Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: "Односоставные предложения"»
Староафонькинский филиал
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области
основная общеобразовательная школа с. Салейкино
муниципального района Шенталинский
Самарской области
Методическая разработка урока
русского языка
8 класс
Тема:
«Повторение по теме
«Однородные члены предложения»
Подготовила
Меркулова Зоя Харитоновна,
учитель русского языка и литературы,
1 квалификационная категория
Д. Ст. Афонькино - 2015 г
Тип урока – обобщение и систематизирование изученного материала.
Основная цель урока – обобщить изученное о предложениях, осложнённых однородными членами.
Планируемые результаты:
Предметные:
Формирование прочных знаний об однородных членах предложения, об обобщающих словах при однородных членах предложения.
2. Совершенствование умения различать однородные и неоднородные определения.
3. Формирование умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.
4. Составлять схемы предложений с однородными членами и с обобщающими словами при однородных членах.
5. Вести подготовку к итоговой аттестации по русскому языку.
Метапредметные:
умение находить однородные члены предложения и обобщающие слова в тексте и употреблять их в своей речи;
умение самостоятельно определять тему и цель своей работы;
умение оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.
Личностные:
- Совершенствование монологической речи, умения правильно и лаконично излагать свои мысли.
- Развитие критического мышления, орфографической зоркости.
Оборудование урока:
компьютер
мульмедиапроектор
Формы организации деятельности:
- фронтальная работа;
работа в парах;
- индивидуальная самостоятельная работа
Ход урока.
Этап урока 1. Организационно-мотивационный момент. Мотивация учащихся.
- Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок русского языка. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем их. И пожелаем друг другу быть сегодня успешными.
Этап урока 2. Актуализация знаний. Выявление учебной задачи.
Слайд № 3
- Рассмотрите схемы. Скажите, пожалуйста, к каким пунктуационным правилам они относятся. (Правила пунктуации при однородных членах)
1) [ О, О, О, О ].
2) [ О и О ].
3) [ О, а О ]
[ О, но О ].
4) [ и О, и О, и О ].
5) [ То О, то О, то О ]
[ Или О, или О ].
6) [… не только О, но и О ].
[… как О, так и О ].
- Как вы думаете, чему будет посвящён наш сегодняшний урок?
Обобщение учителя.
- Действительно, сегодня на уроке обобщим знания об однородных членах предложения; будем совершенствовать умения различать однородные и неоднородные определения; формировать умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами. А главное, вести подготовку к итоговой аттестации по русскому языку.
Сказать про оценочный лист.
Фамилия, имя ученика_________________________________
Задания
Самооценка
Задание 1. Повторение теории
Задание 2.Работа со схемами
Задание 3.Самостоятельная индивидуальная работа
Задание 4.Тестирование (1 балл за каждый правильный ответ)
Задание 5. «Согласен-не согласен» (1 балл за каждый правильный ответ)
Этап урока 3. Организация деятельности обучающихся по усвоению материала в процессе выполнения комплекса учебных заданий.
Задание 1. Повторение теории (Всем 1 балл) Слайд № 4
Какие члены предложения называются однородными?
(Относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и являются одним членом предложения)
Как могут быть связаны однородные члены предложения?
( С помощью сочинительных союзов и бессоюзной связью, т.е. интонацией перечисления)
Какие определения являются однородными, а какие - неоднородными? (Определения являются однородными, если характеризуют предмет с одной стороны.)
Перейти к слайду № 3.
Задание 2. Работа со схемами.
- В левой части таблицы даны предложения. В правой части таблицы укажите номер схемы, соответствующую этому предложению. Расставьте знаки препинания. Обсудите сначала друг с другом варианты и сделайте правильный выбор. (Знаки препинания не расставлены).
1
Я закрыл свою тетрадь и вышел в сад.
№ 2
2
Друг говорит в глаза не только о достоинствах, но и о недостатках своего товарища.
№ 6
3
Далеко гулы повторяют и рёв, и треск , и шум, и гром.
Задание 3. Самостоятельная индивидуальная работа (дифференцированная)
- Вам даны 5 предложений. Знаки препинания не расставлены. Оцените свои возможности и выберите, задание, которое будете выполнять: А, Б или В.
Мы читаем, любим, заучиваем стихотворения А.С.Пушкина.
У самого родника росли не только дубы, но и ели.
А.С.Пушкин оставил нам стихотворения и поэмы, повести и драмы.
Виднелись или необозримые песчаные равнины, или далёкие горы.
В горячем свете весело и сухо блестит листвой под окнами сирень.
А) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания.
За каждый правильный ответ – 1 б.
Б) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните второстепенные члены предложения.
За каждый правильный ответ – 2 б.
В) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните второстепенные члены предложения. Начертите схемы предложений.
За каждый правильный ответ – 3 б.
Проверяем ( Правильные ответы на листке)
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Задание 4. Тестирование (1 балл за каждый правильный ответ)
1. Укажите предложение, в котором перед союзом и ставится запятая (знаки препинания не расставлены):
а) С улицы раздались крики и гул машин.
б) Рожь густая, рослая темнеет и волнуется вдали.
в) И нынче видит пешеход столбы обрушенных ворот и башни и церковный свод.
г) Погода была пасмурная и дождливая.
2. Укажите предложение с однородными определениями (знаки препинания не расставлены):
а) Собака смотрела на зловещий красный диск луны.
б) Он легко справлялся с трудными математическими задачами.
в) По каменной белой ограде разросся плющ.
г) На поляне росли большие красные маки.
3. Укажите предложение с неоднородными определениями (знаки препинания не расставлены):
а) На дворе стояла совершенно чёрная непроницаемая ночь.
б) Давно – давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над сонными весенними полями.
в) Всё было завешено зыбкой бесформенной пеленой.
г) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого.
4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).
а) И верного друга прощальной рукой и гладит и треплет по шее крутой.
б) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
в) Мы долго не ложились спать и любовались морем.
г) Столярный клей выпускают в виде зерен или твердых плиток с блестящей поверхностью.
Включить экран. Проверяем. Слайд № 6.
Этап урока 4. Итог урока.
Игра «Согласен – не согласен». Слайд № 7
Перед вами - таблица с надписью: «Согласен – не согласен». В первой колонке даны ответы, с которыми вы соглашаетесь или не соглашаетесь. Свое согласие или несогласие вы фиксируете во второй колонке с помощью слов «да» или «нет».
Согласен – не согласен
№
Утверждения
«Да» или «нет»
1.
Однородные члены предложения связаны подчинительной связью
2.
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос
3.
Однородные члены предложения могут быть выражены словами разных частей речи.
4.
Однородными могут быть только второстепенные члены предложения
5.
Пришли ни свет ни заря. – В этом предложении пропущена запятая
6.
Царственный дубовый лес подступал к самым окнам.
– Между однородными определениями царственный и дубовый надо поставить запятую
Критерии оценивания: 1 балл за каждый правильный ответ. Итого: 6 баллов.
Проверяем. Слайд № 8
- Посчитайте баллы. От себя добавляю по 2 балла самым активным участникам урока _________________
- Поставьте себе оценки по следующим критериям (указаны в оценочном листе):
14 - 18 баллов - «3»
19 - 26 баллов – «4»
27 - 32 баллов – «5»
- Поднимите руки те, кто получил «5». Кто получил «4»? Молодцы, ребята. А «3» - это сигнал о том, что где-то вы не доработали. А где именно? На этот вопрос вам и всем остальным поможет ответить карточка с надписью
«Итог моей работы»
Этап урока 5. Дифференцированное домашнее задание. Слайд № 9
Оцените свои знания по данному вопросу знаком «+» или «-» Итог моей работы
Тема
«+» или «-»
Домашнее задание
Хорошо знаю признаки однородных членов предложения
§ 26
Могу начертить схему предложения с однородными членами
§ 27
Знаю группы сочинительных союзов
§ 27
Могу отличить однородные и неоднородные определения.
§ 26
Обведите в кружок номера тех параграфов, напротив которых стоит знак «-». Повторите их.
Этап урока 6. Рефлексия.
Урок
Я на уроке
Итог
1. Интересно
1. Работал
1. Уверен в своих знаниях.
2. Скучно
2. Устал
2. Нужно повторить некоторые правила.
3. Безразлично
3. Помогал другим.
3. Понял, что плохо усвоил тему.
Спасибо за урок! Слайд № 10
Задание 2. Работа со схемами.
- В левой части таблицы даны предложения. В правой части таблицы укажите номер схемы, соответствующую этому предложению. Расставьте знаки препинания. Обсудите сначала друг с другом варианты и сделайте правильный выбор. (Знаки препинания не расставлены).
1
Я закрыл свою тетрадь и вышел в сад.
2
Друг говорит в глаза не только о достоинствах но и о недостатках своего товарища.
То садился он на диван то подходил к окну то хотел мыслить.
Задание 3. Самостоятельная индивидуальная работа
- Вам даны 5 предложений. Знаки препинания не расставлены. Оцените свои возможности и выберите, задание, которое будете выполнять: А, Б или В.
Мы читаем любим заучиваем стихотворения А.С.Пушкина.
У самого родника росли не только дубы но и ели.
А.С.Пушкин оставил нам стихотворения и поэмы повести и драмы.
Виднелись или необозримые песчаные равнины или далёкие горы.
В горячем свете весело и сухо блестит листвой под окнами сирень.
А) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания.
За каждый правильный ответ – 1 б.
Б) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения.
За каждый правильный ответ – 2 б.
В) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения. Начертите схемы предложений.
За каждый правильный ответ – 3 б.
Мы читаем, любим, заучиваем стихотворения А.С.Пушкина.
__[ О, О, О ]._
У самого родника росли не только дубы, но и ели.
__[… не только О, но и О ].
А.С.Пушкин оставил нам стихотворения и поэмы, повести и драмы.
__[ О и О, О и О]._
Виднелись или необозримые песчаные равнины, или далёкие горы.
__[или О, или О]._
В горячем свете весело и сухо блестит листвой под окнами сирень.
_[ О и О ]._
Задание 4. Тестирование (1 балл за каждый правильный ответ)
1. Укажите предложение, в котором перед союзом и ставится запятая (знаки препинания не расставлены):
а) С улицы раздались крики и гул машин.
б) Рожь густая, рослая темнеет и волнуется вдали.
в) И нынче видит пешеход столбы обрушенных ворот и башни и церковный свод.
г) Погода была пасмурная и дождливая.
2. Укажите предложение с однородными определениями (знаки препинания не расставлены):
а) Собака смотрела на зловещий красный диск луны.
б) Он легко справлялся с трудными математическими задачами.
в) По каменной белой ограде разросся плющ.
г) На поляне росли большие красные маки.
3. Укажите предложение с неоднородными определениями (знаки препинания не расставлены):
а) На дворе стояла совершенно чёрная непроницаемая ночь.
б) Давно – давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над сонными весенними полями.
в) Всё было завешено зыбкой бесформенной пеленой.
г) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого.
4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).
а) И верного друга прощальной рукой и гладит и треплет по шее крутой.
б) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
в) Мы долго не ложились спать и любовались морем.
г) Столярный клей выпускают в виде зерен или твердых плиток с блестящей поверхностью.
Задание 5 . Игра «Согласен – не согласен».
Перед вами - таблица с надписью: «Согласен – не согласен». В первой колонке даны ответы, с которыми вы соглашаетесь или не соглашаетесь. Свое согласие или несогласие вы фиксируете во второй колонке с помощью слов «да» или «нет».
Согласен – не согласен
№
Утверждения
«Да» или «нет»
1.
Однородные члены предложения связаны подчинительной связью
2.
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос
3.
Однородные члены предложения могут быть выражены словами разных частей речи.
4.
Однородными могут быть только второстепенные члены предложения
5.
Пришли ни свет ни заря. – В этом предложении пропущена запятая
6.
Царственный дубовый лес подступал к самым окнам.
– Между однородными определениями царственный и дубовый надо поставить запятую
Критерии оценивания: 1 балл за каждый правильный ответ. Итого: 6 баллов.
Оцените свои знания по данному вопросу знаком «+» или «-»
Итог моей работы
Тема
«+» или «-»
Домашнее задание
Хорошо знаю признаки однородных членов предложения
§ 26
Могу начертить схему предложения с однородными членами
§ 27
Знаю группы сочинительных союзов
§ 27
Могу отличить однородные и неоднородные определения.
§ 26
Обведите в кружок номера тех параграфов, напротив которых стоит знак «-». Повторите их.
Фамилия, имя ученика_________________________________
Задания
Самооценка
Задание 1. Повторение теории
Задание 2.Работа со схемами
Задание 3.Самостоятельная индивидуальная работа
Задание 4.Тестирование (1 балл за каждый правильный ответ)
Задание 5. «Согласен-не согласен» (1 балл за каждый правильный ответ)