kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 6 классе: "Существительные общего рода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для учителей русского языка, работающих в 6 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе: "Существительные общего рода"»

Открытый урок в 6 классе по теме: «Существительные общего рода»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели:

- организовать деятельность учащихся по осмыслению и усвоению понятия

существительные общего рода;

- создать содержательные и организационные условия для развития умений

анализировать и сравнивать познавательные объекты, обеспечить

закрепления понятия общий род существительных и умения находить

существительные общего рода в тексте;

- создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях

социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик –

коллектив).

Оборудование: карточки, экран с мультимедиа

План урока:

1. Орг. момент. (1 мин.)

2. Проверка домашнего задания, блиц-тест, разборы у доски. (3+4 мин.)

3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.(3 мин.)

4.Этап изучения нового материала. (10 мин.)

5.Этап первичной проверки новых знаний. (3 мин.)

6. Динамическая пауза (1 мин.)

7. Этап закрепления и применения изученного. (10 мин.)

8. Этап контроля и самоконтроля. (4-5 мин.)

9.Этап информации о домашнем задании. (2 мин.)

10.Этап подведения итогов учебного занятия. (2 мин.)

11. Рефлексия. (2 мин.)

Ход урока:

1. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на уроке. Прежде чем мы с вами приступим к изучению новой темы, давайте проверим домашнее задание, несколько человек поработает у доски, а остальные выполнят блиц-тест, который помогает нам готовиться к Единому Государственному экзамену.

(1 человек пишет домашнее задание на доске, 3 человека работают с разборами.)

2. Проверка домашнего задания, блиц-тест, разборы у доски

Синтаксический разбор (основан на сравнительном анализе двух предложений, расставить знаки препинания, составить схемы):

Нечаянный случай всё расстроил_ и переменил.

Между тем Андрей Гаврилович скрылся_ и никто того не заметил.

Разбор по составу (осложнённый) : пр…летел, раз…скать, заг…релись.

Словообразовательный разбор: сбежать, опасность, снежинки.

Блиц-тест

2

1. Найдите слово, в котором количество звуков больше, чем букв:

корень, честный, льёт, забияка.

2. Найдите слово, в котором пропущенная гласная - А:

р..сток, пол…жение, к…сательная, приг…рели.

3. Найдите слово, в котором Ь не пишется:

рож…, горяч…, слышиш…, навзнич…

4. Найдите __________слово, в котором ударение падает на 2 слог:

звонишь, алфавит, километр, документ.

- Давайте проверим работу одноклассников.

- Запишите в тетрадях число, классная работа, а тему мы запишем чуть

позже.

3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся

- Ребята, послушайте и скажите, вам понятно, о ком идёт речь в следующих предложениях: о девочке или о мальчике?

1. «Умница!» — сказала мама.

2. «Что же ты за непоседа!» — воскликнула бабушка.

- Вы хотите узнать, как называются такие слова, как умница, непоседа ? Как составить предложение так, чтобы люди понимали, кого вы имеете в виду?

А для чего вам это необходимо? (Для того чтобы правильно выражать свои мысли и чтобы окружающие нас понимали.)

4.Этап изучения нового материала

Объяснение нового материала через грамматическую задачу.

- Так что же объединяет слова умница, неряха, староста, невежда, горемыка, умница, трудяга, врач и многие другие?

Он или она? Мой или моя? Неясно. Эти слова называются словами общего рода, и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте.

Например. (на доске или экране)

твой-􀀀 невежа пришел-􀀀,

тво-я невежа пришл-а.

Формулирование темы и задач урока.

- Итак, запишите тему – Имена существительные общего рода.

- Как вы думаете, какие задачи вы должны себе поставить при изучении данной темы? (Узнать, какие существительные относятся к общему роду, научиться их правильно употреблять в речи.)

- В конце урока постарайтесь ответить на вопрос: «Почему в русском языке появились слова общего рода?»

- Итак, имена существительные общего рода являются эмоционально окрашенными словами, имеют ярко выраженное оценочное значение, употребляются, главным образом, в разговорной речи, поэтому не являются характерными для научного и официально-делового стилей речи.

- Некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и лиц женского пола. (врач, доктор, биолог, профессор, архитектор и мн.др. )

нов-ый врач пришел-􀀀 (мужчина),

нов-ый врач пришл-а (женщина).

- Эти слова — «кандидаты» в общий род, их род иногда называют переходным к общему, однако в словарях они охарактеризованы как слова мужского рода.

-Итак, что же мы выяснили? Существительные каких родов выделяют?

Выводы запишем в тетрадь.

Существительные бывают мужского, женского, среднего и общего рода, а также есть такие существительные мужского рода, которые могут обозначать как мужчину, так и женщину.

5.Этап первичной проверки новых знаний

- Давайте проверим, как вы поняли тему. Я называю существительное, а вы говорите, к какому роду оно относится: растение, дорога, договор, зубрила, зверь, росток, грязнуля, поросль, еда, недотрога, бюро, умница, время, уровень, область.

- А теперь составьте с существительным общего рода два предложения, чтобы их можно было отнести к женскому или мужскому роду и выделите окончания у тех слов, которые помогают нам понять, о ком идёт речь: I ряд – задира, II ряд – бедняжка, III ряд – непоседа. (3 человека у доски.)

Проверка предложений у доски и фронтальный опрос класса (свои варианты).

- Ребята, грамматические ошибки, связанные с употреблением существительных общего рода, нередко встречаются в текстах ЕГЭ.

Попробуйте сейчас найти ошибку в предложениях:

1) Писатель талантливо рассказал о том, что его волнует.

2) Нужно проявлять большую заботу о детях.

3) Она прекрасная педагог.

4) Мы радовались успехам выпускников.

(Она прекрасный педагог.)

6. Динамическая пауза.

Руки, ноги, голова,

Плечи, пояс и спина-

Всё имеет имена.

Повернулись, улыбнулись, прямо сели.

И готовы сей же миг

Изучать родной язык!

7. Этап закрепления и применения изученного

- Составьте 3 предложения с любыми из предложенных слов. Определите род этих существительных.

Работяга, неженка, недотрога, кривляка, растяпа. гуляка, зевака, недоучка, умница, зубрила, привереда, плакса, грязнуха, злюка, сластена, неженка.

- Ребята, каких слов вам встретилось больше: с положительной или с отрицательной оценкой? А как вы можете это объяснить? (Люди, к сожалению, больше внимания обращают на чужие недостатки, нежели на достоинства другого человека.)

Анализ текста.

- Ребята, мы с вами продолжаем готовиться к ЕГЭ, сейчас мы поработаем над анализом текста. У вас на столах лежат тексты. Ваша задача – прочитать, определить стиль текста, тип речи, основную мысль. Кроме этого, найдите в тексте существительное, которое может называть лиц и мужского

и женского пола.

Н икто не может толком объяснить, что такое акселерация. Римма Николаевна тоже, хотя она и врач. Но я знаю и очень переживаю: акселерация меня не коснулась. Обидно. Вчера примерился к последней отметке на двери. Со мной всё ясно: за целое лето подрос всего на десять миллиметров. Опять буду последним в шеренге, эх. Неужели мне всегда смотреть на своих однокашников снизу вверх? А впрочем, до паспорта ещё полгода, может вытянусь. Отец говорил, что человек растёт до двадцати пяти лет.(Б.Васильев)

(Художественный стиль, тип – рассуждение, горестные размышления мальчика по поводу маленького роста, существительное – врач.)

8. Этап контроля и самоконтроля. (Дифференцированные задания по вариантам. Карточки с заданиями на столах каждому ученику.)

1 вариант – для среднего уровня. Составьте предложения с любыми 4 словами общего рода, вначале с положительной оценкой, затем – с отрицательной: плакса, трудяга, зазнайка, обжора, тихоня, умница.

2 вариант – для более продвинутых.

Исправьте ошибки в употреблении существительных общего рода в предложениях. Запишите правильные варианты: «Какая же ты неряха!», - сказала мама сыну. Сирота Петя оказалась в трудном положении. Хитрая забияка Миша снова разлил кружку молока. Тихоня Маша боялся ответить урок.

9.Этап информации о домашнем задании.

- Домашнее задание будет заключаться в следующем: используя существительные общего рода, с которыми вы познакомились на уроке, сочините рассказ на тему: «Мой класс», расскажите о своих одноклассниках, какие они.

10.Этап подведения итогов учебного занятия

- Ребята, настало время ответить на проблемный вопрос, который был поставлен в начале урока: «Почему в русском языке появились слова общего рода?» (Качественные характеристики человека относятся к лицам и женского и мужского полов, поэтому и появились такие слова – общего рода.)

11. Рефлексия

- А теперь давайте обменяемся впечатлениями об уроке с помощью синквейна.

Ключевые слова: урок, тема: « Имена существительные общего рода», я на уроке (интересный, познавательный; разобрался, понял, усвоил; чувствовал себя комфортно).

- Спасибо за урок. До свидания!__


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в 6 классе: "Существительные общего рода"

Автор: Абрамова Валерия Юрьевна

Дата: 08.06.2017

Номер свидетельства: 421041

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок русского языка "Имена существительные общего рода""
    ["seo_title"] => string(67) "urok_russkogho_iazyka_imiena_sushchiestvitiel_nyie_obshchiegho_roda"
    ["file_id"] => string(6) "351074"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477056934"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока  русского языка в 6 классе по теме "Имена существительные общего рода" "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-tiemie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-obshchiegho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "222115"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435854945"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "конспект урока русского языка  "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-3"
    ["file_id"] => string(6) "238842"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444662816"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока русского языка в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "106879"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403105595"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства