1.Организационный момент | Создает эмоциональный настрой, проверяет готовность уч-ся к работе. - Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости! За окном морозно и холодно, а у нас в классе тепло и уютно. Я надеюсь, у всех хорошее настроение, улыбнитесь друг другу. И проверьте-ка, друзья, Все ль на месте, Все ль в порядке – Ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? - Этот урок особенный: вы сегодня не просто ученики – вы исследователи, которым предстоит внимательно всмотреться в причастия, понаблюдать за их «жизнью», увидеть, как причастие побуждает к работе наше воображение и мысль. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоциональное включение в урок. Организуют рабочее место. Настраиваются на совместную деятельность. | К: Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность. |
2.Повторение изученного. | Организует проверку ранее изученного материала. Предлагает индивидуальные задания. Контролирует выполнение работы. - Вначале вспомним, что вам уже известно. Проверим ваши знания по теме «Причастия». Выполните задания теста. А пока вы будете работать по теме «Причастие», двое учащихся поработают самостоятельно у доски. Над какой темой они работали, какие знания им пригодились, узнаем от них позже. -) Индивидуальное задание 1 -) Индивидуальное задание 2 -) Тестирование. Обведите правильные ответы. Тест по теме «Причастие» 1. Какое из данных слов является причастием? а) длинный б) пустынный в) составленный г) мгновенный 2. Какое из данных причастий действительное? а) шуршащие листья б) открытая дверь в) сделанная работа г) вырванный лист 3. Найди слово, в котором пишется суффикс –ущ-(-ющ-): а) Стел..щийся б) Завис..щий в) Вид..щий г) Крас..щий 4. Найди слово, в котором пишется суффикс –ащ-(-ящ-): а) приближа..щийся; б) кле..щий; в) клокоч..щий; г) кол..щий. 5. Найди слово, в котором пишется суффикс –ем- а) завис..мый; б) вид..мый; в) реша..мый; г) движ..мый. 6. В каком предложении требуется выделить запятыми причастный оборот: а) Поле засеянное озимой рожью зазеленело. б) Расстилавшийся над рекой туман еще не рассеялся. в) Выступившие на семинаре ученики получили отличные оценки. 7. Отметь четвертое “лишнее” слово: а) смеющийся; б) покрывшийся; в) застывший; г) (у) заросшей. 8. Найди четвертое “лишнее” слово: а) поднятые; б) заброшенные; в) оклеенный; г) сгораемый. Индивидуальное задание 1. У.: Даны прилагательные вместе с определяемыми словами, образуйте и запишите их краткую форму, объясняя написание суффиксов, где это необходимо. Огромное желание Сильные ребята Ловкие ребята Твердая воля Юный задор Великая победа Индивидуальное задание 2. -)Выполните синтаксический разбор предложения… Кто любит спорт, тот здоров и бодр. | Слушание и выполнение задания. Учащиеся выполняют тестовую работу, 2-е учащихся работают у доски, выполняют индивидуальные задания. | Р: умение самостоятельно выбирать и выдвигать версию ответа, оценивать способы достижения цели. Л: вырабатывать уважительное отношение к другому, осваивать социальные роли и правила. К: умение излагать свое мнение. П: анализировать, предоставлять информацию в разных формах. |
3.Актуализация знаний, постановка учебных задач. | Организует проверку, обсуждение способов решения, подводит обучающихся к выводам, создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение. Проверка инд.зад.1: - Со словами какой части речи работали? А почему изучаем причастие, а задание с прилагательными? Расскажите, какую работу выполняли? - Объясните, с какой орфограммой встретились, работая с краткой формой? (н, нн - в суффиксах кратких прил). Какое правило использовали? - Словосочетания взяты из стихотворения, данного на экране, записаны в им п.: Слайд Спорт в нашей жизни гордо Вступает в свои права. Огромным желаньем, стремленьем к рекордам Встречает его детвора. Ребятам, сильным и ловким, Со спортом всегда по пути. Их не страшат тренировки, Все трудности смогут пройти! Спорт – это твердая воля, со страхом сраженье, Это юный задор, поражений момент, Это великой победы сраженье И на вопросы к здоровью ответ! - А какова роль прилагательных в этим тексте? Аргументируйте свой ответ. -) Какое средство художественной выразительности использовано? Проверка инд. зад 2: - В чем особенность предложения? - Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? - Можно ли образовать краткую форму и у причастий? - Проведем исследование. Может ли причастие иметь краткую форму? Если да, то все ли причастия образуют ее?. Есть ли сходство кр. прил. и кр. прич.? - С какими причастиями встретились при выполнении 7 и 8 заданий теста? Находили лишнее, борьба страдательных и действительных причастий идет из прошлого. Заглянем в прошлое, посмотрим, как жили братья-причастия раньше. | Учащиеся, выполнявшие индивидуальные задания, отчитываются, объясняют свой выбор, отвечают на вопросы, формулируют выводы из наблюдений, знакомят с конечным результатом своей работы. Совместное целеполагание. Учащиеся класса слушают, отвечают на вопросы, делают выводы, высказывают свое мнение называют цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем. | Р: умение планировать деятельность, самостоятельно выдвигать версии, определять цель. Л: вырабатывать уважительное отношение к другому, осваивать социальные роли и правила. К: умение излагать свое мнение. П: анализировать, предоставлять информацию в разных формах. |
Совместное исследование проблемы. | Создает условия для поиска пути к решению учебной задачи, организует устный анализ учебной задачи, фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение, проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. СЦЕНКА В государстве Морфологии жили-были его Величество Глагол и ее Величество Прилагательное и их многочисленные дети Причастия. Дети были очень не похожи друг на друга. Одни были энергичны. Деятельны, постоянно действовали, (появляются два причастия, которые изображают действия),старались встать рядом с существительным, чтобы снабдить его признаком предмета по действию. И поэтому садовник, сажающий деревья, вскоре получал плоды, а построившие дом были в нем счастливы и веселы. А другие братья (появляются страдательные причастия) требовали, чтобы за них выполняли работу, вечно были недовольны и обозначали признак по действию, которое выполняет кто-то другой: посаженные кем-то деревья не росли и построенный неумело дом вскоре развалился. Причастия вечно спорили между собой, обиженные на судьбу страдательные причастия выставляли себя непонятыми, страдающими. - Не хотим,- говорили деятельные братья,- называться с вами одним именем, хотим отличаться от вас, нытиков и бездельников. - Мы не поняты, унижены, обречены, мы страдаем ,- отвечали братья. Услышала однажды этот спор чародейка Морфема и решила дать братьям разные названия. - Те, у кого суффиксы УЩ, ЮЩ, АЩ,ЯЩ, ВШ и Ш, - будете ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ, ведь вы действовали и действуете. Другим она дала название СТРАДАТЕЛЬНЫХ причастий. - Хорошо, - сказали деятельные братья,- сразу видно, что мы работники, будем действительными. - Отлично, - ответили другие. Страдать способны имеющие душу, чувства,… И с тех пор братья успокоились и разделились на действительные и страдательные. А чародейка Морфема, чтобы поддержать страдательные причастия, одарила их… Что же досталось братьям страдательным причастиям? Ответим на этот вопрос, проведем исследование.. - Чтобы провести исследование, обратимся к экрану и прочитаем слова олимпийской чемпионки и чемпионки мира Ларисы Лазутиной, выдающейся спортсменки, лыжницы о победах на Олимпийских играх. Слайд Ты понимаешь, что не должна быть среди проигравших спортсменов… ты должна быть первой. На тебя надеются и верят! Еще один рывок и победа!!! Пока не знаешь про установленный рекорд. Еще даст о себе знать травмированное колено… Но какое это неповторимое чувство – быть первой ! … Все как в тумане: ревущие болельщики, поздравления тренеров… и даже скрытая зависть соперников. Но ты счастлива! Ты оправдала возложенные на тебя надежды, и тобой гордится страна! - Только ли о личных переживаниях рассказывает Лазутина? ( Нет, победа в таких соревнованиях – это не только личное достижение спортсмена, но и большая ответственность перед своей страной) - Найдите причастия и выпишите их вместе с определяемым словом в тетрадь в им.п.. Ребята называют, на экране появляются… - Если дано задание, образовать краткую форму от причастий, как вы думаете, какие вопросы зададим к причастиям краткой формы? - Образуйте краткие причастия - устно.( на экране появляются записи краткой формы) - С какой проблемой вы столкнулись, образуя краткие причастия? ( Затруднения при образовании краткой формы причастий: проигравшие, ревущие) - Как вы думаете, когда невозможно образовать краткую форму причастий? - Следовательно, только какие причастия способны образовать краткую форму? - Обозначьте суффиксы причастий полной и краткой формы. Сравните их. Сделайте вывод о написании суффиксов кратких причастий. - Что вы скажете о причастиях, употребленных в предложениях? Стадион, освещенный мощными прожекторами, был полный. – Полный стадион освещен мощными прожекторами. - Сравните выделенные слова в парах предложений: на какой вопрос отвечают? Какую синтаксическую роль выполняют? Обсудите в парах, представьте свои выводы. | Слушают выступающих (сценка), исследуют новый материал, анализируют ситуацию: Что же досталось братьям страдательным причастиям? высказывают свои предположения, аргументируют свою точку зрения. Работают с текстом, отвечают на вопросы, находят в тексте информацию, объясняют свой выбор, выполняют задание письменно: Найдите причастия Работают в парах, образуют краткую форму, сравнивают, обсуждают, выявляют закономерность, делают выводы. Сравнивают причастия , употребленные в предложениях, анализируют, выявляют синтаксическую особенность кратких причастий. | Р: планирование деятельности, умение работать самостоятельно, в группе. Л: осваивать социальные роли и правила. К: формировать умение грамотно строить речевое высказывание. П: развивать умение работать с информацией. |
Моделирование. Конструирование нового способа действия. | Организует совместное взаимодействие учеников в группах, обсуждение составленных моделей. - Какие причастия имеют краткую форму? - В чем их отличие от полной формы? - В чем их отличие от кратких прилагательных? - В чем сходство кратких причастий и прил.? Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. | Работают в группах. Составляют схемы, используя полученные знания, работают с учебником. | Р: умение работать в группе, умение выдвигать версии. Л: осваивать социальные роли и правила, вырабатывать уважительное отношение к другому. К: формировать умение понимать позицию другого, излагать свое мнение, преодолевать конфликты. П: развивать умение работать с информацией, представлять информацию в разных формах. |
Применение общего способа действия для решения частных задач | Организует самостоятельную работу школьников в группах по выполнению отдельных операций с новым учебным материалом, корректирует учебную деятельность учащихся, приглашает к обсуждению учебного материала. Карточка №1 От полных причастий образовать и записать форму кратких причастий, объяснить и графически обозначить суффиксы. Выбранный маршрут созданная команда поставленные рекорды нанесенная травма согнутое колено выигранный матч заполненные трибуны Карточка № 2 Записать краткие причастия и прилагательные, разделив их на две группы, правильно определяя написание суффиксов. Дистанция длинна, награда заслужена, соревнование намечено, соперник силен, движения пластичны, состязание проведено, тренировки регулярны. Карточка № 3 Вставьте одну или две буквы -н-. Письмо опуще..о; озабоче..ый взгляд; ферма построе..а; прочита..ая книга; густо заставле..ая; номер выписа..; поляна, выжже..ая солнцем; расписание измене..о. Карточка № 4. Спишите, перестроив полные причастия в краткие, а краткие – в полные. Организова..ая работа; развеша..ы картины; лица озабоче..ы; воспита..ый бабушкой;; уроки законче..ы; молчание наруше..о; послание, адресова..ое товарищу; проветре..ая комната. - На сегодняшнем уроке мы неоднократно затрагивали тему спорта. Каждый из нас хочет быть сильным и здоровым. Первый шаг к этому – утренняя гимнастика. Карточка № 5 Описать выполнение упражнений для утренней зарядки используя предложенный текст, заменив данные в скобках полные причастия краткими, согласовав их с определяемым словом. Исходное положение: спина прямая, плечи (расправленный), руки (согнутый) в локтях, (сомкнутый) за головой, ноги на ширине плеч.. На счет « раз»: ноги (согнутый) в коленях, носки (вподтянутый), руки (выпрямленный) на уровне плеч, (разведенный) в стороны. | Применяют новые знания, участвуют в обсуждении содержания материала, комментируют ход выполнения учебных действий. Формулируют конечный результат своей работы, выступают перед классом. | Р: умение работать в группе, оценивать степень сложности и способы достижения цели.. Л: осваивать социальные роли и правила, вырабатывать уважительное отношение к другому. К: формировать умение понимать позицию другого, излагать свое мнение. П: развивать умение работать с информацией, анализировать, находить достоверную информацию. |
Подведение итогов, рефлексия. Домашнее задание. | Предлагает продолжить предложения: - Сегодня на уроке я узнал(а)… - Работать мне было…, потому что… - Помогали мне… - Больше всего мне понравилось… - Труднее всего было… Проводит инструктаж выполнения домашнего задания. По выбору: упражнение из учебника (сделать свои выводы) или написать сочинение-миниатюру «Роль спорта в жизни человека», используя краткие причастия. | Осуществляют самооценку. Называют основные понятия нового материала, как они их усвоили, что получилось, что не получилось, почему… | Р: оценивать степень сложности и способы достижения цели.. Л: оценивать свои и чужие действия. К: использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, излагать свое мнение. П:устанавливать аналогии, анализировать, обобщать, делать выводы. |