Конспект урока русского языка в 8 классе "Виды односоставных предложений" (с использованием технологии блочного изучения материала)
Конспект урока русского языка в 8 классе "Виды односоставных предложений" (с использованием технологии блочного изучения материала)
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Виды односоставных предложений" соответствует требованиям, предъявляемым к современному уроку, в основе урока - личностно-ориентированное, проблемное, модульное обучение (на уроке используется методика работы с опорными конспектами, структурированными по методике В.Ф.Шаталова). Разработка урока окажет неоценимую помощь учителю в подготовке и проведении урока по данной теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе "Виды односоставных предложений" (с использованием технологии блочного изучения материала) »
Конспект урока русского языка в 8-ом классе по теме:
«Виды односоставных предложений»
Тема: Виды односоставных предложений.
Цель: Дать представление о системе односоставных предложений, научить пользоваться опорным конспектом для определения вида односоставных предложений.
Задачи:
– образовательная: углубить представления учащихся об односоставных предложениях; научить различать двусоставные и односоставные предложения, определять виды односоставных предложений.
– развивающая: формирование умения создавать опорную таблицу по данной теме; развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, памяти учащихся, формирование информационной культуры.
– воспитательная: формирование чувства долга и ответственности за собственные результаты в учебе.
.
Тип урока: объяснение нового материала.
Методы обучения: Работа с учебником, опорной таблицей, решение проблемных вопросов, практическая работа.
Оборудование: 1. Учебник
2. Тетрадь с ОК
3. Персональный компьютер
4. Презентация по теме
5. Блок-схема: «Односоставные предложения»
Педагогические технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология блочного изучения материала на основе опорного конспекта, структурированного по методике В.Ф.Шаталова.
Терминология: односоставные и двусоставные предложения, грамматическая (предикативная) основа предложения (подлежащее, сказуемое), определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное предложения.
План урока:
№
Этап урока
Содержание этапа
Время
Организационный момент
Сообщение темы и цели урока
1 мин.
Актуализация знаний
Решение проблемного вопроса. Анализ предложений
5 мин.
Изучение нового материала
(теория)
Работа с учебником
Составление опорного конспекта
15 мин.
Закрепление материала
(практикум)
Объяснительный диктант.
Графический диктант.
Диагностическая самостоятельная работа.
15 мин
Подведение итогов
Как определить вид односоставного предложения? Для чего нужно знать виды односоставного предложения?
Оценивание работы учащихся.
3 мин.
Домашнее задание.
Способы деятельности по выполнению задания, индивидуально
1 мин.
Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Решение проблемного вопроса.
Объяснить, почему в предложениях перед союзом и необходима запятая.
Осень, и воздух становится свежим. Наступит утро, и наше настроение изменится.
От решения проблемы переходим к мотивации работы над новой темой. Чтобы не допускать пунктуационных ошибок в сложном предложении, надо научиться распознавать в его составе особый тип простого предложения и все его разновидности.
Запишите под диктовку строфу из стихотворения С. Есенина:
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Сколько в этой строфе предложений?
Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.
Чем отличается грамматическое строение предикативной основы?
Может быть, это неполные предложения, и есть необходимость восстановить недостающие члены? Давайте попробуем это сделать. (Вариант получается неудачный.)
Изучение нового материала.
Работа с учебником и беседа по прочитанному материалу:
В чем различия между односоставными и двусоставными предложениями?
В чем сходство между односоставными и двусоставными предложениями?
Какие предложения называются односоставными? Зачем необходимо распознавание односоставных предложений?
Вывод: уметь распознавать односоставное предложение важно не только для того, чтобы не допускать пунктуационных ошибок, но и для того, чтобы понимать, а значит, и использовать в своей речи синонимичные типы предложений, строить собственное высказывание своё высказывание на основе разных синтаксических конструкций.
Составление опорного конспекта по презентации и материалам учебника.
Составим опорный конспект по теме: «Виды предложений». В этом нам помогут слайды компьютерной презентации (см. приложение).
С чего следует начинать работу по определению вида односоставного предложения? Запишем первую часть опорного конспекта:
Найди главный член предложения
подлежащеесказуемое
Прочитайте в учебнике названия видов односоставных предложений
§ 21-24.
Тип односоставного предложения определяется формой выражения главного члена – подлежащего или сказуемого. Прочитайте в указанных параграфах, какой частью речи выражается главный член предложения определенно-личного, неопределенно-личного, безличного. Отразите это в опорном конспекте.
В опорном конспекте появляется запись (алгоритм действий):
Найди главный член предложения
подлежащее сказуемое
назывное Определи, чем выражено сказуемое
глагол 1-го, 2-го л. глагол 3 л. мн.ч. –безличный глагол;
наст. (буд.) вр., наст.(буд.) вр., - личный глагол в
определенно-личное неопределенно-личное - было (нул. св.) + нареч.
(о/л) (н/л) - было (нул. св.) + кр.прич.
☻ ср.р
безличное
(б/л)
Игровой момент.
Чтобы ориентироваться в опорном конспекте бегло и оперативно при выполнении упражнений, проведем игру на внимание:
Задание. Кто быстрее узнает тип односоставного предложения, если сказуемое выражено:
Словом нет?
Глаголом в форме мн. числа прошедшего времени?
Кратким страдательным причастием в среднем роде?
Глаголом в 1 лице будущего времени?
Неопределенной формой глагола?
Наречием?
Глаголом 3 лица мн. числа настоящего времени?
Безличным глаголом 3 лица будущего времени?
Личным глаголом в безличном значении?
Глаголом в повелительном наклонении?
Словом не было?
Глаголом в форме 2-лица настоящего времени?
Если в предложении только подлежащее?
Запись образцов рассуждения.
Примеры и образцы рассуждений к ним также записываются в опорном конспектев следующем виде:
Пахло милым тлением осени- предложение односоставное, так как в нем один главный член - сказуемое, выраженное личным глаголом в безличном значении; это безличное предложение.
Люблю грозу в начале мая- предложение односоставное, так как в нем один главный член- сказуемое, выраженное глаголом 1-лица будущего времени; это определенно- личное предложение.
Славная осень- предложение односоставное, так как в нем один главный член - подлежащее, это предложение назывное.
Схоронили его за Москвой – рекой - предложение односоставное, так как в нем один главный член - сказуемое, выраженное глаголом 3 лица множественного числа прошедшего времени, это предложение неопределенно- личное.
Возьмемся за руки, друзья! - предложение односоставное, так как в нем один главный член - сказуемое, выраженное наречием; это безличное предложение.
Объяснительный диктант с грамматическим заданием.
Задание. Подчеркните главные члены. Укажите тип односоставного предложения.
сущ. Им.п сущ. Им.п. сущ. Им.п.
Майский полдень. Топот и фырканье. (н)
Расскажите мне что-нибудь веселенькое.
В газетах бранят его очень.
На этот вопрос нельзя ответить сразу.
Дождя уже не было слышно.
Ему стало стыдно за человечество.
Чуть брезжило.
И скучно, и грустно, и некому руку подать.
Графический диктант.
Задание. Определите тип односоставных предложений. Запишите ответ, используя сокращения (о-л, н-л,б-л,н)
Серое осеннее утро. Вот и станция.
О причинах не спрашивайте.
Заговорили насмерть
Было холодно и сыро.
Чуть брезжило.
Нет войне!
Диагностическая самостоятельная работа.
Задание. Определить тип односоставного предложения.
1 вариант.
1. Люблю тебя, моя Россия!
2. В справочное бюро часто звонили.
3. Мне не спалось.
4. Утро. Тишина.
5. В доме тепло и сухо.
6. Не бывать несчастьям.
7. Открой окно.
8. Нет лампады
2 вариант.
1. Поражаюсь погоде, Миша!
2. Пишут о выборах.
3. Вчера матери нездоровилось.
4. Москва. Кремль.
5. Нам очень хорошо.
6. Не догнать тебе бешеной тройки.
7. Не торопись.
8. У меня планшета нет.
Подведение итогов.
Выявление уровня усвоения материала.
Оценивание самостоятельной работы учащихся, корректировка неправильного определения вида односоставного предложения.
Домашнее задание.
Работать с опорным конспектом при выполнении домашнего задания, дополнить его собственными примерами на основе рассказов И.С.Тургенева (цикл «Записки охотника»).