kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект повторительно-обобщительного урока по теме "Деепричастие".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторительно-обобщающий урок русского языка

по теме «Деепричастие»

Учитель: Горшкова С.Н.

Цель: повторить, закрепить и обобщить полученные знания по теме «Деепричастие».

Ход урока.

     1.Оргмомент. Сообщение темы, цели урока, запись в тетрадях.

     2.Слово учителя.

     Сегодня мы совершим небольшое путешествие в интереснейшую страну – страну частей речи. С большинством жителей этой страны мы знакомы. Назовите их. (Дети перечисляют части речи). А давайте посетим замок его сиятельства Деепричастия и послушаем рассказ о его происхождении. (С монологом Деепричастия выступает подготовленный заранее ученик).

Монолог Деепричастия.

         Хотите узнать о моей жизни? Ох, непростая у меня биография. Сначала я жило в семье Причастий и считалось близким родственником действительных, хотя и в краткой форме. Потом меня переселили в новую семью, молодую, только становящуюся на ноги. Дали другое имя (хотя родственные связи налицо). В результате этих перемен я утратило многие возможности. Живя под именем Краткого Причастия, я могло занимать высокое положение сказуемого в любом, даже самом длинном предложении. Я навсегда потеряло право изменяться по родам, числам, падежам, как это было до XVII века. Правда, и Причастиям живется несладко. Их, как и меня, постоянно ущемляют, подозревая в несамостоятельности. Так и живешь, доказывая всем свою независимость. Конечно, с родителями мне повезло. У нас с Причастием общий отец – Глагол. Он много мне дал: и значение действия (хоть и добавочного), и возвратность, и вид. Матери же у нас разные. Своей матерью я считаю Наречие, так как приобрело в наследство синтаксическую роль обстоятельства и морфологическую неизменяемость. Вот так и живу я, деловитое, неизменяемое, всегда готовое помочь Глаголу расширить круг действия. Правда, отец мой Глагол не особенно ценит мою помощь, постоянно отгораживается запятыми, как бы подчеркивая свою главенствующую роль. И все вопросы задает: как? каким образом? почему? Или еще лучше: что делая? что сделав?

         Вот таков наш гостеприимный хозяин. Хотя он и не занимает главенствующую роль в нашей сказочной стране, но без него жизнь здесь была бы менее деятельной и живой.

         Жители этой страны любят устраивать турниры на лучшего знатока частей речи. Вот и наш хозяин Деепричастие решил провести соревнование и выяснить, кто лучше знает его как часть речи.

         Для проведения турнира класс делим на две команды. За каждый правильный ответ участник получает жетон. Чья команда наберет большее количество жетонов, выигрывает. А лучшие игроки будут награждены отличными оценками. Набравший большее количество жетонов будет награжден орденом «Лучший знаток Деепричастия как части речи».

         Несколько участников турнира работают индивидуально по карточкам (4-5 человек).

         Итак, начинаем наш турнир.

1) Образовать деепричастие от глагола.

         1 команда:

красить – крася, сказать – сказав, держать – держа, встретиться – встретившись.

         2 команда:

пилить – пиля, прогнать – прогнав, затеять – затеяв, рисовать – рисуя.

Почти от каждого глагола образуется одна форма деепричастия: от глагола совершенного вида – деепричастие совершенного вида, от глагола несовершенного вида – деепричастие несовершенного вида. Почему же у глаголов организовать, премировать, жениться – по два деепричастия: организовав и организуя, премировав и премируя, женившись и женясь? (Эти глаголы имеют одну форму и для совершенного и для несовершенного вида. Поэтому от них образуется по два деепричастия).

2)Одинаковы ли деепричастия в четверостишии? От каких глаголов они образованы? Расставьте ударения.

Холмы, вырастая и в сумерках тая

И думу какую-то в складках тая,

О том и молчат, что совсем непростая,

Совсем непростая планета моя.

(В сумерках тая – деепричастие образовано от глагола таять. Снег тает. Думу тая – затаив – деепричастие образовано от глагола таить. Таят секрет).

3)Работа с сигналками (ученики поднимают только карточку с ответом). Определить вид деепричастий.

         Совершенный вид: решив задачу, соскучившись по другу, выросши дома, написав письмо, обратившись за помощью, осознавши ошибку, выучив наизусть, построив дом.

         Несовершенный вид: читая книгу, вылетая в срок, зная правду, гуляя с собакой, смеясь над шуткой, ненавидя ложь, не умея петь, слыша речь.

4)Что называется деепричастным оборотом? Рассказать о знаках препинания при деепричастном обороте. Заменить выделенные глаголы деепричастиями, объяснить знаки.

         На улице идет сильный дождь и стучит по крыше. Ветер быстро гнал тучи, свистел и взвизгивал. Трепещущие листики бьются друг о друга,  стараются оторваться и улететь. Слабеют и замирают вдали раскаты грома.

5)Выделить деепричастный оборот, обозначить у деепричастия все морфологические признаки (по три предложения для каждой команды).

         1. Видя бурю, не пускайся в море.

2. Не взобравшись на гору, нельзя увидеть долину.

3. Не продавай шкуры, не убив медведя.

4. Признавая достоинства друга, не закрывай глаза на его недостатки.

5. Не пытайся, хлопнув в ладоши, заглушить колокол.

6. Можно быть скромным, не будучи мудрым, но нельзя быть мудрым, не обладая скромностью.

( -учи, -ючи употребляются в народной речи: идучи, едучи, знаючи, глядучи, умеючи).

6). Сделать синтаксический разбор предложения. Самостоятельно перестроить предложение, поставив деепричастный оборот в разных местах предложения.

От реки шел туман, окутывая прибрежные кусты.

7). Деепричастие не всегда бывает скромным, поэтому случается занимает в предложении место, принадлежащее другой части речи. поэтому может поставить в неловкое положение человека, не знакомого с его коварным нравом.

Исправить речевые ошибки в предложениях.

  1. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

  2. Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа.

  3. Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела калоша.

    8). Составить предложения по схемам (самостоятельно в тетрадях).

             1 команда.                                                          2 команда.

                             x                                                  x

                         ,  = …                                         … =,               .

    9). Какова роль деепричастий в тексте, речи? Привести примеры из стихотворений разных поэтов.

    (Украшают глаголы, дополняют их другими действиями).

  4. Заключение.Подведение итогов. Награждение победителей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект повторительно-обобщительного урока по теме "Деепричастие".»


Повторительно-обобщающий урок русского языка

по теме «Деепричастие»


Учитель: Горшкова С.Н.



Цель: повторить, закрепить и обобщить полученные знания по теме «Деепричастие».



Ход урока.

1.Оргмомент. Сообщение темы, цели урока, запись в тетрадях.

2.Слово учителя.

Сегодня мы совершим небольшое путешествие в интереснейшую страну – страну частей речи. С большинством жителей этой страны мы знакомы. Назовите их. (Дети перечисляют части речи). А давайте посетим замок его сиятельства Деепричастия и послушаем рассказ о его происхождении. (С монологом Деепричастия выступает подготовленный заранее ученик).

Монолог Деепричастия.

Хотите узнать о моей жизни? Ох, непростая у меня биография. Сначала я жило в семье Причастий и считалось близким родственником действительных, хотя и в краткой форме. Потом меня переселили в новую семью, молодую, только становящуюся на ноги. Дали другое имя (хотя родственные связи налицо). В результате этих перемен я утратило многие возможности. Живя под именем Краткого Причастия, я могло занимать высокое положение сказуемого в любом, даже самом длинном предложении. Я навсегда потеряло право изменяться по родам, числам, падежам, как это было до XVII века. Правда, и Причастиям живется несладко. Их, как и меня, постоянно ущемляют, подозревая в несамостоятельности. Так и живешь, доказывая всем свою независимость. Конечно, с родителями мне повезло. У нас с Причастием общий отец – Глагол. Он много мне дал: и значение действия (хоть и добавочного), и возвратность, и вид. Матери же у нас разные. Своей матерью я считаю Наречие, так как приобрело в наследство синтаксическую роль обстоятельства и морфологическую неизменяемость. Вот так и живу я, деловитое, неизменяемое, всегда готовое помочь Глаголу расширить круг действия. Правда, отец мой Глагол не особенно ценит мою помощь, постоянно отгораживается запятыми, как бы подчеркивая свою главенствующую роль. И все вопросы задает: как? каким образом? почему? Или еще лучше: что делая? что сделав?

Вот таков наш гостеприимный хозяин. Хотя он и не занимает главенствующую роль в нашей сказочной стране, но без него жизнь здесь была бы менее деятельной и живой.

Жители этой страны любят устраивать турниры на лучшего знатока частей речи. Вот и наш хозяин Деепричастие решил провести соревнование и выяснить, кто лучше знает его как часть речи.

Для проведения турнира класс делим на две команды. За каждый правильный ответ участник получает жетон. Чья команда наберет большее количество жетонов, выигрывает. А лучшие игроки будут награждены отличными оценками. Набравший большее количество жетонов будет награжден орденом «Лучший знаток Деепричастия как части речи».

Несколько участников турнира работают индивидуально по карточкам (4-5 человек).

Итак, начинаем наш турнир.

1) Образовать деепричастие от глагола.

1 команда:

красить – крася, сказать – сказав, держать – держа, встретиться – встретившись.

2 команда:

пилить – пиля, прогнать – прогнав, затеять – затеяв, рисовать – рисуя.


Почти от каждого глагола образуется одна форма деепричастия: от глагола совершенного вида – деепричастие совершенного вида, от глагола несовершенного вида – деепричастие несовершенного вида. Почему же у глаголов организовать, премировать, жениться – по два деепричастия: организовав и организуя, премировав и премируя, женившись и женясь? (Эти глаголы имеют одну форму и для совершенного и для несовершенного вида. Поэтому от них образуется по два деепричастия).


2)Одинаковы ли деепричастия в четверостишии? От каких глаголов они образованы? Расставьте ударения.

Холмы, вырастая и в сумерках тая

И думу какую-то в складках тая,

О том и молчат, что совсем непростая,

Совсем непростая планета моя.

(В сумерках тая – деепричастие образовано от глагола таять. Снег тает. Думу тая – затаив – деепричастие образовано от глагола таить. Таят секрет).


3)Работа с сигналками (ученики поднимают только карточку с ответом). Определить вид деепричастий.

Совершенный вид: решив задачу, соскучившись по другу, выросши дома, написав письмо, обратившись за помощью, осознавши ошибку, выучив наизусть, построив дом.

Несовершенный вид: читая книгу, вылетая в срок, зная правду, гуляя с собакой, смеясь над шуткой, ненавидя ложь, не умея петь, слыша речь.


4)Что называется деепричастным оборотом? Рассказать о знаках препинания при деепричастном обороте. Заменить выделенные глаголы деепричастиями, объяснить знаки.

На улице идет сильный дождь и стучит по крыше. Ветер быстро гнал тучи, свистел и взвизгивал. Трепещущие листики бьются друг о друга, стараются оторваться и улететь. Слабеют и замирают вдали раскаты грома.


5)Выделить деепричастный оборот, обозначить у деепричастия все морфологические признаки (по три предложения для каждой команды).

1. Видя бурю, не пускайся в море.

2. Не взобравшись на гору, нельзя увидеть долину.

3. Не продавай шкуры, не убив медведя.

4. Признавая достоинства друга, не закрывай глаза на его недостатки.

5. Не пытайся, хлопнув в ладоши, заглушить колокол.

6. Можно быть скромным, не будучи мудрым, но нельзя быть мудрым, не обладая скромностью.

( -учи, -ючи употребляются в народной речи: идучи, едучи, знаючи, глядучи, умеючи).

6). Сделать синтаксический разбор предложения. Самостоятельно перестроить предложение, поставив деепричастный оборот в разных местах предложения.

От реки шел туман, окутывая прибрежные кусты.

7). Деепричастие не всегда бывает скромным, поэтому случается занимает в предложении место, принадлежащее другой части речи. поэтому может поставить в неловкое положение человека, не знакомого с его коварным нравом.

Исправить речевые ошибки в предложениях.

  1. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

  2. Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа.

  3. Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела калоша.

8). Составить предложения по схемам (самостоятельно в тетрадях).

1 команда. 2 команда.


x x

, = … … = , .




9). Какова роль деепричастий в тексте, речи? Привести примеры из стихотворений разных поэтов.

(Украшают глаголы, дополняют их другими действиями).

  1. Заключение.

Наш турнир подошел к концу. Но прежде чем подвести итоги, давайте сделаем вывод, что же такое деепричастие как часть речи. Дать определение деепричастия.

  1. Подведение итогов. Награждение победителей.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект повторительно-обобщительного урока по теме "Деепричастие".

Автор: Горшкова Светлана Николаевна

Дата: 22.11.2015

Номер свидетельства: 256591


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства