Тип урока: Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.
Предметная цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.
Задачи:
Образовательная: сформировать представление о назывных предложениях, знать понятие назывного предложения, уметь различать односоставные и двусоставные предложения;
Развивающая: через создание проблемной ситуации и организацию поисковой деятельности учащихся (исследование) развить умение самостоятельно ставить учебные проблемы и их решать; развивать умения анализировать, группировать, обобщать; развивать креативные способности, речь школьников через совершенствование умений самостоятельно строить научные определения.
Воспитательная: воспитание любви к слову (русскому языку), чуткого и бережного отношения к природе, стремление к достижению положительных результатов.
Методы обучения: наглядно-дедуктивный, наглядно-продуктивный и частично-поисковый.
Оборудование: раздаточный печатный материал из учебника «Русский язык 8 класс» , автор Тростенцова Л.А.; карточки с заданиями, таблицы, мультимедиа, медали, нарисованный экран телевизора.
Форма учебного занятия (нетрадиционная): урок-исследование. На уроке использовались следующие формы работы:
• игровая форма
• работа в парах,
• самостоятельная работа
• самооценка и самоанализ
• рефлексия
• обобщение
• работа по учебнику.
Контроль усвоения знаний организован с помощью опроса, взаимопроверки по образцу и самооценки, экспресс-опроса.
Ожидаемый результат:
1-й уровень: знать понятие назывного предложения;
2-й уровень: знать понятие назывного предложения, уметь различать односоставные и двусоставные предложения;
3-й уровень: знать понятие назывного предложения, уметь различать односоставные и двусоставные предложения; формирование навыков уместного употребления односоставных предложений в речи.
На доске написать число и классная работа. Включить презентацию. Раздать печатный материал.
Ход урока
Организационное начало урока(1 мин.).
1)Эмоциональный настрой «Имена».
2)Социометрия «Градусник».
3)Деление на группы: Музыка. Литература, Театр
- Добрый день, ребята! Начинаем наш урок русского языка. Сегодня необычно все: природа за окном, ваше и мое состояние: Обед. Снег. Туман. Гололед. Ветер. И это необыкновенная картина… слайд 1
Мотивация.
- Сегодня мы будем проводить исследование, вы будете знатоками, а я – вашим наставником.
II. Лингвистическая разминка (2 мин). Я буду задавать вам толстые вопросы
Что такое грамматическая основа предложения?
Что такое подлежащее?
Что такое сказуемое?
Простое предложение-это…
Сложное предложение-это…
К второстепенным членам предложения относятся…
Распространенные предложения-это…
Нераспространенные предложения-это…
ІІІ. Изучение нового материала
Групповая работа
Распределить предложения по группам
Найти грамматические основы предложений
Подумайте, как можно данные предложения разделить на две группы. На основании чего?
Музыка
Литература
Театр
Я люблю слушать современную музыку
Я люблю читать рассказы о животных
Я люблю ходить в театр.
Предпочитаю рок-музыку
Люблю приключенческие романы
Люблю большие весёлые театральные постановки.
Поставили новый мюзикл
Выпустили новый детективный роман
Объявили об открытии нового сезона.
Нужно воспитывать музыкальный вкус
Нужно обязательно много читать
Нужно внимательно следить за игрой актеров.
Упоительные звуки!
Что за прелесть эти сказки!
Какая игра актёров!
(Принцип разделения – состав основы предложений. Предложения - 1 двусоставное и 4 односоставных.)
Деление по принципу...
2 главных члена - двусоставные
1 главный член - односоставные
№ предложений
1
2, 3, 4, 5
Вывод:
Предложения с одним главным членом, называются односоставными.
Предложения, в которых есть и подлежащее, и сказуемое, называются двусоставными
А теперь, давайте самостоятельно определим цели урока:
Чему будем учиться? Будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных
За чем понаблюдаем? Понаблюдаем за односоставными предложениями
Что попробуем? Попробуем сами использовать односоставные предложения в речи
Односоставные предложения
Именные Глагольные
главный член пред-я-подлежащее главный член предложения-сказуемое
Номинативные/назывные
Определенно-личные
Неопределенно-личные Безличные
Обобщенно-личные
Сегодня мы рассмотрим только один вид односоставных предложений-это именные
(запись на доске).Откройте тетради, запишите число
Восьмое декабря
Классная работа
Односоставные предложения. Назывные предложения.
«В нём нет ни одного глагола.
Каждое выражение — картина».
Л.Н.Толстой
Многие поэты использовали в своих стихотворениях такие предложения. Перед нами стихотворение русского поэта 19 века Афанасия Фета: слайд 9
Шепот, робкое дыханье, трели соловья.
Серебро и колыханье сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания и слезы,
И заря, заря!
Учитель: О чем данное стихотворение? (Какова его тема?)
Ученики: В стихотворении поэт передает красоту окружающего мира. Тишина, спокойствие, вечная красота русского пейзажа.
Учитель: Спишем два первых предложения: Шепот, робкое дыханье, трели соловья. Серебро и колыханье сонного ручья. (1 ученик у доски)
- Укажите грамматические основы предложений. Чем выражен главный член односоставного предложения?
Учитель: Такие предложения, в которых главный член выражен именем существительным, называются односоставными назывными.
- Случайно ли данный вид односоставных предложений имеет такое название? ( назывные предложения называют предметы, события, явления)В чем особенность грамматических основ односоставных предложений? (Она состоит из одного главного члена - подлежащего). слайд 10
— Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира. Л. Толстой восторженно отмечал: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение — картина». Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики.
- Напомните, что такое назывное предложение?
Вывод: (сами дети) Назывным называется односоставное предложение, грамматическая основа которого состоит только из подлежащего.
Назывные предложения сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. Односоставные предложения помогают увидеть красоту природы, передают чувства, ощущения, настроения человека.
Учитель: Определите, распространенным или нераспространенным является назывное предложение?
Ученики: Назывные предложения могут быть распространенным и нераспространенным. слайд 7
Серебро и колыханье (чего?) ручья (какого?) сонного.
Следовательно, такие предложения распространенные.
Учитель: назывные предложения может быть распространенным и нераспространенным. Вы правы!
И существуют такие конструкции с частицами вот и вон, такие предложения приобретают указательное значение: (написать на доске, а дети в тетради, показать на слайде) Вот ручеек. (картинка)
А вон и знакомая тропинка. (картинка) слайд 13
Посмотрите еще раз на эти предложения и скажите, какие они по наличию второстепенных членов?
IV. Закрепление материала. (10 мин.)
Для закрепления полученных знаний проведем работу с текстом.
1. Работа с текстом: (на распечатке и на слайде) слайд 15
Проснувшись и взглянув в окно, я был поражен светом и ослепительной белизной. Ясный, морозный денек! Снегопад. День, как гнездышко, весь пуховый, мягкий, свежий. Серо - белое небо. Падал пушистый, непримятый снег. Крупные снежные хлопья. Снега намело почти до крыш. Тихо. Мягко. Бело. Великолепный пейзаж!
Докажите, что данную запись можно назвать текстом (все предложения объединены одной темой, идеей, связаны между собой по смыслу.)
К какому стилю и типу речи принадлежит текст?( стиль речи – художественный; тип речи – описание)
Озаглавьте данный текст назывным предложением. (резерв)
Назовите эпитеты и сравнения, которые помогают нарисовать картину природы. (резерв)
Выпишите из текста односоставные назывные предложения.
Найдите распространенные предложения. Чем они распространены? Почему, вы считаете его распространенным? (устно)
Продолжаем работать над односоставными назывными предложениями. ваша задача: поднимать сигнальную карточку только тогда, когда вы услышите назывное предложение. слайд 16
Светает.
Рассвет.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи кочующий обоз
И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. (Лермонтов)
Ласковый прибой.
Жарко.
Дни поздней осени бранят обыкновенно.
Жара.
Зимний лес.
Лес зимой.
Учитель: Итак, с этим заданием вы справились верно. Вы показали свое умение различать виды односоставных предложений и быстро без затруднений на слух находить назывные предложения.
3.Диктант с заменой
Задание: заменить двусоставные предложения на односоставные
Наступило утро. Я выглядываю в окно и не узнаю леса. Снег засыпал тропинки. Какое великолепие и спокойствие. Я вижу свежий снег, первые лучи солнца. Душа радуется настроению зимы.
V. Творческая работа/ слайд 18-19
1.Сочинение-миниатюра
Учитель. А сейчас посмотрите на репродукции картин. Какое время года изображено?
Учащиеся Зима.
Учитель. Следующая наша работа - творческая – написание сочинения-миниатюры. Вы должны постараться как можно интереснее рассказать о зиме, используя односоставные предложения, в том числе и назывные. Помните, что назывные предложения помогают выразить настроения, ощущения человека, показывают красоту окружающего мира.
Звучит музыка. И.Чайковского из цикла «Времена года». На работу отводится 5-7 минут.
Учитель. Ребята, помогла вам музыка в написании сочинения?
Лес зимой (спросить по 3-4 учеников).
Учитель. Великолепно. Я вижу, вы тонко прочувствовали зимний пейзаж и создали свои неповторимые картины.
2. Определение цвета текста А.Фет «Шепот, робкое дыхание…»
О, Е ─ светло-желтый или белый А, Я ─ густо-красный, ярко-красный Э, Е ─ зеленый, желто-зеленый И ─ синий, У ─ темно-синий, темно-сине-зеленый Ю ─ голубоватый Ы ─ мрачный, темно-коричневый или черный .
3.Упражнение «Печатная машинка»
VІ. Итоги урока (3 мин). слайд 22
Итак, уважаемые знатоки, наше исследование подошло к концу, и нужно подвести итоги.
Теперь расскажем чему мы научились…/поробуем ответить на толстые вопросы
Начинаем…
- Чему вы научились на уроке?
- Что такое назывное предложение?
- Чем отличается от двусоставных предложений?
- Приведите пример односоставного назывного предложения.
Ребята, сегодня мы познакомились с назывным предложением, его значением в прозаическом и поэтическом тексте, сферой употребления.
VI. Рефлексия (2 мин).
1.Оценивание
2. Определение настроения
У каждого на парте лежат двух цветов кружочки – красные и зелёные, на время урока представим, что это яблоки. Каждый цвет обозначает ваше состояние на уроке:
красные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; зеленые – не справился с заданием, у меня грустное настроение. Перед выходом из кабинета приклейте ваши я блоки на яблоню. слайд 24
Выводы/ возвращение к проблеме урока
«В нём нет ни одного глагола.
Каждое выражение — картина».
Л.Н.Толстой
VII. Домашнее задание (1 мин).Дифференцированное домашнее задание.
1) Для творческих ребят: составить сказку о назывных предложениях.