kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Имена существительные общего рода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные общего рода"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Имена существительные общего рода"»





Направление: гуманитарное


Тема урока: Имена существительные общего рода


Учитель: Власова Регина Владимировна






СЦЕНАРИЙ УРОКА


Ход урока

  1. Оргмомент.

На улице зима. Кругом все белым - бело. Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.

Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (это наши девочки - сели), затем снежинки побольше (сели мальчики).

Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила звездная ночь.

Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу: «Доброе утро».

Запись даты.


II. Орфографическая разминка.

- Сегодня у нас необычный урок, потому что мы с вами попытаемся спасти Мишу Лентяйкина. А как вы думаете, какой он наш герой?

- Итак, жил- был мальчик Миша Лентяйкин. Уроки русского языка казались ему самыми скучными на свете, и Миша получал по этому предмету плохие отметки. И он никогда вовремя не делал домашнюю работу. И нам с вами сегодня придется сделать за него эти работы.

И первое задание. Вам нужно отгадать следующие загадки.

1.Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки,

На меня они глядят.

Молока они хотят. (Ёж)

2.Стоит над водой, трясёт головой. (Камыш)

3. Чёрная корова, весь мир поборола. (Ночь)

4.Маленький рост, длинный хвост.

Серая шубка, острые зубки. (Мышь)

5. Хвост во дворе,

Нос в конуре.

Кто хвост повернет,

Тот и в дом войдет. (Ключ)

6. Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча. (Печь)

7. Чёрный Ивашка –

Деревянная рубашка,

Где носом поведёт,

Там заметку кладёт. (Карандаш)

8. Что две недели зеленится.

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает.

Две недели подсыхает? (Рожь)

9.Кинешь в речку - не тонет,

Бьёшь о стенку - не стонет,

Будешь оземь кидать,

Станет кверху летать. (Мяч)

10. Я антоним к слову смех

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач

Догадались?

Это - ... (Плач)

- Какую орфограмму мы с вами вспомнили?


III. Актуализация изученного

- Наш герой Миша Лентяйкин ничего не знает про имена существительные. А вы, ребята, знаете? Давайте мы с вами прочитаем лингвистическую сказку «Такое удивительное Имя Существительное».

Такое удивительное Имя Существительное

В Морфологическом царстве, в Частеречном государстве жили-были король Язык, королева Грамматика и прекрасная принцесса Морфология. Их царство было замечательным. На каждой улице цвели цветы: розы, нарциссы, тюльпаны и многие другие. Повсюду летали птицы, бабочки, водились и  животные. В городе Морфологии есть три улицы. Первая – самая главная, Самостоятельная, вторая – Служебный переулок, третья – проезд Междометий. На первой улице жили Существительные, Глаголы, Числительные, Прилагательные, Наречия и Местоимения. В Служебном переулке – Союзы, Предлоги и Частицы. А в проезде Междометий обитали Ах, Ох, Ой, Ай, Ух и другие.

Но вернемся к улице Самостоятельной. Самый интересный житель ее – Имя Существительное. Это было маленькие гномы. Их было полным-полно. Они слыли очень любопытными. Существительные везде бегали и спрашивали: «Кто? Что? Кто? Что?». У них имелось много настоящих друзей, которые помогали Существительным везде и всегда. А также там жили существа, которые всегда подлизывались, когда Существительным предлагали работу в предложениях. К верным друзьям относились одушевленные и неодушевленные особи. Одушевленные были важными господами, энергичными, веселыми, в ярких одёжках. Они постоянно играли важную роль. А неодушевленные ходили в темном и были мрачные. Еще находились там жители, имеющие нарицательные и собственные имена. Все Имена Существительные часто играли в слова. Нарицательные называли предметы, а собственные давали им имена. 

Все жители делились по родам: мужской, женский и средний. Они разделили город на три части и не хотели друг с другом дружить. Поэтому Существительные Белка, Солнце и Конь не могли подружиться. А еще в этом городе находился район Склонений. Склонения как знаки Зодиака: родился с окончанием -А, -Я – будешь 1-м склонением, родился с окончанием -О, -Е – будешь 2-м склонением, а родился с нулевым окончанием женского рода – будешь 3-м склонением. 

Жили в городе еще и эльфы. Это окончания единственного и множественного числа. Они прилетали и улетали в зависимости от падежей. Окончания очень любили пошутить, постоянно пристраиваясь к кому-нибудь или к чему-нибудь и видоизменяясь. И это всех очень веселило и развлекало.

Вот такое оно удивительное, Имя Существительное.

- Ребята, этот текст лингвистическая сказка? Почему вы так решили?

- А скажите, про какие признаки существительного говорится в сказке?


IV. Постановка основного вопроса урока.

Вот еще одно задание, которое не сделал Миша Лентяйкин. Данные слова он должен был записать в 3 колонки. В первую колонку – существительные мужского рода, во вторую - существительные женского рода, в третью - существительные среднего рода.

Шампунь, умница, молодёжь, торжество, повидло, тюль, Севастополь, вермишель, герань, искусство, мозоль, непоседа, шоссе, радость, рояль, вестибюль, недотепа, бюро.

-Как вы определили род следующих слов: умница, непоседа, недотепа.

- О ком идет речь – о девочке или о мальчике?

- Как можно определить, к кому относятся эти слова? (рядом с существительными поставить прилагательные или местоимения).

Ты у нас просто недотёпа! – возмущённо сказала мама.

И непоседа, – добавил отец.

А, по–моему, ты – умница, – как всегда постаралась примирить всех бабушка.

-Как вы думаете, о ком здесь идёт речь? Знакомы ли вам подчёркнутые слова? Что они обозначают (качества людей мужского и женского пола)? А теперь попробуем подставить в этот полилог имена собственные, или местоимения, или имена прилагательные:

Ты, Оля, у нас просто недотёпа! – возмущённо сказала мама.

И страшная непоседа, – добавил отец.

А, по–моему, она умница, – как всегда постаралась примирить всех бабушка.

Назовите род выделенных слов. Что помогло вам его определить? (Ключевые слова, контекст.)

- Как вы думаете, можно ли употребить слова умница, непоседа, копуша, говоря о мальчиках? – Ты, Петя, у нас просто недотёпа! – возмущённо сказала мама.

– И жуткий непоседа, – добавил отец.

А, по–моему, он – умница, – как всегда постаралась примирить всех бабушка.


V. Открытие новых знаний.

Как вы думаете, каким термином мы будем называть эти слова? Давайте разгадаем кроссворд, который не смог разгадать Миша Лентяйкин, и узнаем тему нашего урока.





1











2










3










4









5

























6









7












8








1.     Сонливый, любящий много спать человек (разг.). СОНЯ

2.     Ненасытный, прожорливый человек (разг.). ОБЖОРА

3.     Работник пищевой промышленности. ПИЩЕВИК

4.     Тот, кто затевает ссоры, драки (разг.). ЗАДИРА

5.     Человек, который зазнаётся (разг.). ЗАЗНАЙКА

6.     Лицо с высшим медицинским образованием, лечащее больных. ВРАЧ

7.     Специалист по земледелию и сельскому хозяйству. АГРОНОМ

8.     Руководитель печатного издания. РЕДАКТОР


Итак, мы определили тему нашего урока «Существительные общего рода».

- Какие еще существительные общего рода вы знаете?

– Посмотрите на доску и попробуйте назвать признак, по которому мы будем определять, что это существительное общего рода. (По окончанию а–я в И.п. ед.ч. и значению.)

трудяга

умница

молодчина

работяга

самоучка

чистюля

всезнайка

тихоня

ябеда

соня

плакса

лежебока

белоручка

непоседа

- А как вы думаете, почему я данные слова записала в две колонки. Сначала про себя прочитайте слова, которые в первой колонке, затем слова, которые во второй. Сделайте вывод. (Большая часть слов общего рода имеет отрицательную оценку, обозначает непривлекательные черты характера. Эти слова чаще всего используются в разговорном стиле речи, они ярко передают эмоции).

- Ребята, помогите Мише Лентяйкину ответить на следующий проблемный вопрос: правильно ли утверждать, что слова учитель, врач, профессор являются существительными общего рода, т.к. они называют как мужчин (лиц мужского пола), так и женщин (лиц женского пола). Будут ли словами общего рода следующие слова: учитель, кондитер, врач, повар? Свою точку зрения обоснуйте. (Нет, эти существительные имеют нулевое окончание, а не окончание а, они не характеризуют лицо, а называют профессию, род деятельности, поэтому не являются словами общего рода).

– Составьте предложения, чтобы показать, что слова учитель, врач могут употребляться по отношению к лицам мужского и женского пола.


VI. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

Упр. 326 – развивается умение употреблять в речи имена существительные общего рода, выявлять их родовую специфику – принадлежность к мужскому или женскому роду в зависимости от пола лица.

Выполняется самостоятельно по образцу, проверка коллективная.

Упр. 328– развивается умение определять значения слов общего рода и группировать слова в соответствии с их общим характеризующим значением, находить среди слов синонимы, антонимы, однокоренные слова.


VII. Домашнее задание.

1. Составить сводную таблицу «Род имён существительных».

2. Написать небольшой рассказ с использованием слов общего рода.


VIII. Итог урока. Рефлексия.

– Чему научились на уроке?

– Найдите «четвёртое лишнее» ключевое слово темы:

1) Имена существительные.

2) Общий род.

3) Суффикс.

4) Употребление в речи.

– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок русского языка "Имена существительные общего рода"

Автор: Власова Регина Владимировна

Дата: 21.10.2016

Номер свидетельства: 351074

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока  русского языка в 6 классе по теме "Имена существительные общего рода" "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-tiemie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-obshchiegho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "222115"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435854945"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Урок русского языка "Имя существительное и его роль в речи. Закрепление""
    ["seo_title"] => string(84) "urok-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-i-iegho-rol-v-riechi-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "288490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454644607"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Урок русского языка в 6 классе «Имена существительные общего рода» "
    ["seo_title"] => string(79) "urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-obshchiegho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "147766"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419489532"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "конспект урока русского языка  "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-3"
    ["file_id"] => string(6) "238842"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444662816"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Имена существительные общего рода."
    ["seo_title"] => string(40) "imena_sushchestvitelnye_obshchego_roda_1"
    ["file_id"] => string(6) "611023"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1657563329"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства