kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Выразительные словообразовательные средства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка открытого урока русского языка с использованием индивидуальной и групповой работы

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Выразительные словообразовательные средства"»

Урок русского языка №_______
Тема: " Выразительные словообразовательные средства русского языка " 
Цели урока: 
- знакомство с основными художественными приёмами, основанными на изобразительных 
возможностях русского словообразования, показать их роль в тексте; 
- формировать навыки культуры речи; закрепление навыков правописания. 
Тип урока: изучение нового материала. 

ПЛАН
1. Использование слов с суффиксами оценки. 
2. Семантизация морфем. 
3. Физминутка "Угадай окончание"
4. Использование индивидуально-авторского словообразования (окказионализмов). 
Оборудование: раздаточный материал, учебник «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» (авторы: В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко), словари
Ход урока 
I. Организационный момент. 
II. Разминка. Элемент театрализации 

Я приобрел книжонку, - сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика.

- Почему Вы говорите так пренебрежительно, - возмутился я.

- Но ведь она тоненькая, да и формат небольшой, - ответил собеседник.

Так я выяснил, что мой собеседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении…

-Какое значение имеет суффикс -ОНК- ? А суффикс -ЕЧ-?

III. Сообщение темы и цели урока. 

1.Слово преподавателя
- Словообразовательная система русского языка отличается исключительным богатством и многообразием. По подсчётам современных лингвистов, 90% слов нашего языка являются производными, т.е.произошедшими от других родственных слов, т.к. имеют смысловые и экспрессивные оттенки. ДОМ-ДОМИШКО-ДОМИЩЕ-ДОМИК

-Какое из этих слов производное,(произошедшее от других) какое производящее(начальное)

-Какие значения внесли данные суффиксы?

-ИШК-( ирония, уменьш-ласк) -ИК-(уменьш-ласк) -ИЩ- ( преувелич)
- Таким образом, цель нашего урока – познакомиться с основными художественными приёмами, основанными на изобразительных возможностях русского словообразования, или узнать, как «работают» на расширение поэтического словаря приставки, корни, суффиксы. 

2.Реализация дом. задания(отвечает 1 учащийся)
IV. Знакомство с основными художественными приёмами. 
1. Диктант
[Кучер Чичикова Селифан выпил немного с приятелем. Барин замечает провинность слуги и собирается его наказать.] 

– Вот я тебя как высеку… 
– Как милости вашей будет угодно, – отвечал на всё согласный Селифан, – коли высечь, то и высечь; я ничуть не прочь от того. Почему ж не посечь; коли за дело, на то и воля господская…Оно нужно посечь, потому что мужик балуется… Коли за дело, то и посеки; почему же не посечь? 

– Запишите текст в форме диалога, расставьте пропущенные знаки препинания. (Выполнение работы.) 
А) Взаимопроверка по восстановленному тексту.

(Демонстрация текста на доске одним из учащихся) – Объясните вставленные орфограммы. 
– Какая разница в значении слов высечь и посечь? (Гоголевский Селифан определяет для себя более лёгкое наказание, заменяя господское высечь на своё посечь.) 

Б) Работа со словарями. 
– Благодаря чему изменилось значение слова? (Благодаря приставке: приставка ПО- образует глаголы со значением незначительной или неполной меры действия, совершаемого в течение короткого времени. Примеры: порисовать, побежать, попробовать Приставка ВЫ- означает исчерпанность действия, достижение чего-нибудь выставить, выехать, выйти, выдержать). 

-Подберите по 5-6 родственных слов с различными суффиксами и приставками к словам дом, берег, ветер, жена, голос, мальчик, дед, бабка, говорить, гулять, смеяться, близко, хорошо.

2. Работа по карточкам.

(сильным учащимся даются карточки)
3.Физминутка"Отгадай окончание"

существительные - встали, оглянулись

глагол - встали, потянулись

прилагательные - прилегли

-ая, -и, -ат, -ят, -ую, -е, -а,

4. Работа по учебнику. 
- Поработаем по учебнику, выполним упр. №123(письменно) , 124(устно)
-Выпишите слова с суффиксами оценки, выделите суффикс, запишите его значение
ВЫВОД: слова с суффиксами оценки вносят разнообразные оттенки в значения слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения, являются средством речевой характеристики героев. 
5. Творческая работа. 
А) Семантизация морфем и словообразовательный повтор. 
- Чтобы понять суть приёма семантизации морфем, выполним следующую работу: 
- добавьте приставки к глаголу бегать: добегаться (доведение действия до отрицательного состояния), убегаться (убавление), отбегаться (конец), избегаться (исчерпанность), выбегаться (полная исчерпанность действия). 
– Как приставки уточняют значение слова? Как вы понимаете выражение семантизация морфем? 

Семантизация – это выявление смысла, значения языковой единицы. Семантизация морфем — это использование значения морфем для привлечения внимания читателя к лексическому значению слова. 
Словообразовательный повтор — повтор слов, построенных по одной словообразовательной модели. 
– Какова роль повтора в тексте? Обратите внимание, как графически подчёркнута боль утраты: разрывом приставки. 
– Найдите глаголы, в которых приставка РАС- имеет значение действия, доведённого до конца («рассорили», «расслоили»). 
– Какие другие средства выразительности использованы автором для передачи чувства боли и горя? 
(Аллитерация – [Р] – резкий, разъединяющий звук; умолчание, экспрессивная лексика, характеризующая участников драмы: «стена…, ров», « сплав вдохновений и сухожилий»; насыщение текста словами со значением пространства.) 
Б) Приём ложной этимологизации слов.
- Определите значение слов «безграмотный», «варвар», «жаргон» (окончивший школу без грамоты, повар на две ставки, аспирин). Это шутливый этимологический словарик, его можно продолжить - «баранка» - овца, «волнушка» - мама абитуриента и т. д. 
Этимологизация (ложная) — намеренное сближение неродственных слов с созвучными корнями для выявления в слове неожиданного смысла. Если писатели это делают намеренно, то у детей это получается случайно. (Учитель: Как ты понимаешь выражение Троянский конь? Ученик: Это когда в телегу запряжено трое коней.) 
В). Выборочное списывание. 
– Прослушайте отрывки из художественных произведений.

-Какую роль играет приставка от- в данных текстах? (Завершение, прекращение действия). Выпишите слова с данной приставкой, добавьте 2-3 своих примера
Отговорила роща золотая И с глазами своими карими

Берёзовым весёлым языком... Отоснилась ты мне навсегда (С.Есенин)


Отцвели уж давно хризантемы в саду,

А любовь всё живёт в моём сердце больном

(В.Шумский )
Вывод: семантизация морфем, словообразовательный повтор помогают вскрыть суть, проникнуть в глубину авторского замысла, обозначают позицию автора. 
Вывод: авторские слова придают тексту яркость, выразительность, индивидуальность. 
V. Рефлексия. Оценки за урок. 
– Какое средство выразительности вызвало наибольший интерес? 
– Какова же роль художественных приёмов, основанных на словообразовательных возможностях русского языка?
VI. Домашнее задание. 
попробуйте составить шутливый словарик, используя слова зубочистка, изверг, заморыш, гастрит, известняк (по выбору); 



























Карточка № 14
– Как характеризует героев «Горе от ума» использование в речи слов с суффиксами оценки? 
Фамусов – Скалозубу: «Прозябли вы – согреем вас; отдушничек откроем поскорее». 
Молчалин: «Ваш шпиц – прелестный шпиц!.. Как шёлковая шёрстка». 
Чацкий: «Французик из Бордо; Посмотришь, вечерком Он чувствует себя здесь маленьким царьком». 






Карточка №15
– Как с помощью слов с суффиксами оценки раскрывается авторская позиция? 
«Это была крошечная, злая старушонка..» Ф.М.Достоевский. 





Карточка №16
– Какое значение имеет суффикс -ЕЦ-?

-В каком ряду во всех словах суффикс -ЕЦ имеет одинаковое значение?

1.БОЕЦ, МУДРЕЦ, ХАРАКТЕРЕЦ

2.ИСПАНЕЦ, НЕМЕЦ, ИНОСТРАНЕЦ

3.МОРОЗЕЦ, ХИТРЕЦ, БОРЕЦ




Карточка №17

С какой целью М.Е. Салтыков-Щедрин использует оценочную лексику?


А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А все оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и мы сидели бы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких на ужин собирали. (Салтыков-Щедрин М.Е.)




ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА

Различают фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические и синтаксические средства языка.


Синтаксис даёт нам синтаксические средства: инверсия, градация, повтор, анафора, эпифора, риторические фигуры

ИНВЕРСИЯ- Перестановка слов, нарушающая обычный порядок их в предложении; конструкция с обратным порядком слов, напр. Унылая пора! очей очарованье

(вместо очарованье очей) А.С.Пушкин.

ГРАДАЦИЯ - постепенное повышение усиления

ПОВТОР- намеренное повторение слова или выражения

АНАФОРА- повтор слова или нескольких слов в начале нескольких стихов

ЭПИФОРА- повтор слова или нескольких слов в конце нескольких стихов

РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ(ОБРАЩЕНИЕ, ВОПРОС, ВОСКЛИЦАНИЕ)

Не требующие ответа, обобщённые, обращённые не к кому-то лично


Морфология даёт нам морфологические средства: части речи и их выразительные возможности


Лексика даёт нам лексические средства языка (синонимы, антонимы, омонимы и др.)

синонимы-слова близкие по смыслу(хороший - замечательный)

антонимы-слова противоположные по смыслу(белый - чёрный)

омонимы-слова, одинаковые по написанию, но разные по значению(ключ, ручка)


Словообразование, морфемика дают нам морфемы субъективной оценки

(суффиксы уменьшительно-ласкательной оценки -ОНОК, -ЕНЬК(бельчонок, доченька) или пренебрежения -ОНК, - ИШК (старушонка, домишко) приставки со значением незавершённости действия или незначительности


Фонетика даёт нам фонетические средства языка: аллитерация, ассонанс

АЛЛИТЕРАЦИЯ- повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). Подразумевается бо́льшая по сравнению со среднерусской частотность этих звуков...

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

как бы резвяся и играя,

грохочет в небе голубом

АССОНАНС— приём звуковой организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков — в отличие от аллитерации (повтора согласных).

Поёт зима-аукает,

мохнатый лес баюкает

стозвоном сосняка




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка "Выразительные словообразовательные средства"

Автор: Кубарь Вера Павловна

Дата: 18.01.2017

Номер свидетельства: 380996

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока русского языка в 11 классе "Лингвистические задания в комплексном анализе текста" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-11-klassie-linghvistichieskiie-zadaniia-v-komplieksnom-analizie-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "215408"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432665121"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по русскому языку 11 класс "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112641"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408797262"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока литературного чтения с презентацией на тему "Г.Х. Андерсен "Чайник" "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-s-priezientatsiiei-na-tiemu-g-kh-andiersien-chainik"
    ["file_id"] => string(6) "224449"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438807444"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока по русскому языку "Буквы О и А на конце наречий""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekturokaporusskomuiazykubukvyoianakontsienariechii"
    ["file_id"] => string(6) "279430"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453225811"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства