Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе: "Существительные общего рода"»
Открытый урок в 6 классе по теме: «Существительные общего рода»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели:
- организовать деятельность учащихся по осмыслению и усвоению понятия
существительные общего рода;
- создать содержательные и организационные условия для развития умений
анализировать и сравнивать познавательные объекты, обеспечить
закрепления понятия общий род существительных и умения находить
существительные общего рода в тексте;
- создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях
социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик –
коллектив).
Оборудование: карточки, экран с мультимедиа
План урока:
1. Орг. момент. (1 мин.)
2. Проверка домашнего задания, блиц-тест, разборы у доски. (3+4 мин.)
3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.(3 мин.)
4.Этап изучения нового материала. (10 мин.)
5.Этап первичной проверки новых знаний. (3 мин.)
6. Динамическая пауза (1 мин.)
7. Этап закрепления и применения изученного. (10 мин.)
8. Этап контроля и самоконтроля. (4-5 мин.)
9.Этап информации о домашнем задании. (2 мин.)
10.Этап подведения итогов учебного занятия. (2 мин.)
11. Рефлексия. (2 мин.)
Ход урока:
1. Орг. момент
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на уроке. Прежде чем мы с вами приступим к изучению новой темы, давайте проверим домашнее задание, несколько человек поработает у доски, а остальные выполнят блиц-тест, который помогает нам готовиться к Единому Государственному экзамену.
(1 человек пишет домашнее задание на доске, 3 человека работают с разборами.)
2. Проверка домашнего задания, блиц-тест, разборы у доски
Синтаксический разбор (основан на сравнительном анализе двух предложений, расставить знаки препинания, составить схемы):
Нечаянный случай всё расстроил_ и переменил.
Между тем Андрей Гаврилович скрылся_ и никто того не заметил.
Разбор по составу (осложнённый) : пр…летел, раз…скать, заг…релись.
1. Найдите слово, в котором количество звуков больше, чем букв:
корень, честный, льёт, забияка.
2. Найдите слово, в котором пропущенная гласная - А:
р..сток, пол…жение, к…сательная, приг…рели.
3. Найдите слово, в котором Ь не пишется:
рож…, горяч…, слышиш…, навзнич…
4. Найдите __________слово, в котором ударение падает на 2 слог:
звонишь, алфавит, километр, документ.
- Давайте проверим работу одноклассников.
- Запишите в тетрадях число, классная работа, а тему мы запишем чуть
позже.
3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
- Ребята, послушайте и скажите, вам понятно, о ком идёт речь в следующих предложениях: о девочке или о мальчике?
1. «Умница!» — сказала мама.
2. «Что же ты за непоседа!» — воскликнула бабушка.
- Вы хотите узнать, как называются такие слова, как умница, непоседа ? Как составить предложение так, чтобы люди понимали, кого вы имеете в виду?
А для чего вам это необходимо? (Для того чтобы правильно выражать свои мысли и чтобы окружающие нас понимали.)
4.Этап изучения нового материала
Объяснение нового материала через грамматическую задачу.
- Так что же объединяет слова умница, неряха, староста, невежда, горемыка, умница, трудяга, врач и многие другие?
Он или она? Мой или моя? Неясно. Эти слова называются словами общего рода, и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте.
Например. (на доске или экране)
твой- невежа пришел-,
тво-я невежа пришл-а.
Формулирование темы и задач урока.
- Итак, запишите тему – Имена существительные общего рода.
- Как вы думаете, какие задачи вы должны себе поставить при изучении данной темы? (Узнать, какие существительные относятся к общему роду, научиться их правильно употреблять в речи.)
- В конце урока постарайтесь ответить на вопрос: «Почему в русском языке появились слова общего рода?»
- Итак, имена существительные общего рода являются эмоционально окрашенными словами, имеют ярко выраженное оценочное значение, употребляются, главным образом, в разговорной речи, поэтому не являются характерными для научного и официально-делового стилей речи.
- Некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и лиц женского пола. (врач, доктор, биолог, профессор, архитектор и мн.др. )
нов-ый врач пришел- (мужчина),
нов-ый врач пришл-а (женщина).
- Эти слова — «кандидаты» в общий род, их род иногда называют переходным к общему, однако в словарях они охарактеризованы как слова мужского рода.
-Итак, что же мы выяснили? Существительные каких родов выделяют?
Выводы запишем в тетрадь.
Существительные бывают мужского, женского, среднего и общего рода, а также есть такие существительные мужского рода, которые могут обозначать как мужчину, так и женщину.
5.Этап первичной проверки новых знаний
- Давайте проверим, как вы поняли тему. Я называю существительное, а вы говорите, к какому роду оно относится: растение, дорога, договор, зубрила, зверь, росток, грязнуля, поросль, еда, недотрога, бюро, умница, время, уровень, область.
- А теперь составьте с существительным общего рода два предложения, чтобы их можно было отнести к женскому или мужскому роду и выделите окончания у тех слов, которые помогают нам понять, о ком идёт речь: I ряд – задира, II ряд – бедняжка, III ряд – непоседа. (3 человека у доски.)
Проверка предложений у доски и фронтальный опрос класса (свои варианты).
- Ребята, грамматические ошибки, связанные с употреблением существительных общего рода, нередко встречаются в текстах ЕГЭ.
Попробуйте сейчас найти ошибку в предложениях:
1) Писатель талантливо рассказал о том, что его волнует.
2) Нужно проявлять большую заботу о детях.
3) Она прекрасная педагог.
4) Мы радовались успехам выпускников.
(Она прекрасный педагог.)
6. Динамическая пауза.
Руки, ноги, голова,
Плечи, пояс и спина-
Всё имеет имена.
Повернулись, улыбнулись, прямо сели.
И готовы сей же миг
Изучать родной язык!
7. Этап закрепления и применения изученного
- Составьте 3 предложения с любыми из предложенных слов. Определите род этих существительных.
- Ребята, каких слов вам встретилось больше: с положительной или с отрицательной оценкой? А как вы можете это объяснить? (Люди, к сожалению, больше внимания обращают на чужие недостатки, нежели на достоинства другого человека.)
Анализ текста.
- Ребята, мы с вами продолжаем готовиться к ЕГЭ, сейчас мы поработаем над анализом текста. У вас на столах лежат тексты. Ваша задача – прочитать, определить стиль текста, тип речи, основную мысль. Кроме этого, найдите в тексте существительное, которое может называть лиц и мужского
и женского пола.
Н икто не может толком объяснить, что такое акселерация. Римма Николаевна тоже, хотя она и врач. Но я знаю и очень переживаю: акселерация меня не коснулась. Обидно. Вчера примерился к последней отметке на двери. Со мной всё ясно: за целое лето подрос всего на десять миллиметров. Опять буду последним в шеренге, эх. Неужели мне всегда смотреть на своих однокашников снизу вверх? А впрочем, до паспорта ещё полгода, может вытянусь. Отец говорил, что человек растёт до двадцати пяти лет.(Б.Васильев)
(Художественный стиль, тип – рассуждение, горестные размышления мальчика по поводу маленького роста, существительное – врач.)
8. Этап контроля и самоконтроля. (Дифференцированные задания по вариантам. Карточки с заданиями на столах каждому ученику.)
1 вариант – для среднего уровня. Составьте предложения с любыми 4 словами общего рода, вначале с положительной оценкой, затем – с отрицательной: плакса, трудяга, зазнайка, обжора, тихоня, умница.
2 вариант – для более продвинутых.
Исправьте ошибки в употреблении существительных общего рода в предложениях. Запишите правильные варианты: «Какая же ты неряха!», - сказала мама сыну. Сирота Петя оказалась в трудном положении. Хитрая забияка Миша снова разлил кружку молока. Тихоня Маша боялся ответить урок.
9.Этап информации о домашнем задании.
- Домашнее задание будет заключаться в следующем: используя существительные общего рода, с которыми вы познакомились на уроке, сочините рассказ на тему: «Мой класс», расскажите о своих одноклассниках, какие они.
10.Этап подведения итогов учебного занятия
- Ребята, настало время ответить на проблемный вопрос, который был поставлен в начале урока: «Почему в русском языке появились слова общего рода?» (Качественные характеристики человека относятся к лицам и женского и мужского полов, поэтому и появились такие слова – общего рода.)
11. Рефлексия
- А теперь давайте обменяемся впечатлениями об уроке с помощью синквейна.
Ключевые слова: урок, тема: « Имена существительные общего рода», я на уроке (интересный, познавательный; разобрался, понял, усвоил; чувствовал себя комфортно).