Тема: Сложносочиненное предложение. Основные группы сложносочиненных предложений по значению союзов.
Цели для обучающихся: После проведения учебного занятия | Триединая цель урока: |
ученик будет знать: основные понятия темы; виды связи в предложении; структуру сложных предложений; ученик будет уметь: разграничивать соединительные, противительные и разделительные союзы; расставлять необходимые знаки препинания. различать слитное и раздельное написание так (же) , то (же), за (то) определяют виды связи предложений. формулировать правило написания запятой в ССП | Образовательная: Организация деятельности обучающихся для знакомства с основными группами сложносочиненных предложений; его структурой, видами связи в предложении, синтаксической конструкцией; Развивающая: развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность; формирование умений добывать, обрабатывать, формировать и презентовать информацию; создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию; развитие умений планирования своих действий ; формирование самоэффективности, самомотивации; развитие умений критериального оценивания; развитие умений осуществлять саморегуляцию, самоконтроль, самооценку самокоррекцию учебной деятельности. Воспитательная: 1) воспитывать устойчивое внимание, настойчивость, целеустремленность, навыки самоконтроля. 2) формирование толерантности, умения работать в группе. |
Учебное занятие работает на перспективу:
Сложносочиненные предложения.
Синтаксический разбор предложения
Сложные предложения с разными видами связи
Ресурсы учебного занятия:
«Правила работы в группе» с прошлого урока.
Флипчарты ( по количеству групп, для презентации подтемы).
Маркеры, стикеры маленькие ( для оценивания, большие (рефлексия урока)
Структурная карта урока.
Ключи.
Презентация в программе « Power Point»
Структура урока и основные идеи предварительного обсуждения с учащимися.
Деление на группы «Партнерское». (6. Подходы в преподавании: «Беседа с партнерами»)
План урока составлен с учетом модуля НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ И ОБУЧЕНИИ:
Важность специфики учебного материала и разработки учебного плана.
Метопознание и обучение тому, как учиться.
Структурный элемент учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучаемого | Результат совместной деятельности с позиции обучаемого | Идеи какого модуля апробируются |
ПОБУЖДЕНИЕ Задачи этапа: обеспечить психологический настрой; подготовить класс к активному обучению, | Психологический настрой “Все в твоих руках”. (Притча) “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Дети получают цветные фигуры, разрезанные на две части. Соединяются в пары и в течение минуты рассказывают друг другу о себе Деление на группы (по 5 человек) Дети получают цветные фигуры, разрезанные на две части и объединяются в группы по цвету Заполнение таблицы ЗХУ, карты «Цели» | Психологический настрой Рассказывают друг другу о себе Заполняет таблицу, формулирует цель деятельности | Комфортная психологическая обстановка, желание работать. Класс разделен на группы по принципу: где в парах дети плохо знают друг друга Делятся идеями по теме в парах и отвечают на вопрос | Наблюдение за детьми, которые плохо знают друг друга Парная беседа в целях развития критического мышления |
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Задачи этапа: Организовать опрос с целью выявления степени понимания | Говорит о теме и структуре предстоящего учебного занятия. Побуждает учащихся вспомнить об основных понятиях темы. (опрос теоретического материала) Предлагаю рассказать в парах друг другу теоретический материал Что такое предложение? Чем отличается предложение от словосочетания? Чем могут быть выражены главные члены предложения? Какие предложения называются простыми, а какие – сложными? Как связываются между собой простые предложения в составе сложного? Назовите сочинительные и подчинительные союзы? Приведите пример сложного предложения с сочинительным союзом, и предложение сложное, связанное подчинительным союзом? ( практический этап) Записывают текст и расставляют знаки препинания. Определяют какими частями речи выражены главные члены предложения. Объясняют знаки препинания. Оформление блоков ЗНАТЬ И УМЕТЬ Каждая группа получает задание подготовить и презентовать выступление и привести примеры по предложенной теме. Дает инструкцию по предстоящему заданию. Учащиеся вырабатывают критерии оценивания презентаций. Определяется максимальный балл по каждому критерию. Мотивация- по каждой подтеме будет вопрос в практической работе. Подготовьте и презентуйте своим одноклассникам по теме. Придумайте и приведите примеры по представленной теме. Внимательно слушайте и анализируйте выступление других групп. Есть ли у вас вопросы к группам? Что можно добавить? Оцените презентацию групп согласно разработанным критериям. 1 группа – Сложносочиненные предложения с соединительными союзами ( стр. 67- 70) 2 группа - Сложносочиненные предложения с противительными союзами ( стр. 62, 72) 3 группа- Сложносочиненные предложения с разделительными союзами ( стр. 62, 76) Задания для групп предварительно распечатаны и разложены по столам | Думают, вспоминают, формулируют, предлагают, обсуждают, отбирают Рассказывают в парах друг другу Оценивают друг друга Оценивают друг друга. Вместе- думают, предлагают, обсуждают, отбирают, приводят примеры, выбирают форму представления информации Оформляют на флиптчарте По истечению времени каждая группа вывешивает презентацию своего задания. ПРЕЗЕНТАЦИЯ работы группы. Презентуют, отвечают на вопросы товарищей. Слушают, анализируют, соотносят, оценивают работу других групп по выработанным критериям | Выделение главного. Совместная работа. Диалог Ученик- ученик Диалог Ученик-ученик Взаимооценивание, согласно выработанным критериям Диалог Ученик-ученик Взаимооценивание, согласно выработанным критериям | 3. Оценивание для обучения и оценивание обучения. Формативное оценивание. 1.Новые подходы в преподавании и обучении: Обучение тому, как учиться. Создание образовательной среды: обучение обучению в классе. Важность диалога в классе. 4. Использование ИКТ в преподавании и обучении 7. Совместное обучение: талантливые и одаренные ученики 3. Оценивание для обучения и оценивание обучения. ( дети учатся ставить формативную оценку.) Суммативная оценка |
ПРИМЕНЕНИЕ Задачи этапа: Выявить трудности, непонимание. Корректировать | Групповая совместная работа работа. Цель работы: Критерии оценивания «Правильность» - 5 баллов «Защита» - 3 балла «Оформление» – 2 балла Мотивирует на выполнение. Постановка домашнего задания, инструктаж по его выполнению. Домашнее задание построено на формативной оценке самостоятельной работы. Проанализируйте, в каких заданиях вы допустили ошибки. Выполните соответствующие задания из таблицы «домашнее задание». Повторите основные понятия темы. «Средства связи простых предложений в сложносочиненном предложении.» | Думают, анализируют вопросы, выполняют задание Осуществляют самопроверку. Определяют свои «проблемные» зоны Слушают, анализируют допущенные ошибки, соотносят и отбирают необходимые пункты для выполнения. Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы | Умеют: 1.Расставлять необходимые знаки препинания. 2.Умеют вывести правило слитного и раздельного написания так (же) , то (же), за (то) 3. Определяют виды связи предложений. 4. Формулируют правило написания запятой в ССП. Содержание и структура домашнего задания понята всеми учащимися. | 1.Новые подходы в преподавании и обучении: Принимать во внимание то, как дети учатся. 3. Оценивание для обучения и оценивание обучения. Суммативное оценивание 5. Обучение талантливых и одаренных детей. 3. Оценивание для обучения и оценивание обучения. Формативное обучение |
РЕФЛЕКСИЯ Задачи этапа: Выявить главные моменты урока | Заполнение карты «Цели» Достиг ли я поставленной цели? 1.Насколько комфортно вы себя чувствовали, работая в группе? Было ваше мнение ценным в работе группы? | Думают, формулируют мысли, записывают. При желании читают вслух. | Саморефлексия своей деятельности | 1. Новые подходы в преподавании и обучении: Важность диалога в классе |
Приложение к уроку
Тема: Сложносочиненное предложение. Основные группы сложносочиненных предложений по значению союзов.
ФИ ………………………………………………………………………………
Основные понятия | Знаю | Хочу узнать | Узнал | Могу применить |
1.Разграничивать соединительные, противительные и разделительные союзы; 2. Различать слитное и раздельное написание так (же) , то (же), за (то) 3. Определять виды связи предложений. 4. Правило написания запятой в ССП | | | | |
Моя цель сегодня на уроке……………………………………………………………………………………………………..
ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ НА УРОКЕ…………………………………………………………………………….(ФИ)
Этап | Содержание | Предлагал идеи | Активно обсуждал | Помогал оформить | Участвовал не активно | Не участвовал в работе | Что мешало |
1 | 1.Фронтальный опрос 2. Самостоятельная работа (баллы) | | | | | | |
2 | Работа в группе по предложенной теме Участие в защите проекта | | | | | | |
3 | Самостоятельная групповая работа | | | | | | |
Достиг ли я цели, поставленной на уроке……………………………………………………………………………………………………………………………………….
Структурная карта урока «Основные группы сложносочиненных предложений по значению союзов».
1. Рассказать в парах теоретический материал
Что такое предложение?
Чем отличается предложение от словосочетания?
Чем могут быть выражены главные члены предложения?
Какие предложения называются простыми, а какие – сложными?
Как связываются между собой простые предложения в составе сложного?
Назовите сочинительные и подчинительные союзы?
Приведите пример сложного предложения с сочинительным союзом, и предложение сложное, связанное подчинительным союзом?
Оцените ответ товарища по следующим параметрам:
Ответ дан полно, без ошибок.
Приведены примеры.
Критерий оценки: ошибок 0 - оценка «5», 1 - «4», 2 - «3», 3- «2» ( прокомментируйте оценку)
2. Самостоятельная работа.
Запишите текст. Объясните постановку знаков препинания. Найдите в тексте простые и сложные предложения, выделите основные части речи. Какими частями речи выражены главные члены предложения в этом тексте.
Нехоженые тропы неезженые тракты всегда манили Василия Алексеевича и он охотно отправлялся в дорогу несмотря на непогоду. 2) Так было и в этот раз хоть поездка не заладилась с самого начала 3) Не успел он выехать на заснеженный простор как началась метель. 4. Снег не перестававший сыпаться со всех сторон слепил глаза и словно хотел остановить Василия. 5. Но он всматривался вперед где по временам мелькал брезжащий свет и без устали погонял лошадь. 6) Снег усиливался становилось темно. 7) Василий стал сильнее погонять лошадь не замечая того что взял неверное направление. 8) Лошадь заупрямилась и стала тянуть вправо от пути который взял хозяин. 9) Ошеломленный Василий остановился и определился. 10) 10) Его охватил ужас - в глаза бросился еще не заметенный снегом санный след. 11) Это означало что он кружит на небольшом пространстве.
Ответ:
1. Простые предложения- №
2. Главные члены предложения
Образец: 1) сущ+ глаг, мест+ глаг.
Критерий оценки: ошибок 0 - оценка «5», 1 - «4», 2 - «3», 3- «2» ( прокомментируйте оценку)
3.Работа в группах
1. Группа готовит объяснение знаков препинания 1- 3 предложения; 2. группа готовит объяснение 4-7 предложения; 3 группа готовит объяснение 8-11 предложения
Вывод:
С помощью каких союзов соединяются простые предложения в составе сложных?
В каких случаях запятая не ставится перед союзами и почему?
Какие отношения между простыми предложениями?
Оцените работу, каждого в группе.
Изучение нового материала
1 группа – Сложносочиненные предложения с соединительными союзами ( стр 67- 70)
2 группа - Сложносочиненные предложения с противительными союзами ( стр 62, 72)
3 группа- Сложносочиненные предложения с разделительными союзами ( стр 62, 76)
Шапошник Лена, Козлова Анна, Малуха Вика сочиняют короткую лингвистическую сказку о своих союзах, остальные работают с кластером.
Критерий оценки
«Правильность» - 5 баллов
«Защита» - 3 балла
«Оформление» – 2 балла
Оцените работу, каждого в группе.
5. Применение знаний на практике
1.Задание. Прочитайте. Перепишите, расставляя знаки препинания. Определите, к какой группе относится предложение. Подумайте и составьте правило слитного и раздельного написания так (же), то (же), за (то).
1) Сегодня обещали ужасную погоду с дождем и туманном завтра то (же) погода будет неважной. 2) Наш класс в выходные собирается на загородную прогулку ученики соседнего класса так (же) хотят присоединиться. 3) Юлина записка поведала мне то(же) что сказал днем раньше Никита.4) С утра шел сильный проливной дождь за то в доме было сухо и тепло. 5) Мы с удовольствием взялись за(то) задание от которого отказались старшие товарищи 6) Снег перестал так (же) внезапно как и начался.
Образец: 1. - тоже, ССП с соединит. Союзом.
Правило написания:
Критерий оценки: ошибок 0 - оценка «5», 1 - «4», 2 - «3», 3- «2» ( прокомментируйте оценку)
2. Задание Для каждого из приведенных контекстов придумайте по 2 предложения, одно из которых должно быть ССП с союзом И. Попытайтесь составить правило написания запятой в ССП.
1. Пароход постепенно стал замедлять ход…
2. Стюардесса принесла напитки…
3. К вечеру окончательно похолодало…
4. В соседнем купе молодые ссорились…
Домашняя работа: выучить теорию параграфа 7, Упражнение на выбор151, 154, 157