Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Выразительные словообразовательные средства"»
Урок русского языка №_______ Тема: " Выразительные словообразовательные средства русского языка " Цели урока: - знакомство с основными художественными приёмами, основанными на изобразительных возможностях русского словообразования, показать их роль в тексте; - формировать навыки культуры речи; закрепление навыков правописания. Тип урока: изучение нового материала.
ПЛАН 1. Использование слов с суффиксами оценки. 2. Семантизация морфем. 3. Физминутка "Угадай окончание" 4. Использование индивидуально-авторского словообразования (окказионализмов). Оборудование: раздаточный материал, учебник «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» (авторы: В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко), словари Ход урока I. Организационный момент. II. Разминка. Элемент театрализации
Я приобрел книжонку, - сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика.
- Почему Вы говорите так пренебрежительно, - возмутился я.
- Но ведь она тоненькая, да и формат небольшой, - ответил собеседник.
Так я выяснил, что мой собеседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении…
-Какое значение имеет суффикс -ОНК- ? А суффикс -ЕЧ-?
III. Сообщение темы и цели урока.
1.Слово преподавателя - Словообразовательная система русского языка отличается исключительным богатством и многообразием. По подсчётам современных лингвистов, 90% слов нашего языка являются производными, т.е.произошедшими от других родственных слов, т.к. имеют смысловые и экспрессивные оттенки. ДОМ-ДОМИШКО-ДОМИЩЕ-ДОМИК
-Какое из этих слов производное,(произошедшее от других) какое производящее(начальное)
-Какие значения внесли данные суффиксы?
-ИШК-( ирония, уменьш-ласк) -ИК-(уменьш-ласк) -ИЩ- ( преувелич) - Таким образом, цель нашего урока – познакомиться с основными художественными приёмами, основанными на изобразительных возможностях русского словообразования, или узнать, как «работают» на расширение поэтического словаря приставки, корни, суффиксы.
2.Реализация дом. задания(отвечает 1 учащийся) IV. Знакомство с основными художественными приёмами. 1. Диктант [Кучер Чичикова Селифан выпил немного с приятелем. Барин замечает провинность слуги и собирается его наказать.]
– Вот я тебя как высеку… – Как милости вашей будет угодно, – отвечал на всё согласный Селифан, – коли высечь, то и высечь; я ничуть не прочь от того. Почему ж не посечь; коли за дело, на то и воля господская…Оно нужно посечь, потому что мужик балуется… Коли за дело, то и посеки; почему же не посечь?
– Запишите текст в форме диалога, расставьте пропущенные знаки препинания. (Выполнение работы.) А) Взаимопроверка по восстановленному тексту.
(Демонстрация текста на доске одним из учащихся) – Объясните вставленные орфограммы. – Какая разница в значении слов высечь и посечь? (Гоголевский Селифан определяет для себя более лёгкое наказание, заменяя господское высечь на своё посечь.)
Б) Работа со словарями. – Благодаря чему изменилось значение слова? (Благодаря приставке: приставка ПО- образует глаголы со значением незначительной или неполной меры действия, совершаемого в течение короткого времени. Примеры: порисовать, побежать, попробовать Приставка ВЫ- означает исчерпанность действия, достижение чего-нибудь выставить, выехать, выйти, выдержать).
-Подберите по 5-6 родственных слов с различными суффиксами и приставками к словам дом, берег, ветер, жена, голос, мальчик, дед, бабка, говорить, гулять, смеяться, близко, хорошо.
4. Работа по учебнику. - Поработаем по учебнику, выполним упр. №123(письменно) , 124(устно) -Выпишите слова с суффиксами оценки, выделите суффикс, запишите его значение ВЫВОД: слова с суффиксами оценки вносят разнообразные оттенки в значения слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения, являются средством речевой характеристики героев. 5. Творческая работа. А) Семантизация морфем и словообразовательный повтор. - Чтобы понять суть приёма семантизации морфем, выполним следующую работу: - добавьте приставки к глаголу бегать: добегаться (доведение действия до отрицательного состояния), убегаться (убавление), отбегаться (конец), избегаться (исчерпанность), выбегаться (полная исчерпанность действия). – Как приставки уточняют значение слова? Как вы понимаете выражение семантизация морфем?
Семантизация – это выявление смысла, значения языковой единицы. Семантизация морфем — это использование значения морфем для привлечения внимания читателя к лексическому значению слова. Словообразовательный повтор — повтор слов, построенных по одной словообразовательной модели. – Какова роль повтора в тексте? Обратите внимание, как графически подчёркнута боль утраты: разрывом приставки. – Найдите глаголы, в которых приставка РАС- имеет значение действия, доведённого до конца («рассорили», «расслоили»). – Какие другие средства выразительности использованы автором для передачи чувства боли и горя? (Аллитерация – [Р] – резкий, разъединяющий звук; умолчание, экспрессивная лексика, характеризующая участников драмы: «стена…, ров», « сплав вдохновений и сухожилий»; насыщение текста словами со значением пространства.) Б) Приём ложной этимологизации слов. - Определите значение слов «безграмотный», «варвар», «жаргон» (окончивший школу без грамоты, повар на две ставки, аспирин). Это шутливый этимологический словарик, его можно продолжить - «баранка» - овца, «волнушка» - мама абитуриента и т. д. Этимологизация (ложная) — намеренное сближение неродственных слов с созвучными корнями для выявления в слове неожиданного смысла. Если писатели это делают намеренно, то у детей это получается случайно. (Учитель: Как ты понимаешь выражение Троянский конь? Ученик: Это когда в телегу запряжено трое коней.) В). Выборочное списывание. – Прослушайте отрывки из художественных произведений.
-Какую роль играет приставка от- в данных текстах? (Завершение, прекращение действия). Выпишите слова с данной приставкой, добавьте 2-3 своих примера Отговорила роща золотая И с глазами своими карими
Берёзовым весёлым языком... Отоснилась ты мне навсегда (С.Есенин)
Отцвели уж давно хризантемы в саду,
А любовь всё живёт в моём сердце больном
(В.Шумский ) Вывод: семантизация морфем, словообразовательный повтор помогают вскрыть суть, проникнуть в глубину авторского замысла, обозначают позицию автора. Вывод: авторские слова придают тексту яркость, выразительность, индивидуальность. V. Рефлексия. Оценки за урок. – Какое средство выразительности вызвало наибольший интерес? – Какова же роль художественных приёмов, основанных на словообразовательных возможностях русского языка? VI. Домашнее задание. попробуйте составить шутливый словарик, используя слова зубочистка, изверг, заморыш, гастрит, известняк (по выбору);
Карточка № 14 – Как характеризует героев «Горе от ума» использование в речи слов с суффиксами оценки? Фамусов – Скалозубу: «Прозябли вы – согреем вас; отдушничек откроем поскорее». Молчалин: «Ваш шпиц – прелестный шпиц!.. Как шёлковая шёрстка». Чацкий: «Французик из Бордо; Посмотришь, вечерком Он чувствует себя здесь маленьким царьком».
Карточка №15 – Как с помощью слов с суффиксами оценки раскрывается авторская позиция? «Это была крошечная, злая старушонка..» Ф.М.Достоевский.
Карточка №16 – Какое значение имеет суффикс -ЕЦ-?
-В каком ряду во всех словах суффикс -ЕЦ имеет одинаковое значение?
1.БОЕЦ, МУДРЕЦ, ХАРАКТЕРЕЦ
2.ИСПАНЕЦ, НЕМЕЦ, ИНОСТРАНЕЦ
3.МОРОЗЕЦ, ХИТРЕЦ, БОРЕЦ
Карточка №17
С какой целью М.Е. Салтыков-Щедрин использует оценочную лексику?
А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А все оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и мы сидели бы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких на ужин собирали. (Салтыков-Щедрин М.Е.)
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА
Различают фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические и синтаксические средства языка.
Синтаксис даёт нам синтаксические средства: инверсия, градация, повтор, анафора, эпифора, риторические фигуры
ИНВЕРСИЯ- Перестановка слов, нарушающая обычный порядок их в предложении; конструкция с обратным порядком слов, напр. Унылая пора! очей очарованье
(вместо очарованье очей) А.С.Пушкин.
ГРАДАЦИЯ - постепенное повышение усиления
ПОВТОР- намеренное повторение слова или выражения
АНАФОРА-повтор слова или нескольких слов в начале нескольких стихов
ЭПИФОРА- повтор слова или нескольких слов в конце нескольких стихов
Не требующие ответа, обобщённые, обращённые не к кому-то лично
Морфология даёт нам морфологические средства: части речи и их выразительные возможности
Лексика даёт нам лексические средства языка (синонимы, антонимы, омонимы и др.)
синонимы-слова близкие по смыслу(хороший - замечательный)
антонимы-слова противоположные по смыслу(белый - чёрный)
омонимы-слова, одинаковые по написанию, но разные по значению(ключ, ручка)
Словообразование, морфемика дают нам морфемы субъективной оценки
(суффиксы уменьшительно-ласкательной оценки -ОНОК, -ЕНЬК(бельчонок, доченька) или пренебрежения -ОНК, - ИШК (старушонка, домишко) приставки со значением незавершённости действия или незначительности
Фонетика даёт нам фонетические средства языка: аллитерация, ассонанс
АЛЛИТЕРАЦИЯ- повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). Подразумевается бо́льшая по сравнению со среднерусской частотность этих звуков...
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
как бы резвяся и играя,
грохочет в небе голубом
АССОНАНС— приём звуковой организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков — в отличие от аллитерации (повтора согласных).