Дата 28.11.2016.
Тема: Звуки и буквы
Целевые установки на достижение результата:
Личностные: самоопределение(личностное, профессиональное, жизненное); ученик должен задаваться вопросом о том,«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение работать в парах.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
Предметные: познакомить с понятием транскрипция.
Тип урока: объяснение нового.
Формы работы учащихся: парная, индивидуальная, коллективная, фронтальная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.
Структура и ход урока
- Начало урока: введение, « разогрев» учебной группы, включающий эмоциональную и интеллектуальную « разминку».
- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. (Слайд 1)
2. Контрольно - подготовительный этап урока: опрос по предыдущим темам.
Проверка д/з. Устные ответы учащихся. Взаимооценка ответов учащихся.
- Ребята, сегодня мы с вами повторим материал, который вы уже изучали в начальной школе и узнаем новое. А что конкретно мы будем повторять, вы должны сами сформулировать.
- Скажите, пожалуйста, что вы произносите, когда называете какое-либо слово? (Звуки).А если вы запишете эти звуки?
Постановка учебной цели, « вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели.
Задание 1
Отгадайте загадку.
1.Если б не было его, не сказал бы ничего. (Звук)
2.Черные птички на каждой страничке,
Молчат, ожидают, кто их прочитает.
(Буквы)
Комментированное письмо (Слайд )
1.Если б (не) было е…о, (не) сказал бы ничего.
2.Ч…рныептич…ки (на) каждой стр…нич…ке,
М…лчат, ожидают, кто их пр…ч.тает.
Спишите загадки, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.
- Кто уже догадался, о чем будет наш сегодняшний разговор?
- Конечно же, о звуках и буквах.
- Скажите, ребята, а кроме звуков и букв, что нужно знать, чтобы правильно писать и произносить слова?
(Нам необходимо знать правила произношения и правописания слов)
- Как будет звучать тема нашего урока? (Слайд )тема урока
- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока: «Звуки и буквы. Произношение и правописание»
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что нам сегодня предстоит усвоить?
Беседа.
- Какой раздел науки о языке изучает звуки речи?
Какова роль звуков речи и звуковприроды?
- Какобразуютсязвукиречи?
- Накакиедвегруппыделятсязвуки?
- Чемотличаютсягласныезвукиотсогласных? Какиезвуки–гласныеилисогласные–преобладаютвречи?
Схемудлярассказаозвукахречиктоизваснарисует? Аобуквах?
- Вчёмразличиезвуковотбукв?
- Сколькогласныхзвуков, асогласных? Почему?
- Сколькобуквврусскомалфавите?
- Какиебуквынеобозначаютзвуков?
- Не секрет, что многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Эта особенность присуща и многим другим языкам.
- Работа над темой.
- Звукимыпроизносимислышим.
- Буквымывидимипишем.
- Дляобозначениязвуковречииспользуютквадратныескобки: букваа, звук [а].
- ЭтоназываетсяТРАНСКРИПЦИЕЙ.
- Какмыпишем: какслышим? илипоопределеннымправилам?
1.Одна буква может обозначать:
- один звук д[о]м
- два звука [йо]ж
- ноль звука ноч[ь], прелес[т] ный
2. Один звук может обозначаться:
- одной буквой с[о]н
- двумя буквами отдал – о[д]ал
- тремя буквами учиться - учи[ц]а
3.Одна и та же буква может обозначать разные звуки:
- буква В звук [Ф]: [ф]кус, ро[ф];
- буква В звук [В] и [В`]: [в`]есна, [в]олк;
- буква О звук[О] под ударением: м[о]роз
- буква О звук [А] в первом слоге: м[а]роз
4. Иногда разные буквы обозначают один и тот же звук: МЁЛ – МОЛ
буквы О и Ё обозначают [О].
Работа с учебником
1. Чтениетеории 1 - 6 (учебник, стр.146) 2.Упражнения 182 - 183 (учебник, стр.147).
3. Ответынавопросы:
- Какиебуквынеобозначаютзвуков?
- Какоезначениеониимеютвсловах? –
- Вчемособенностьбукве, ё, ю, я?
Игра«Найдитретьелишнее»
- Съехать, съесть, сесть.
- Объехать, обещать, объединить.
- Семья, скамья, семя.
- Подъём, съёмка, льёт.
- Заяц, берёза, клюют.
- Яхта, мясо, судья.
Физкульминутка
А сейчас проведём небольшую разминку! Я буду называть слова, в которых будут встречаться буквы е, ё, ю, я. Когда эти буквы будут обозначать 1 звук, вы поднимете голову вверх, хлопнете над головой 1 раз и опустите руки вниз. Когда буквы будут обозначать 2 звука, вы повернёте голову влево, а потом вправо и вернётесь в исходное положение.
Яблоко, мяч, ел, мел, елка, мёл,юла,мюсли.
Списываниесзаданием
Задание: записатьзагадки, отгадатьих, подчеркнутьсловась. Надписать над ними количество букв и звуков.
- Летит–кричит, сядет–молчит, кто его убьёт, тот кровь прольёт.
- Один льёт, другой пьёт, третий растёт.
- Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся.
Работастекстом.
Прочитайте текст. Найдите его главную мысль.
Письмо–одежда устной речи. Онопередаёт, «изображает»устнуюречь. Звукпроизносятислышат, буквупишутичитают.
Буквуизвукпутатьнельзя. Ачастопутают; приэтомстрадаетзвук: егоназываютбуквой.
Буква–этофигурнаялиния, рисунок, арисунокпроизнестинельзя.
(ПоМ.Панову.)
*Объяснитепостановкутиревпервомпредложении.
Подведение итогов
- Надкакойтемойсегодняработали?
- Чтоузналинового? Какиевыводысделали?
- Чтопонравилось?
- Чтонепонравилось?
- Продолжимпредложения:
1.Сегодняяузнал…
2. Теперьямогу…
3. Янаучился…
4. Мнебылотрудно…
5. Своейработой…
Домашнее задание:
- 1.Параграф 37,стр.146 – 147.
- 2.Упр.187,зад.1 – 2.
- 3.Подготовитьсякизложению.