиебуквынеобозначаютзвуков?

 - Какоезначениеониимеютвсловах? –

 -   Вчемособенностьбукве, ё, ю, я? 

Игра«Найдитретьелишнее»

  • Съехать, съесть, сесть.
  • Объехать, обещать, объединить.
  • Семья, скамья, семя.
  • Подъём, съёмка, льёт.
  • Заяц, берёза, клюют.
  • Яхта, мясо, судья. 

Физкульминутка

А сейчас проведём небольшую разминку! Я буду называть слова, в которых будут встречаться буквы е, ё, ю, я. Когда эти буквы будут обозначать 1 звук, вы поднимете голову вверх, хлопнете над головой 1 раз и опустите руки вниз. Когда буквы будут обозначать 2 звука, вы повернёте голову влево, а потом вправо и вернётесь в исходное положение. 

Яблоко, мяч, ел, мел, елка, мёл,юла,мюсли.

Списываниесзаданием

Задание: записатьзагадки, отгадатьих, подчеркнутьсловась. Надписать над ними количество букв и звуков.

  • Летит–кричит, сядет–молчит, кто его убьёт, тот кровь прольёт.
  • Один льёт, другой пьёт, третий растёт.
  • Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся.

Работастекстом.

Прочитайте текст. Найдите его главную мысль.

Письмо–одежда устной речи. Онопередаёт, «изображает»устнуюречь. Звукпроизносятислышат, буквупишутичитают.

Буквуизвукпутатьнельзя. Ачастопутают; приэтомстрадаетзвук: егоназываютбуквой.

Буква–этофигурнаялиния, рисунок, арисунокпроизнестинельзя.

                                               (ПоМ.Панову.)

*Объяснитепостановкутиревпервомпредложении.

Подведение итогов

  • Надкакойтемойсегодняработали?
  • Чтоузналинового? Какиевыводысделали?
  • Чтопонравилось?
  • Чтонепонравилось? 
  • Продолжимпредложения:

1.Сегодняяузнал…

2. Теперьямогу…

3. Янаучился…

4. Мнебылотрудно…

5. Своейработой…

Домашнее задание:

  • 1.Параграф  37,стр.146 – 147.
  • 2.Упр.187,зад.1 – 2.
  • 3.Подготовитьсякизложению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Звуки и буквы" 5 класс»

Дата 28.11.2016.

Тема: Звуки и буквы

Целевые установки на достижение результата:

Личностные: самоопределение(личностное, профессиональное, жизненное); ученик должен задаваться вопросом о том,«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение работать в парах.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

Предметные: познакомить с понятием транскрипция.

Тип урока: объяснение нового.

Формы работы учащихся: парная, индивидуальная, коллективная, фронтальная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.



Структура и ход урока

  1. Начало урока: введение, « разогрев» учебной группы, включающий эмоциональную и интеллектуальную « разминку».

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. (Слайд 1)

2. Контрольно - подготовительный этап урока: опрос по предыдущим темам.

Проверка д/з. Устные ответы учащихся. Взаимооценка ответов учащихся.

- Ребята, сегодня мы с вами повторим материал, который вы уже изучали в начальной школе и узнаем новое. А что конкретно мы будем повторять, вы должны сами сформулировать.

- Скажите, пожалуйста, что вы произносите, когда называете какое-либо слово? (Звуки).А если вы запишете эти звуки?

Постановка учебной цели, « вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели.

Задание 1

Отгадайте загадку.

1.Если б не было его, не сказал бы ничего. (Звук)

2.Черные птички на каждой страничке,

Молчат, ожидают, кто их прочитает.

(Буквы)

Комментированное письмо (Слайд )

1.Если б (не) было е…о, (не) сказал бы ничего.

2.Ч…рныептич…ки (на) каждой стр…нич…ке,

М…лчат, ожидают, кто их пр…ч...тает.

Спишите загадки, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.

- Кто уже догадался, о чем будет наш сегодняшний разговор?

- Конечно же, о звуках и буквах.

- Скажите, ребята, а кроме звуков и букв, что нужно знать, чтобы правильно писать и произносить слова?

(Нам необходимо знать правила произношения и правописания слов)

- Как будет звучать тема нашего урока? (Слайд )тема урока

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока: «Звуки и буквы. Произношение и правописание»

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что нам сегодня предстоит усвоить?

Беседа.

  • Какой раздел науки о языке изучает звуки речи?

Какова роль звуков речи и звуковприроды?

  • Какобразуютсязвукиречи?

  • Накакиедвегруппыделятсязвуки?

  • Чемотличаютсягласныезвукиотсогласных? Какиезвуки–гласныеилисогласные–преобладаютвречи?

Схемудлярассказаозвукахречиктоизваснарисует? Аобуквах?

  • Вчёмразличиезвуковотбукв? 

  • Сколькогласныхзвуков, асогласных? Почему?

  • Сколькобуквврусскомалфавите?

  • Какиебуквынеобозначаютзвуков?

- Не секрет, что многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Эта особенность присуща и многим другим языкам.

  • Работа над темой.

  • Звукимыпроизносимислышим.

  • Буквымывидимипишем.

  • Дляобозначениязвуковречииспользуютквадратныескобки: букваа, звук [а].

  • ЭтоназываетсяТРАНСКРИПЦИЕЙ.

  • Какмыпишем: какслышим? илипоопределеннымправилам?



1.Одна буква может обозначать:

- один звук д[о]м

- два звука [йо]ж

- ноль звука ноч[ь], прелес[т] ный

2. Один звук может обозначаться:

- одной буквой с[о]н

- двумя буквами отдал – о[д]ал

- тремя буквами учиться - учи[ц]а

3.Одна и та же буква может обозначать разные звуки:

- буква В звук [Ф]: [ф]кус, ро[ф];

- буква В звук [В] и [В`]: [в`]есна, [в]олк;

- буква О звук[О] под ударением: м[о]роз

- буква О звук [А] в первом слоге: м[а]роз

4. Иногда разные буквы обозначают один и тот же звук: МЁЛ – МОЛ

буквы О и Ё обозначают [О].

Работа с учебником

1. Чтениетеории 1 - 6 (учебник, стр.146) 2.Упражнения 182 - 183 (учебник, стр.147).

3. Ответынавопросы:

- Какиебуквынеобозначаютзвуков?

- Какоезначениеониимеютвсловах? –

- Вчемособенностьбукве, ё, ю, я? 

Игра«Найдитретьелишнее»

  • Съехать, съесть, сесть.

  • Объехать, обещать, объединить.

  • Семья, скамья, семя.

  • Подъём, съёмка, льёт.

  • Заяц, берёза, клюют.

  • Яхта, мясо, судья. 

Физкульминутка

А сейчас проведём небольшую разминку! Я буду называть слова, в которых будут встречаться буквы е, ё, ю, я. Когда эти буквы будут обозначать 1 звук, вы поднимете голову вверх, хлопнете над головой 1 раз и опустите руки вниз. Когда буквы будут обозначать 2 звука, вы повернёте голову влево, а потом вправо и вернётесь в исходное положение. 

Яблоко, мяч, ел, мел, елка, мёл,юла,мюсли.

Списываниесзаданием

Задание: записатьзагадки, отгадатьих, подчеркнутьсловась. Надписать над ними количество букв и звуков.

  • Летит–кричит, сядет–молчит, кто его убьёт, тот кровь прольёт.

  • Один льёт, другой пьёт, третий растёт.

  • Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся.

Работастекстом.

Прочитайте текст. Найдите его главную мысль.

Письмо–одежда устной речи. Онопередаёт, «изображает»устнуюречь. Звукпроизносятислышат, буквупишутичитают.

Буквуизвукпутатьнельзя. Ачастопутают; приэтомстрадаетзвук: егоназываютбуквой.

Буква–этофигурнаялиния, рисунок, арисунокпроизнестинельзя.

(ПоМ.Панову.)

***Объяснитепостановкутиревпервомпредложении.

Подведение итогов

  • Надкакойтемойсегодняработали?

  • Чтоузналинового? Какиевыводысделали?

  • Чтопонравилось?

  • Чтонепонравилось? 

  • Продолжимпредложения:

1.Сегодняяузнал…

2. Теперьямогу…

3. Янаучился…

4. Мнебылотрудно…

5. Своейработой…

Домашнее задание:

  • 1.Параграф 37,стр.146 – 147.

  • 2.Упр.187,зад.1 – 2.

  • 3.Подготовитьсякизложению.






 











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Звуки и буквы" 5 класс

Автор: Попова Лия Ивановна

Дата: 09.03.2017

Номер свидетельства: 398586

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока  в 1 классе.Тема урока:"Буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н']" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-v-1-klassie-tiema-uroka-bukvy-n-n-oboznachaiushchiie-soghlasnyie-zvuki-n-n"
    ["file_id"] => string(6) "214452"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432309228"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(264) "План-конспект урока во 2 классе к УМК «Enjoy English» М. З. Биболетовой и др. Тема урока: «Прогулка в зоопарк. Множественное число имён существительных» "
    ["seo_title"] => string(160) "plan-konspiekt-uroka-vo-2-klassie-k-umk-enjoy-english-m-z-bibolietovoi-i-dr-tiema-uroka-proghulka-v-zoopark-mnozhiestviennoie-chislo-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "172627"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423842311"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока грамоты "Буква Ч, ч и звук [ч’]""
    ["seo_title"] => string(44) "konspekt_uroka_gramoty_bukva_ch_ch_i_zvuk_ch"
    ["file_id"] => string(6) "621585"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1672051407"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "конспект урока по русскому языку по теме " Буквы и звуки". "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-bukvy-i-zvuki"
    ["file_id"] => string(6) "144034"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418646797"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока на тему "Звук о, буква О". "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zvuk-o-bukva-o"
    ["file_id"] => string(6) "158585"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421765609"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства