Конспект повторительно-обобщительного урока по теме "Деепричастие".
Конспект повторительно-обобщительного урока по теме "Деепричастие".
Повторительно-обобщающий урок русского языка
по теме «Деепричастие»
Учитель: Горшкова С.Н.
Цель: повторить, закрепить и обобщить полученные знания по теме «Деепричастие».
Ход урока.
1.Оргмомент. Сообщение темы, цели урока, запись в тетрадях.
2.Слово учителя.
Сегодня мы совершим небольшое путешествие в интереснейшую страну – страну частей речи. С большинством жителей этой страны мы знакомы. Назовите их. (Дети перечисляют части речи). А давайте посетим замок его сиятельства Деепричастия и послушаем рассказ о его происхождении. (С монологом Деепричастия выступает подготовленный заранее ученик).
Монолог Деепричастия.
Хотите узнать о моей жизни? Ох, непростая у меня биография. Сначала я жило в семье Причастий и считалось близким родственником действительных, хотя и в краткой форме. Потом меня переселили в новую семью, молодую, только становящуюся на ноги. Дали другое имя (хотя родственные связи налицо). В результате этих перемен я утратило многие возможности. Живя под именем Краткого Причастия, я могло занимать высокое положение сказуемого в любом, даже самом длинном предложении. Я навсегда потеряло право изменяться по родам, числам, падежам, как это было до XVII века. Правда, и Причастиям живется несладко. Их, как и меня, постоянно ущемляют, подозревая в несамостоятельности. Так и живешь, доказывая всем свою независимость. Конечно, с родителями мне повезло. У нас с Причастием общий отец – Глагол. Он много мне дал: и значение действия (хоть и добавочного), и возвратность, и вид. Матери же у нас разные. Своей матерью я считаю Наречие, так как приобрело в наследство синтаксическую роль обстоятельства и морфологическую неизменяемость. Вот так и живу я, деловитое, неизменяемое, всегда готовое помочь Глаголу расширить круг действия. Правда, отец мой Глагол не особенно ценит мою помощь, постоянно отгораживается запятыми, как бы подчеркивая свою главенствующую роль. И все вопросы задает: как? каким образом? почему? Или еще лучше: что делая? что сделав?
Вот таков наш гостеприимный хозяин. Хотя он и не занимает главенствующую роль в нашей сказочной стране, но без него жизнь здесь была бы менее деятельной и живой.
Жители этой страны любят устраивать турниры на лучшего знатока частей речи. Вот и наш хозяин Деепричастие решил провести соревнование и выяснить, кто лучше знает его как часть речи.
Для проведения турнира класс делим на две команды. За каждый правильный ответ участник получает жетон. Чья команда наберет большее количество жетонов, выигрывает. А лучшие игроки будут награждены отличными оценками. Набравший большее количество жетонов будет награжден орденом «Лучший знаток Деепричастия как части речи».
Несколько участников турнира работают индивидуально по карточкам (4-5 человек).
Почти от каждого глагола образуется одна форма деепричастия: от глагола совершенного вида – деепричастие совершенного вида, от глагола несовершенного вида – деепричастие несовершенного вида. Почему же у глаголов организовать, премировать, жениться – по два деепричастия: организовав и организуя, премировав и премируя, женившись и женясь? (Эти глаголы имеют одну форму и для совершенного и для несовершенного вида. Поэтому от них образуется по два деепричастия).
2)Одинаковы ли деепричастия в четверостишии? От каких глаголов они образованы? Расставьте ударения.
Холмы, вырастая и в сумерках тая
И думу какую-то в складках тая,
О том и молчат, что совсем непростая,
Совсем непростая планета моя.
(В сумерках тая – деепричастие образовано от глагола таять. Снег тает. Думу тая – затаив – деепричастие образовано от глагола таить. Таят секрет).
3)Работа с сигналками (ученики поднимают только карточку с ответом). Определить вид деепричастий.
Совершенный вид: решив задачу, соскучившись по другу, выросши дома, написав письмо, обратившись за помощью, осознавши ошибку, выучив наизусть, построив дом.
Несовершенный вид: читая книгу, вылетая в срок, зная правду, гуляя с собакой, смеясь над шуткой, ненавидя ложь, не умея петь, слыша речь.
4)Что называется деепричастным оборотом? Рассказать о знаках препинания при деепричастном обороте. Заменить выделенные глаголы деепричастиями, объяснить знаки.
На улице идет сильный дождь и стучит по крыше. Ветер быстро гнал тучи, свистел и взвизгивал. Трепещущие листики бьются друг о друга, стараются оторваться и улететь. Слабеют и замирают вдали раскаты грома.
5)Выделить деепричастный оборот, обозначить у деепричастия все морфологические признаки (по три предложения для каждой команды).
1. Видя бурю, не пускайся в море.
2. Не взобравшись на гору, нельзя увидеть долину.
3. Не продавай шкуры, не убив медведя.
4. Признавая достоинства друга, не закрывай глаза на его недостатки.
5. Не пытайся, хлопнув в ладоши, заглушить колокол.
6. Можно быть скромным, не будучи мудрым, но нельзя быть мудрым, не обладая скромностью.
( -учи, -ючи употребляются в народной речи: идучи, едучи, знаючи, глядучи, умеючи).
6). Сделать синтаксический разбор предложения. Самостоятельно перестроить предложение, поставив деепричастный оборот в разных местах предложения.
От реки шел туман, окутывая прибрежные кусты.
7). Деепричастие не всегда бывает скромным, поэтому случается занимает в предложении место, принадлежащее другой части речи. поэтому может поставить в неловкое положение человека, не знакомого с его коварным нравом.
Исправить речевые ошибки в предложениях.
Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа.
Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела калоша.
8). Составить предложения по схемам (самостоятельно в тетрадях).
1 команда. 2 команда.
x x
, = … … =, .
9). Какова роль деепричастий в тексте, речи? Привести примеры из стихотворений разных поэтов.
(Украшают глаголы, дополняют их другими действиями).
Просмотр содержимого документа
«Конспект повторительно-обобщительного урока по теме "Деепричастие".»
Повторительно-обобщающий урок русского языка
по теме «Деепричастие»
Учитель: Горшкова С.Н.
Цель: повторить, закрепить и обобщить полученные знания по теме «Деепричастие».
Ход урока.
1.Оргмомент. Сообщение темы, цели урока, запись в тетрадях.
2.Слово учителя.
Сегодня мы совершим небольшое путешествие в интереснейшую страну – страну частей речи. С большинством жителей этой страны мы знакомы. Назовите их. (Дети перечисляют части речи). А давайте посетим замок его сиятельства Деепричастия и послушаем рассказ о его происхождении. (С монологом Деепричастия выступает подготовленный заранее ученик).
Монолог Деепричастия.
Хотите узнать о моей жизни? Ох, непростая у меня биография. Сначала я жило в семье Причастий и считалось близким родственником действительных, хотя и в краткой форме. Потом меня переселили в новую семью, молодую, только становящуюся на ноги. Дали другое имя (хотя родственные связи налицо). В результате этих перемен я утратило многие возможности. Живя под именем Краткого Причастия, я могло занимать высокое положение сказуемого в любом, даже самом длинном предложении. Я навсегда потеряло право изменяться по родам, числам, падежам, как это было до XVII века. Правда, и Причастиям живется несладко. Их, как и меня, постоянно ущемляют, подозревая в несамостоятельности. Так и живешь, доказывая всем свою независимость. Конечно, с родителями мне повезло. У нас с Причастием общий отец – Глагол. Он много мне дал: и значение действия (хоть и добавочного), и возвратность, и вид. Матери же у нас разные. Своей матерью я считаю Наречие, так как приобрело в наследство синтаксическую роль обстоятельства и морфологическую неизменяемость. Вот так и живу я, деловитое, неизменяемое, всегда готовое помочь Глаголу расширить круг действия. Правда, отец мой Глагол не особенно ценит мою помощь, постоянно отгораживается запятыми, как бы подчеркивая свою главенствующую роль. И все вопросы задает: как? каким образом? почему? Или еще лучше: что делая? что сделав?
Вот таков наш гостеприимный хозяин. Хотя он и не занимает главенствующую роль в нашей сказочной стране, но без него жизнь здесь была бы менее деятельной и живой.
Жители этой страны любят устраивать турниры на лучшего знатока частей речи. Вот и наш хозяин Деепричастие решил провести соревнование и выяснить, кто лучше знает его как часть речи.
Для проведения турнира класс делим на две команды. За каждый правильный ответ участник получает жетон. Чья команда наберет большее количество жетонов, выигрывает. А лучшие игроки будут награждены отличными оценками. Набравший большее количество жетонов будет награжден орденом «Лучший знаток Деепричастия как части речи».
Несколько участников турнира работают индивидуально по карточкам (4-5 человек).
Почти от каждого глагола образуется одна форма деепричастия: от глагола совершенного вида – деепричастие совершенного вида, от глагола несовершенного вида – деепричастие несовершенного вида. Почему же у глаголов организовать, премировать, жениться – по два деепричастия: организовав и организуя, премировав и премируя, женившись и женясь? (Эти глаголы имеют одну форму и для совершенного и для несовершенного вида. Поэтому от них образуется по два деепричастия).
2)Одинаковы ли деепричастия в четверостишии? От каких глаголов они образованы? Расставьте ударения.
Холмы, вырастая и в сумерках тая
И думу какую-то в складках тая,
О том и молчат, что совсем непростая,
Совсем непростая планета моя.
(В сумерках тая – деепричастие образовано от глагола таять. Снег тает. Думу тая – затаив – деепричастие образовано от глагола таить. Таят секрет).
3)Работа с сигналками (ученики поднимают только карточку с ответом). Определить вид деепричастий.
Совершенный вид: решив задачу, соскучившись по другу, выросши дома, написав письмо, обратившись за помощью, осознавши ошибку, выучив наизусть, построив дом.
Несовершенный вид: читая книгу, вылетая в срок, зная правду, гуляя с собакой, смеясь над шуткой, ненавидя ложь, не умея петь, слыша речь.
4)Что называется деепричастным оборотом? Рассказать о знаках препинания при деепричастном обороте. Заменить выделенные глаголы деепричастиями, объяснить знаки.
На улице идет сильный дождь и стучит по крыше. Ветер быстро гнал тучи, свистел и взвизгивал. Трепещущие листики бьются друг о друга, стараются оторваться и улететь. Слабеют и замирают вдали раскаты грома.
5)Выделить деепричастный оборот, обозначить у деепричастия все морфологические признаки (по три предложения для каждой команды).
1. Видя бурю, не пускайся в море.
2. Не взобравшись на гору, нельзя увидеть долину.
3. Не продавай шкуры, не убив медведя.
4. Признавая достоинства друга, не закрывай глаза на его недостатки.
5. Не пытайся, хлопнув в ладоши, заглушить колокол.
6. Можно быть скромным, не будучи мудрым, но нельзя быть мудрым, не обладая скромностью.
( -учи, -ючи употребляются в народной речи: идучи, едучи, знаючи, глядучи, умеючи).
6). Сделать синтаксический разбор предложения. Самостоятельно перестроить предложение, поставив деепричастный оборот в разных местах предложения.
От реки шел туман, окутывая прибрежные кусты.
7). Деепричастие не всегда бывает скромным, поэтому случается занимает в предложении место, принадлежащее другой части речи. поэтому может поставить в неловкое положение человека, не знакомого с его коварным нравом.
Исправить речевые ошибки в предложениях.
Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа.
Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела калоша.
8). Составить предложения по схемам (самостоятельно в тетрадях).
1 команда. 2 команда.
x x
, = … … = , .
9). Какова роль деепричастий в тексте, речи? Привести примеры из стихотворений разных поэтов.
(Украшают глаголы, дополняют их другими действиями).
Заключение.
Наш турнир подошел к концу. Но прежде чем подвести итоги, давайте сделаем вывод, что же такое деепричастие как часть речи. Дать определение деепричастия.