Конспект урока русского языка во 2-м классе на тему Корень слова. Однокоренные слова
Конспект урока русского языка во 2-м классе на тему Корень слова. Однокоренные слова
Урок составлен в соответствии с ФГОС. Цель урока: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию монопроекта по теме: «Однокоренные слова».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию монопроекта по теме: «Однокоренные слова»
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
2. Учебные задачи,направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
- развитие умения использовать различные способы поиска информации;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).
3. Учебные задачи,направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
2. «Русский язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011
3. «Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
4. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
5. «Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, М.: Просвещение, 2007
Ход урока:
1.Оргмомент
Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Работаем старательно, слушаем внимательно. -Ну, а чтобы урок был результативным, давайте позитивно настроимся на него.
II. Мотивация. Речевая разминка.
Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:
нас, всё, у, сегодня, получится! (слайд)
Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса.
- У нас сегодня всё получится!
Молодцы, ребята, замечательно. Итак, начнём урок.
III. Актуализация знаний. 1.Чистописание.
1.На момент чистописания
Я приготовила вам задание
- Отгадайте загадку: «Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает». (Дерево)
Итак, какую букву мы будем писать? Это буква Д
- Какие звуки она обозначает?
Прежде чем повторить их написание, дайте характеристику этим звукам.
- Какие буквы обозначают мягкость согласного звука? (и, е, ё, ю, я) Какие твёрдость? (а, о, у, ы, э)
- Запишите строчку слогов, где буква Д будет обозначать мягкий согласный звук, а другую строчку, где буква Д будет обозначать твёрдый согласный звук.
2. Орфографическая минутка. Работа над словарными словами. (слайд)
-Запишите слово по лексическому значению.
. Дерево с дрожащими листочками. ( осина )
. Дерево с белым стволом. ( берёза )
. Изображение чего-либо при помощи красок или карандашей. ( рисунок)
. Движение воздуха. ( ветер )
. А как сказать, чтобы он был лёгким? (ветерок )
Приспособление для копки земли. (лопата )
- В каком слове все согласные звонкие? (берёза)
-Какое слово начинается с гласной? (осина)
-В каком слове согласных больше, чем гласных? (рисунок)
-В каком слове ударный первый слог? (ветер)
IV. Физкультминутка
- Сейчас мы немного отдохнём и продолжим нашу работу.
Утром на лесной опушке
Собираются зверушки.
Все приучены к порядку:
Дружно делают зарядку.
V. Самоопределение к деятельности. Сообщение темы и целей урока.
1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
- Какие части растения вы знаете?
Учитель загадывает загадку:
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту. (Корень)
- О каких значениях корня говорится в тексте загадки?
Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать? Слово корень - многозначное: (слайд)
1) подземная часть растения;
2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;
3) часть слова.
- Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?
- Это важная, необходимая часть.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
- Что бы вы хотели узнать на этом уроке?
Обозначим проблемные вопросы:
1) Что такое корень
2) Роль корня в слове.
3) Как выделить в слове корень?
4) Однокоренные слова
5) Признаки однокоренных слов
2. Работа по теме урока. Работа с ИКТ(слайд)
- (На слайде появляется “дерево”, на нем - однокоренные слова.)
Сказка садовника:
Много лет назад появилось на свете слово «воз». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти, сначала один росток пустило, потом другой, третий.… Много родственников появилось, все они похожи. Вот какое выросло дерево. Посмотрели люди, сравнили и увидели, что есть у слов одна общая часть и решили назвать её корнем. И правильно сделали: от нее как от корня дерева образуются (растут) новые слова родственники. Корень как сердце в слове.
Итак, посмотрите на слова, которые «выросли» на этом дереве. (садовый, посадка, пересадил, рассада, садовник, садик). Как в сказке называются эти слова? (родственниками) Близки ли по значению эти слова? Что общего у этих слов (общая часть – сад-) Как называется эта часть? (корнем).Поэтому у родственных слов есть другое название – однокоренные.
Итак, сформулируйте вывод о том, какие слова называются однокоренными.
- Прочитайте вывод в учебнике.стр….( Показать обозначение корня)
3. Упражнение на внимание.
— Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Вы его внимательно послушайте и найдите однокоренные слова к слову СНЕГ.
Проплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам песню просвистели. У заснеженной реки, В снежном переулке Звонко носятся снежки, Режут лед снегурки. А вокруг в снега одет Весь простор безбрежный. Чем не сказка белый свет- Снежный, снежный, снежный.
- Какие однокоренные слова вы услышали в стихотворении? Давайте их запишем. Выделим в них корень. Докажите, что эти слова являются однокоренными к слову снег.
- Прочитайте только корень –снег.. Вам понятно значение этого слова?
- Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слов? Какой вывод отсюда следует?
Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова.
4. Устная работа.
- Хотите сами стать садовниками? Попробуйте «вырастить словесное дерево с корнем -цвет-». Какие слова могут «вырасти» на этом дереве?
- Так какими же двумя признаками должны обладать однокоренные слова? Вывод.
1. Иметь общую часть (корень)
2. Иметь общее лексическое значение.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Самостоятельная работа. Работа с учебником.
а) Упр. 85 с.61.
- Как правильно определить в слове корень? (Подобрать однокоренные слова и найти общую часть)
б) Упр. 3 с.80, устно.
2. Упражнение в распознавании однокоренных слов. Работа в парах. (слайд)
Игра «Засели домики»
- Одновременно в 3 домика приехали «родственники». Правильно ли «заселились» родственники в домики, нет ли среди них «чужих»? Поработайте в парах и правильно «заселите» родственников в домики.
вода
лиса
морской
водичка
лист
лисонька
моряк
море
водный
водитель
лисичка
лисий
мороз
подводник
Проверка.
- Какие однокоренные слова вы поселили в 1-ый домик? Почему слово «лист» не подходит? (У него другое значение, поэтому оно не является родственным).
- Какие слова «заселили» во 2-ой домик? Какое слово «лишнее»? Почему?
-Какие слова будут жить в 3-ем домике? Какое «лишнее»? Докажите.
Пропедевтическая работа: - Понаблюдайте, как пишутся корни в однокоренных словах.
VII. Итог урока.
- Что такое корень?
- Роль корня в слове.
- Как выделить корень в слове?
- Какие слова называются однокоренными?
VIII. Рефлексия.
-Я узнал…
Я научился…
Мне было легко…
Я доволен собой,…
Оцените свою работу смайликом.(слайд)
-Спасибо за работу. Урок закончен.
IX. Домашнее задание: “Вырастить словесное дерево” из слова-корня: 1) -стол- 2) -лес-.
object(ArrayObject)#855 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(163) "Конспект урока русского языка на тему "Однокоренные слова и форма одного и того же слова""
["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-odnokoriennyie-slova-i-forma-odnogho-i-togho-zhie-slova"
["file_id"] => string(6) "251983"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1447320575"
}
}