-развивать навыки индивидуальной и групповой работы;
-развивать навыки и способности критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности).
Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
1. Организационный момент
2. Языковая разминка
По данным словам восстановите пословицы.
1.Глупый - умный
2. Труд – лень
3. Мед - пчелки
4. Корень - плод
Запишите их под номерами
1. Глупый осудит, а умный рассудит.
2. Труд человека кормит, а лень портит.
3. Сладок мед, да пчелки жалятся
4. Корень учения горек, да плод сладок
1. Подчеркните грамматическую основу и расставьте знаки препинания
2. Какие у вас получились предложения? (ССП)
3. Какие предложения называются сложносочиненными?
Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
Определение темы обучающимися
Мы знаем определение ССП. Далее нужно узнать, на какие виды делятся ССП
3. Знакомство с таблицей
4. Работа по тексту
1 – ая группа выписывает ССП с соединительными союзами
2 – ая группа выписывает ССП с противительными союзами
3 – я группа выписывает ССП с разделительными союзами
Мельник предложил мне переночевать в избе но я предпочел остаться на открытом воздухе. Скоро закипел самовар и мы принялись пить чай. Ни калина не растёт меж ними ни трава не зеленеет. Вот идет Ермил к лошадиа лошадь от него таращится, храпит, головой трясет. То слишком морозит то моросит дождь. Нето тучи разойдутся не то гроза нас всё-таки обойдёт. Песня над домом смолкла зато над прудом соловей заводил свою. Сыпались звезды да иглы звенели. Или вода внезапно перестанет прибывать или мы наткнемся на этом берегу на брошенную лодку.
На что мы обращаем внимание, анализируя ССП?
Количество грамматических основ.
Определить, какой союз по значению соединяет части ССП.
Правильно расставить знаки препинания
5. Найдите сложносочиненные предложения с соединительным союзом
1. Илюша станет черпать воду, а водяной его за руку потащит к себе.
2. Дверь заскрипела, и лесник шагнул через порог
3. Побледневшее небо стало опять синеть, но то уже была синева ночи.
4. Княжна Марья всё ещё молча смотрела на брата, и в прекрасных глазах её были любовь и грусть.
5. Никто ничего определённого не говорил, но по эскадрону пронеслась молва об атаке.
Найдите сложносочиненные предложения с противительным союзом.
1.Рыба вдруг перестала клевать, и у нас наступила полная тишина
2. То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
3. Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят
4.Через две недели после получения письма вечером приехали вперёд люди князя Василия, а на другой день приехал он.
5. Канонада стала слабее, однако трескотня ружей слышалась всё чаще.
Найдите сложносочиненные предложения с разделительным союзом.
1. То ли за морем он хоронится, то ли брошен в острог он опять.
2. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска
3. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса, а надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака.
4. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.
5. Чёрная туча надвинулась, и стали видны молнии, освещавшие весь двор.
6. Мы разными способами учились определять виды сложносочиненного предложения. А теперь вы сами попробуйте составить сложные предложения разных видов.
Составьте из простых предложений сложносочиненные предложения. Определите их вид.
1.Для заглаживания раствора применяют шарнирные тёрки на длинной ручке. Мастера обычно обёртывают их шлифовальной шкуркой.
2.Гладилки производительнее тёрок. Качество заглаживания ими ниже.
3.При возведении стен мастера укладывают камни ложками. Можно укладывать короткой стороной – тычком.
Итак, части сложносочиненного предложения отделяются друг от друга запятой, независимо от разновидности используемых союзов.
Но есть случаи, когда между частями сложносочиненного предложения запятая
не ставится
7. Работа с текстом
-
Найти предложения, в которых запятая между частями сложносочиненного предложения не ставится.
Заполнить таблицу
1. Весной напротив нашей школы зазеленел газон и ожила старая липа. 2. С тех пор судьба его тревожила всех нас. 3. Но каждую весну упрямо набухали почки и появлялись маленькие новые листья. 4. Упорство и мужество дерева. 5. Это было достойно уважения.
6. Приветствуя весну, прыгали по камушкам прозрачные ручьи и бежали по небу белые легкие облака. 7. А вчера вечером набежали тучи и загрохотал гром. 8. В течение часа сверкали молнии и лил теплый сильный дождь.
9. Когда наступило утро, все вновь засияло частыми яркими красками и умытое свежее солнце осветило нашу липу. 10. Листочки на ней были еще маленькие, нежные, почти прозрачные. 11.Их появление для нас означало многое. 12.Природа обновляется и жизнь продолжается! 13. Об этом и говорит нам каждую весну старое дерево, сумевшее выстоять и не желавшее сдаваться.
Заполнение таблицы
№
Запятая в ССП не ставится
Примеры
1
Если есть общий второстепенный член, в том числе и обособленного, а также вводного компонента.
В сенях пахло яблоками и висели лисьи шкуры.
1. Весной напротив нашей школы зазеленел газон и ожила старая липа.
3. Но каждую весну упрямо набухали почки и появлялись маленькие новые листья.
6. Приветствуя весну, прыгали по камушкам прозрачные ручьи и бежали по небу белые легкие облака.
7. А вчера вечером набежали тучи и загрохотал гром.
8. В течение часа сверкали молнии и лил теплый сильный дождь.
2
Имеют общее придаточное предложение
Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в комнату.
9. Когда наступило утро, все вновь засияло частыми яркими красками и умытое свежее солнце осветило нашу липу.
3
Выражены двумя назывными предложениями.
Хохот и шум.
. 4. Упорство и мужество дерева.
4
Выражены двумя вопросительными или двумя восклицательными, или двумя побудительными предложениями.
Неужели это не сон и он скоро снова увидит родных?
Убрать в комнате и накрыть на стол!
12. Природа обновляется и жизнь продолжается!
Рефлексия
Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка обучающимися новых целей обучения.
Знали
Хотели узнать
Узнали
Что такое сложное предложение?
Какими бывают сложные предложения по значению и союзам
Постановка запятой в ССП
ССП делятся на ССП с соединительными союзами, ССП с противительными союзами, ССП с разделительными союзами. Постановка запятой в ССП.
Домашнее задание
Мини – сочинение на тему «Зима в моем городе», используя сложносочиненные предложения разных видов