kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 11 классе "Лингвистические задания в комплексном анализе текста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 11 классе.

Тема урока:

Лингвистические задания в  комплексном анализе текста.

Цели:

Помочь создать представление о языковых особенностях текста;

способствовать повышению  лингвистической грамотности;

совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость;

формировать умение анализировать текст, «вовлекая… в процесс речевого общения»;

пробудить заинтересованность в изучении лингвистических явлений;

воспитывать любовь к родному языку и читательский вкус.

Вступительное слово учителя:

Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы будем учиться видеть, слышать и чувствовать то, что хотел нам сказать непревзойдённый мастер русского слова. Для лингвистического анализа я выбрала отрывок из произведения Н.В.Гоголя. Прочитайте задание, выполните его и попробуйте определить, откуда взят этот текст.

Задание №1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

1.Он вступил в темные ш…рокие сени от которых п…дуло  хол…дом как из погр…ба.

2. Из сеней он п…пал в комнату тоже темную чуть  (чуть) оз…рен(нн)ую светом вых…дившим из (под) ш…рокой щели нах…дивш…йся (в)низу двери.

3. Отв…ривши эту дверь он наконец очутился в свету и был п…ражен пр…дставшим бе…порядком.

4. К…залось как будто в доме пр…исходило мытье п…лов и сюда на время нагр…моздили мебель.

5. На одном столе стоял даже сломан(нн)ый стул и рядом с ним ч…сы с остан…вивш…мся ма…тником к которому паук уже пр…ладил паутину.

6. Тут же стоял пр…слонен(нн)ый боком к ст…не шкаф с старин(нн)ым серебром, графинчиками и китайским ф…рфором.

7. На бюре выл…женном  перламутною м…заикой которая м…стами уже выпала и оставила после себя одни ж…лтенькие желобки наполнен(нн)ые клеем л…жало множество всякой всячины…

Конечно, вы догадались, что этот отрывок из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Перед нами фрагмент описания жилища Плюшкина. Сейчас мы рассмотрим лингвистические средства, которые использовал автор для создания этой картины.

Задание  2.
Найдите  в тексте устаревшие формы слов. Приведите их современные аналоги (соответствия). Объясните, где это возможно, какие изменения произошли в каждом случае:

Отворивши -  совр.: отворив;

  • (очутился) в свету – совр.: (очутился) на свету;

  • На бюре – совр.: на бюро (заимств. из франц.яз.).;

            Перламутною (мозаикой) – совр.: перламутровой

    Задание 3.
    Во втором и третьем предложениях найдите все слова со звуками [ф] и [ш]. Как называется прием изобразительности и выразительности речи, основанный на повторении согласных звуков? Какой звуковой образ создает Гоголь в этих предложениях? Какие еще согласные звуки, по вашим наблюдениям, повторяются в этом тексте? Какой звуковой образ дома Плюшкина они создают?

  • < > комнату, входившим, широкой, находившейся, отворившим, в свету, представшим.< >

    Гоголь создает звуковой образ мышиного шуршания.

  • В тексте повторяются звуки [ж], [з],[с], которые ассоциируютсяс жужжанием мухи. Эти звуковые образы создают впечатление запустения и заброшенностидома Плюшкина, одиночества хозяинав нем.

    Задание 4.
    Произведите морфемный и словообразовательный разбор слов  перламутный и перламутровый. (производящие основы этих слов заимствованы из немецкого языка perlmutter).

    Перламут – н - ый         перламут    +  - н –

    (суффиксальный способ)

    Перламутр – ов – ый    перламутр+ - ов –

    (суффиксальный способ).

    Задание 5.
     В языке эпохи Гоголя существовали, как и сейчас, два синонимичных слова: подвал и погреб.
     Почему писатель выбрал в данном случае второе?

    Погреб – помещение ниже уровня земли для хранения припасов.

    Задание 6.
    Обратите внимание на описание нагроможденной в комнате Плюшкина мебели. Почему среди предметов оказались часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину? С какой целью автор создает этот образ?

    Образ часов с остановившимся маятником  выражает сущность жизни хозяина. Время остановилось, жизнь замерла и подернулась паутиной.

    Задание 7.
    Во втором, третьем и пятом предложениях найдите действительные причастия прошедшего времени. Выпишите их с определяемыми словами. Найдите и отметьте окончания причастий. Объясните правописание этих окончаний.

    Задание 8.
    Почему в сочетаниях предыдущего задания в двух первых случаях ставится запятая, а в двух последних – не ставится?

  • В двух первых сочетаниях ставится запятая, потому что согласованное определение, частью которого является причастие, стоит после определяемого существительного, следовательно, оно обособляется.

     В третьей и четвертой стоит перед определяемым словом и не имеет дополнительного обстоятельственного значения. Следовательно, оно не обособляется.

    Задание 9.
    Во втором предложении текста одно из определений, выраженных причастным оборотом, замените синтаксическим синонимом.  Запишите получившееся предложение.
    Как вы думаете, почему Гоголь не произвел такой замены?

  • Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть – чуть озаренную светом, который выходил из-под широкой щели, находившейся внизу двери.

    Задание 10.
    В седьмом предложении Гоголь использует СПП с придаточным определительным. Почему в этой части текста это вполне уместно?
    Сделать синтаксический разбор предложения.

    [На бюре,   выложенном перламутною мозаикой , (которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки,   наполненные клеем   ), лежало множество всякой всячины]…

    Задание  11.
    Укажите все сложноподчиненные предложения текста. Определите, какое из них соответствует схеме:

    СПП 1,4,5,7. Схеме соответствует 4, запятая не ставится, т.к. союз и соединяет две однородные придаточные части.

    Почему Гоголь использует так много сложных предложений?

    Задание 12.
    Найдите предложения, в состав которых входят односоставные безличные предложения.

    №1 и 4.

    Задание  13.
    Определите способ связи в следующих словосочетаниях:
    1. Мытье полов
    2. Уже приладил
    3. Эту дверь

    1. Управление

    2. Примыкание

    3. Согласование

    Задание 14.

    Выписать из текста все страдательные причастия в прошедшем времени и имена прилагательные с двумя -н-, распределив их в таблице:

Прилагательные, образованные от имен существительных

Старинный

Прилагательные, образованные от глаголов

Сломанный

Страдательные причастия прошедшего времени

Озаренный

Прислоненный

Выложенный

Наполненный

Почему писатель употребляет так много причастий и прилагательных?

К какому стилю речи принадлежит этот отрывок? (Художественному)

Какой тип  текста? (Описание)

Какие средства художественной выразительности вам известны? (тропы, стилистические фигуры).

Дома вы должны были найти предложения из произведений Гоголя, в которых используются средства художественной выразительности. (Проверка домашнего задания).

Вывод:

Художественный стиль – самый богатый стиль речи. Он может отразить, преобразовать все стороны действительности, сделать их объектом творчества.

Гоголь мастерски показал «мертвую душу». Мы это увидели, услышали и почувствовали.

Обратимся к эпиграфу нашего урока. Эти слова взяты из завещания писателя:

«Будьте не мертвые, а живые души».

Он всем нам завещал быть «живыми душами».

Дома вы напишите сочинение – размышление «Живая душа… Какая она?»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 11 классе "Лингвистические задания в комплексном анализе текста" »

Урок русского языка в 11 классе.

Тема урока:

Лингвистические задания при комплексном анализе текста.

Цели:

Помочь создать представление о языковых особенностях текста;

способствовать повышению лингвистической грамотности;

совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость;

формировать умение анализировать текст, «вовлекая… в процесс речевого общения»;

пробудить заинтересованность в изучении лингвистических явлений;

воспитывать любовь к родному языку и читательский вкус.

Вступительное слово учителя:

Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы будем учиться видеть, слышать и чувствовать то, что хотел нам сказать непревзойдённый мастер русского слова. Для лингвистического анализа я выбрала отрывок из произведения Н.В.Гоголя. Прочитайте задание, выполните его и попробуйте определить, откуда взят этот текст.

Задание №1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

1.Он вступил в темные ш…рокие сени от которых п…дуло хол…дом как из погр…ба.

2. Из сеней он п…пал в комнату тоже темную чуть (чуть) оз…рен(нн)ую светом вых…дившим из (под) ш…рокой щели нах…дивш…йся (в)низу двери.

3. Отв…ривши эту дверь он наконец очутился в свету и был п…ражен пр…дставшим бе…порядком.

4. К…залось как будто в доме пр…исходило мытье п…лов и сюда на время нагр…моздили мебель.

5. На одном столе стоял даже сломан(нн)ый стул и рядом с ним ч…сы с остан…вивш…мся ма…тником к которому паук уже пр…ладил паутину.

6. Тут же стоял пр…слонен(нн)ый боком к ст…не шкаф с старин(нн)ым серебром, графинчиками и китайским ф…рфором.

7. На бюре выл…женном перламутною м…заикой которая м…стами уже выпала и оставила после себя одни ж…лтенькие желобки наполнен(нн)ые клеем л…жало множество всякой всячины…

Конечно, вы догадались, что этот отрывок из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Перед нами фрагмент описания жилища Плюшкина. Сейчас мы рассмотрим лингвистические средства, которые использовал автор для создания этой картины.

Задание 2.
Найдите в тексте устаревшие формы слов. Приведите их современные аналоги (соответствия). Объясните, где это возможно, какие изменения произошли в каждом случае:

Отворивши - совр.: отворив;

  • (очутился) в свету – совр.: (очутился) на свету;

  • На бюре – совр.: на бюро (заимств. из франц.яз.).;

Перламутною (мозаикой) – совр.: перламутровой



Задание 3.
Во втором и третьем предложениях найдите все слова со звуками [ф] и [ш]. Как называется прием изобразительности и выразительности речи, основанный на повторении согласных звуков? Какой звуковой образ создает Гоголь в этих предложениях? Какие еще согласные звуки, по вашим наблюдениям, повторяются в этом тексте? Какой звуковой образ дома Плюшкина они создают?

  • В комнату, входившим, широкой, находившейся, отворившим, в свету, представшим.

  • Аллитерация.

  • Гоголь создает звуковой образ мышиного шуршания.

  • В тексте повторяются звуки [ж], [з],[с], которые ассоциируются с жужжанием мухи. Эти звуковые образы создают впечатление запустения и заброшенности дома Плюшкина, одиночества хозяина в нем.

Задание 4.
Произведите морфемный и словообразовательный разбор слов перламутный и перламутровый. (производящие основы этих слов заимствованы из немецкого языка perlmutter).

Перламут – н - ый перламут + - н –

(суффиксальный способ)

Перламутр – ов – ый перламутр+ - ов –

(суффиксальный способ).

Задание 5.
В языке эпохи Гоголя существовали, как и сейчас, два синонимичных слова: подвал и погреб.
Почему писатель выбрал в данном случае второе?

Погреб – помещение ниже уровня земли для хранения припасов.

Задание 6.
Обратите внимание на описание нагроможденной в комнате Плюшкина мебели. Почему среди предметов оказались часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину? С какой целью автор создает этот образ?

Образ часов с остановившимся маятником выражает сущность жизни хозяина. Время остановилось, жизнь замерла и подернулась паутиной.

Задание 7.
Во втором, третьем и пятом предложениях найдите действительные причастия прошедшего времени. Выпишите их с определяемыми словами. Найдите и отметьте окончания причастий. Объясните правописание этих окончаний.



Задание 8.
Почему в сочетаниях предыдущего задания в двух первых случаях ставится запятая, а в двух последних – не ставится?

  • В двух первых сочетаниях ставится запятая, потому что согласованное определение, частью которого является причастие, стоит после определяемого существительного, следовательно, оно обособляется.

В третьей и четвертой стоит перед определяемым словом и не имеет дополнительного обстоятельственного значения. Следовательно, оно не обособляется.

Задание 9.
Во втором предложении текста одно из определений, выраженных причастным оборотом, замените синтаксическим синонимом. Запишите получившееся предложение.
Как вы думаете, почему Гоголь не произвел такой замены?

  • Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть – чуть озаренную светом, который выходил из-под широкой щели, находившейся внизу двери.

Задание 10.
В седьмом предложении Гоголь использует СПП с придаточным определительным. Почему в этой части текста это вполне уместно?
Сделать синтаксический разбор предложения.

[На бюре, выложенном перламутною мозаикой , (которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем ), лежало множество всякой всячины]

Задание 11.
Укажите все сложноподчиненные предложения текста. Определите, какое из них соответствует схеме:

СПП 1,4,5,7. Схеме соответствует 4, запятая не ставится, т.к. союз и соединяет две однородные придаточные части.

Почему Гоголь использует так много сложных предложений?

Задание 12.
Найдите предложения, в состав которых входят односоставные безличные предложения.

№1 и 4.

Задание 13.
Определите способ связи в следующих словосочетаниях:
1. Мытье полов
2. Уже приладил
3. Эту дверь

1. Управление

2. Примыкание

3. Согласование

Задание 14.

Выписать из текста все страдательные причастия в прошедшем времени и имена прилагательные с двумя -н-, распределив их в таблице:

Прилагательные, образованные от имен существительных


Старинный

Прилагательные, образованные от глаголов


Сломанный


Страдательные причастия прошедшего времени


Озаренный

Прислоненный

Выложенный

Наполненный




Почему писатель употребляет так много причастий и прилагательных?

К какому стилю речи принадлежит этот отрывок? (Художественному)

Какой тип текста? (Описание)

Какие средства художественной выразительности вам известны? (тропы, стилистические фигуры).

Дома вы должны были найти предложения из произведений Гоголя, в которых используются средства художественной выразительности. (Проверка домашнего задания).

Вывод:

Художественный стиль – самый богатый стиль речи. Он может отразить, преобразовать все стороны действительности, сделать их объектом творчества.

Гоголь мастерски показал «мертвую душу». Мы это увидели, услышали и почувствовали.

Обратимся к эпиграфу нашего урока. Эти слова взяты из завещания писателя:

«Будьте не мертвые, а живые души».

Он всем нам завещал быть «живыми душами».

Дома вы напишите сочинение – размышление «Живая душа… Какая она?»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Абрамова Валерия Юрьевна

Дата: 26.05.2015

Номер свидетельства: 215408

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока русского языка в 6 классе Комплексный анализ текста "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "219102"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434009981"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по развитию речи в 5 классе "Шоколадный торт" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-po-razvitiiu-riechi-v-5-klassie-shokoladnyi-tort"
    ["file_id"] => string(6) "131580"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416166675"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(67) "pierspiektivnyietiekhnologhiivizuchieniirusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "276881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452792965"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства