Цель урока: познакомить учащихся со сказкой Г.Х. Андерсена; развивать навыки вдумчивого чтения, поддерживать интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Предметные:
Читать осознанно, выразительно, высказывать свое отношение к описываемым событиям и героям, аргументированно, опираясь на текст, доказывать свою точку зрения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
формулировать учебную задачу урока, принимать её.
Познавательные УУД:
анализировать произведение с опорой на систему вопросов учителя.
Коммуникативные УУД:
строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы.
Личностные:
эмоционально воспринимать художественное произведение, оценивать поступки литературных героев;
способность к общению через текст с автором, с одноклассниками через совместную работу.
Формы организации учебной деятельности:
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения:
Методическое пособие «Литература как предмет эстетического цикла» Кудина Г.Н; Новлянская З.Н.; Москва 1992г
Мультимедийная доска. Презентация Power Point «Великий сказочник»
Раздаточный материал: текст сказки «Чайник».
Ход урока
- Организация класса.
II. Мотивация учебной деятельности
Недавно я прочитала небольшое сочинение ученика Вани Х.
Послушайте отрывок из его сочинения.
«Я иду на урок. Человек должен быть образован.
Звенит звонок… Час удивления настал!»
Как вы думаете, нравится ли Ване учиться?
- О каком удивлении он говорит?
- Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой. Мне очень хочется, чтобы этот урок стал для вас уроком открытий, удивлений и читательских удовольствий. В мире много сказок. Их любят и взрослые, и дети.
- Как вы думаете, почему?
Сказки учат верить в добро, справедливость, любовь. Учат преодолевать трудности. Помните: сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок!
А задача настоящего, вдумчивого читателя отгадать главный секрет сказки, понять этот намек, хорошо усвоить этот урок.
Сказку, с которой я вас познакомлю, написал Ганс Христиан Андерсен.
Этого писателя все называют Великим сказочником.
А вот почему его так называют, я думаю, вы сможете самостоятельно ответить на этот вопрос в конце нашего урока.
III. Виртуальное путешествие. В гостях у сказочника.
Для того, чтобы лучше понять сказки Андерсена, давайте познакомимся с автором поближе. А для этого отправимся в путешествие на родину писателя.
(Презентация)
1 часть. Дания – родина писателя.
2 часть. Знаешь ли ты сказки Андерсена
1) узнай героя сказки по описанию.
2)узнай сказку по ключевым словам
1 часть – Дания – родина писателя. (Слайды 2-9)
В 1805 году в Дании в городе Оденсе родился будущий знаменитый сказочник. Назвали мальчика Ганс Христиан, и его отца — сапожника тоже звали Ганс Христиан. Семья Андерсена была бедной. Отец мечтал учиться и путешествовать. А так как ни то, ни другое не удалось, он читал сыну сказки и водил его гулять в окрестности города Оденсе. С детства Андерсен умел вырезать из бумаги всякие фигуры. И когда лист бумаги превращался у него в старую ведьму на помеле, изящную балерину, аиста, стоящего на одной ноге в гнезде, сразу же рождались и сказки об этих фигурках. В 14 лет Ганс отправился в Копенгаген, чтобы стать актером.
Когда его мать спросила причину, по которой он едет, покидая её и дом, юный Ганс Христиан тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!». Он поехал с целью устроиться на работу в театр. Благодаря помощи покровителей он посещал балетную школу, получал бесплатные уроки латыни, немецкого и датского языков, принялся всерьез за изучение мировой драматургии и поэзии. А еще постоянно сочинял. Мечтам о театральной карьере пришел конец после приговора актера Линдгрена: «Чувств у Вас много, но актера из Вас никогда не получится». Всемирную известность приобрёл в 1835 году после издания сборника «Сказок, рассказанных для детей». Всего Г.Х. Андерсен написал более 150 сказок.
2 часть
IV. Создание ситуации успеха и проблемной ситуации.
Викторина
(слайды 10-16)
Слайд 10
У ворот стояла она. Боже мой, на кого она была похожа! Вода ручьями стекала с её волос и с платья прямо на туфельки. Бедняжка была такая мокрая, как будто её вытащили из реки. (Принцесса на горошине)
Слайд 11
День-деньской играли принцессы во дворце, в просторных палатах, где из стен росли живые цветы. Раскрывались большие янтарные окна, и внутрь вплывали рыбы, совсем как у нас ласточки влетают в дом, когда окна стоят настежь, только рыбы подплывали прямо к маленьким принцессам, брали из их рук еду и позволяли себя гладить.(Русалочка)
Слайд 12
Что-то щёлкнуло, и цветок распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зелёном стульчике сидела крошечная девочка.
(Дюймовочка)
Узнай сказку по ключевым словам
Слайд 13
Кай Герда Роза Осколок льда Вечность
Слайд 14
Картонная коробка Танцовщица Бумажный корабль Рыба
Слайд 15
Утка Яйцо Мечта Лебедь
Слайд 16
Солдат Ведьма Собаки Принцесса
Слайд 17
Носик Крышка Король Луковица
На последнем слайде отрывок из незнакомой ученикам сказки Андерсена «Чайник». По ключевым словам ученики не могут отгадать сказку, тогда учитель предлагает помощь: читает 1-2 предложения из сказки, создавая интригу.
« Я – король чайного стола»
«У меня есть и то и другое, да еще кое-что сверх того, чего у них никогда не будет, - носик».
Кто мог сказать такие слова?
Хотите узнать? Тогда, слушайте.
IV. Первичное чтение сказки учителем.
V. Вопросы для первичного обсуждения.
-Понравилась ли вам сказка?
-Кто является главным героем сказки?
-По каким признакам вы догадались, что речь идет о чайнике?
Как вы думаете, а зачем автор «оживил» чайник?
Случайно ли это сделал автор, просто так или специально?
Оказывается, такой прием в литературе называется-
«ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ».
(СЛАЙД 18)Вслушайтесь и всмотритесь в это слово.
Какие два корня спрятались в слове? (-лиц, -твор).
Лицо, творить.
Олицетворение - литературный прием, заключающийся в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных» Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.
VI. Физкультминутка.
VII. Вычитывание сказки.
а) Постановка задачи для повторного чтения, «вычитывания сказки».
Мы уже говорили на уроках о том, что поэты, писатели – это люди с особым взглядом, слухом, а может сердцем. Они подмечают необычное в обычном. Они большие выдумщики. Они могут совсем обычную вещь превратить в живое существо. И тогда она преображается, начинает разговаривать и ведет себя совсем как человек. Особенно в этом преуспел Г. Андерсен. Зачем он это делает? Сказка – ложь, да в ней намек. На что намекает нам Андерсен?
Что он хочет сказать нам, читателям? Какими мыслями он хочет с нами поделиться? Вот главная загадка для читателя!
Ответить на эти вопросы может только очень внимательный, вдумчивый, НАСТОЯЩИЙ читатель. А для этого нужно обратиться к тексту, внимательно его перечитать.
б) Словарная работа (слайд 19) может проходить в ходе чтения текста.
в) 1 часть (чтение учениками).
Вопросы по содержанию:
– О чем рассказывает чайник? (О своих достоинствах, не хочет говорить о недостатках.)
- С его точки зрения какой он? (Самый красивый. Он гордится собой, любит себя.)
– А с точки зрения автора и нашей, читательской (Хвастун, гордый.)
Хорошие ли это черты характера? Нравятся ли они нам?
г) 2 часть (чтение учениками).
– Чайник говорит о себе, что он скромен, смиренен. Так ли это? (Он хвастает, считает себя лучше всех.)
– Скромность – это достоинство или недостаток?
– Смирение – хорошо или плохо?
– Гордость – когда человек гордый, не дает себя унизить, уважает себя. А горделивый?
– Обратите внимание, здесь есть слова чайника о том, что он считает себя главным, потому что утоляет жажду людей, услаждает их вкус. Как это характеризует чайник? (Он гордится тем, что приносит пользу.)
д) 3 часть (чтение учениками).
– Как себя чувствовал чайник, когда его разбили?
– А вам жалко чайник? Почему?
– А автору? Докажите текстом.
е)4 часть (чтение учениками).
– О чем больше всего переживает чайник? (Что стоит без пользы.)
– Сочувствует ли Автор переживаниям чайника?
ж) 5 часть.
- Как изменился чайник?
з) 6 часть.
VIII. Дискуссия.
- Для чайника все закончилось не так благополучно, почему же он радуется?
- Случайно ли Андерсен выбрал для героя такую судьбу? (Чайник был горд. Писатель провел его через жесткие испытания, благодаря которым чайник стал терпимее, научился радоваться за других).
- Грустная или веселая эта сказка Андерсена?
- О чём же эта сказка? Чему можно научиться, читая это произведение?
(О людях, о взаимоотношениях, о назначении человека, о смысле жизни. Автор провёл героя через жестокие испытания, благодаря которым герой научился радоваться за других, жить ради других. Андерсен говорит о том, что внешняя красота временна, её можно лишиться. Важны поступки, именно они украшают героя).
- Такая короткая сказка вмещает так много. Заставляет задуматься о смысле жизни, о предназначении. В этом и заключается Мастерство и Величие писателя.
IХ. Творческая работа
Сейчас мне бы очень хотелось, чтобы вы тоже стали сказочниками и попытались «оживить» предмет, используя авторский прием олицетворение попытайтесь придумать свою сказку.
А вот и предмет, который нужно «оживить» (слайд «20)
Это старые кроссовки.
Как вы будете работать: в группе, в паре или индивидуально?
Творческая работа
План
(слайд 21)
1.Каким был главный герой в начале своей жизни?
а) описание внешности;
б) описание характера.
2.Тяжелый удар, который наносит судьба.
3. Как герой меняется после этого события?
а) описание внешности,
б) описание характера.
4. Какой вывод делает герой.
Х. Представление творческих работ.
ХI. Рефлексия.
Выберите и продолжите предложение:
- На сегодняшнем уроке мне было…
- Я узнал …
- Мне бы хотелось…
XII. Итог урока.
С какой сказкой познакомились на уроке?
Почему Г.Х. Андерсена называют Великим сказочником?
Какой литературный прием использовал автор сказки «Чайник»?
ХIII. Домашнее задание.
Каким может быть домашнее задание?
Варианты домашнего задания:
Научиться выразительно читать сказку.
Записать сказку «Воспоминания старой обуви».
Сочинить свою сказку, «оживить» свой предмет.