Конспект урока в 1 классе
Тема урока:"Буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н']"
Цели:
познакомить учащихся с сонорными согласными звуками [н], [н’] и буквами Н н;
учить давать им характеристику как твердым и мягким звукам;
начать формировать навыки чтения вслух: хором, парами, индивидуально;
развивать речь учащихся, внимание, фонематический слух.
Задачи урока:
учить чтению буквы, чтению слогов, слов с новой буквой;
развивать речь, мышление, память, воображение.
Оборудование: буквенная лента, схемы слова, печатная и прописная буквы (карточка), слоговые карточки с буквой н, лист для выщипывания буквы, проволока для конструирования, разрезная азбука алфавит, картинки с изображениями.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел, друзья, звонок,
Начинается урок.
Вы проснуться все успели?
А теперь вперед, за дело.
Повторение.
1.1 Работа с буквенной лентой.
– Урок чтения мы начнем с работы с «буквенной лентой». Давайте повторим буквы, которые уже изучили. Я показываю буквы, а вы следите и называйте их. (а, о, б,к, ё, з, и, е)
– Читаем каждую букву твердо и мягко… Все ли буквы согласных можно читать и твердо, и мягко? (Нет.)
– Назовите букву, которая написана на белом фоне «буквенной ленты». (Буква мягкий знак.)
- Прочитайте буквы, обозначающие глухие звуки. (п, к, т, ш, с, х, ч)
- Прочитайте парные. (б – п, г – к, д – т, ж – ш, з – с)
- Прочитай те непарные звонкие. (н, м, л, р, й)
- Прочитайте непарные глухие. (х, ч)
1.2. Работа со слоговыми таблицами
- а) чтение слогов-слияниий (таблицы вывешивается на доску.
- Прочитайте буквы гласных… Прочитайте буквы согласного [с] (показывает указкой).
- А сегодня мы познакомимся с новым звуком и новыми буквами.
б) составление слов из слогов
Знакомство с новой буквой.
Посмотрите на доску. Какой предмет вы видите на картинке? (НОЖ)
– Какой первый звук в слове НОЖ вы слышите?
– Назовите второй предмет?
– Какой первый звук в слове ОЧКИ вы слышите?
– Назовите третий предмет.
– Какой первый звук в слове ТАНК вы слышите?
– Назовите четвертый предмет.
– Какой первый звук в слове АРБУЗ вы слышите?
– Посмотрите на доску.
– Какое слово можно составить? (Нота.)
– Кто может прочесть первую букву в слове нота?
Правильно. Это буква эн. Мы ее будем читать одним звуком [н].
Знакомство с графическим образом буквы.
– На что похожа буква эн.
На букве Н я как на лесенке
Сижу и распеваю песенки.
– А теперь давайте посмотрим, какой звук дает буква эн.
– Давайте пропоем звук [н].
– Давайте попробуем ее произнести.
– Встречает ли воздух преграду?
– А сейчас давайте поставим ладонь на горло и если почувствуем вибрацию, то этот звук звонкий, а если не почувствуем, то он глухой.
– Почувствовали? Значит он звонкий.
– А еще при произношении этого звука воздух проходит через нос, и поэтому его называют сонорным.
Анализ слова.
НОТЫ–
– Сколько в слове слогов?
– Какой слог ударный?
На какой гласный звук падает ударение?
– Сколько в слове букв?
– Сколько в слове звуков?
– Какой у нас в слове звук Н?
– Какой звук О?
– Какой звук Т?
– Какой звук А?
– Что образует согласный и гласный звуки? (Слияние)
Игра «Добавьте слово»
Кто имеет один рог?
Отгадайте………(носорог)
А петух с колючим ёжиком
Режут сало острым………(ножиком)
Собаки, не троньте верблюда,
Для вас это кончится худо,
Он ловко дерётся с врагами
Своими большими ……….(ногами).
Как вы понимаете смысл пословиц «Не суй нос не в своё дело»
«Любопытной Варваре нос оторвали»
Назовите противоположные по смыслу слова, которые начинаются со звука – Н
Налево - ……….
Высоко - ……….
Высушить………
Под……. (над)
Верхний……….(нижний)
Потерять……….(найти).
Подведение итогов урока:
– С какой буквой мы познакомились?
– Охарактеризуйте эту букву. (Ответы по вопросам учебника с 41)
- Понравился вам урок?
- Что было самым интересным?
- Что вызвало затруднение?