Цель урока: Дать понятие о существительных общего рода, показать их разнообразие.
Задачи урока:
- Образовательные
- формировать умение находить существительные общего рода в предложении, тексте;
- развить умение формулировать определение понятий;
- развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические и грамматические умения.
- Развивающие:
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему;
- развитие умения работы в группах, парах
- Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в группах, парах:
- воспитание уважительного отношения уважения друг к другу и критического отношения к себе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, таблицы для подведения итогов урока для каждого ученика, карточки, толковые словари
Ход урока
I.Организационный этап.
- Приветствие. На доске улыбающееся солнышко.
-Какое настроение вызывает у вас рисунок? Надеюсь, что во время урока у вас сохранится солнечное настроение.
Запись в тетради: число, классная работа, оставляем свободными 2 строки для темы урока.
II. Актуализация знаний
- Прочитать стихотворение, вставить пропущенные буквы, определить слов какой части речи больше всего в этом стихотворении. (Слайд 1)
Ш…пот, ро.кое дыханье,
Трели сол…вья,
Серебро и колыханье
Сонного руч…я.
Свет ноч (?)ной. Ноч(?)ные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изм…нений
Милого лица…
(14 существительных)
-Определите их род.
- Мы продолжаем изучение имени существительного, и вы уже достаточно много знаете об этой части речи.
Мне приходилось слышать такой ответ: «Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам». Верно?
(Нет. Имена существительные относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому или среднему.)
- Действительно, в русском языке, в отличие от английского, финского, турецкого, армянского, узбекского, где нет деления по родам, существительные относятся к одному из трех родов.
- Род существительного в словосочетании и предложении можно определить по именам прилагательным и местоимениям, которые с ним согласуются.
Определите, какого рода эти существительные, допишите окончания.
(Слайд №2)
Легк. тюль
Ароматн. кофе
Сегежск. ЦБК
Дорог. шампунь
Мо. день рождения
Заповедн. Паанаярви
(Проверка выполнения задания - Слайд №3)
III. Постановка проблемы.
1. - Поработайте со следующей группой словосочетаний. Запишите их в столбик посередине страницы. (2 ученика работают на обороте доски, затем объявляют результаты классу)
(Слайд № 4)
больш. задира
ужасн. соня
страшн. сладкоежка
так… забияка
- Проверим, какие вы вставили окончания. Почему окончания разные?
(Так мы можем назвать и мальчика, и девочку, т. е., лицо и мужского, и женского пола. Поэтому и прилагательные стоят то в мужском, то в женском роде)
- Что надо сделать, чтобы было понятно, какое писать окончание? (Указать на пол)
- Допишите эти словосочетания до предложений, поставив имена, не забудьте про знаки препинания.
Петя – большой задира.
Вова – ужасный соня.
Катя – страшная сладкоежка.
Ленька – такой забияка.
- Есть ли что-то общее у этих существительных? (Окончание –а, - я)
- Какого же рода эти существительные? Давайте придумаем, как их можно назвать.
IV. Целеполагание.
Какая тема нашего урока? «Имена существительные общего рода». Запишем ее в тетрадь. (Слайд № 5)
-Среди существительных общего рода ученые-лингвисты выделяют 3 группы слов. Сегодня мы их узнаем и научимся правильно употреблять в речи. Будьте внимательны: в ходе урока вы должны будете заполнить итоговую таблицу, сейчас она пока пустая. (Слайд № 5) Кроме того, нас поджидают две ловушки.
V.Первичное усвоение знаний.
- В наших предложениях встретились существительные общего рода первой группы. Прочитаем о них в учебнике. Это существительные, обозначающие качества людей.
Физкультминутка
- Вы сладкоежка? (Если «да», то встаем, «нет» - крутим головой)
- Вы чистюля?
- Вы непоседа?
- Вы умница?
- Вы тихоня?
- Вы забияка?
- Вы левша?
- Вы молодчина?
- Вы недотрога?
(слайд 6)
1.Класс - работа с упр. (по варианту девочки выписывают предложения, где говорится о девочках, а мальчики о мальчиках )
2.Индивидуальные задания по карточкам
Карточка № 1
Задание
Объясните значение слов невежа и невежда. Составьте и запишите с ними два предложения, употребив их в мужском и женском роде.
Карточка № 2
Задание
Даны существительные общего рода. Установите признак и в зависимости от него разделите слова на две группы, запишите.
Невежда, забияка, сирота, хвастунишка, левша, злюка, соня, калека, торопыга, коллега, грязнуля, замарашка.
- Проверка выполнения заданий
- Упр. 229 . Все ли сущ-е общего рода в этих предложениях характеризуют человека с отрицательной стороны? Каким членом предложения являются выделенные слова?
- Карточка №1:проверяем предложения. Как в словаре отмечен род этих существительных?
- Карточка № 2: (Слайд 7: Слова левша, сирота, калека, коллега не имеют отрицательной окраски.)
3. Работа с картинками. Придумайте к ним подписи, это должны быть существительные общего рода. (Слайд № 8). Плакса, выскочка, подлиза, обжора, жадина, кривляка, ябеда, задавака, лежебока, злюка, зевака (картинки).
-Встречались ли вы с такими людьми? Нравятся они вам?
- И мне не нравятся. Не случайно люди придумали про них дразнилки.
(Слайд № 9)
-Давайте их прочитаем хором. (Каждый ряд читает стоя одну дразнилку, обращаясь к одноклассникам)
1. Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин.
Плакать не годится,
Можно простудиться.
2. Жадина-говядина,
Три копейки дадено,
На четвертую копейку
Расшибется об скамейку.
3. Что за шум, что за рев?
Тут не стадо ли коров?
Нет, это не коровушка,
Это наша……(ревушка)
4. В нашем учебнике на стр. 91 есть слова в рамочке. Почему они в одной рамочке? (синонимы) Какое слово отличается? (юла) Почему? (перешло из недушевл. сущ.)
- Покажу вам еще некоторые предметы и животных. Назовите. Вы прекрасно знаете, как они выглядят. Зачем же я их вам показала?
(Слайд № 10)
Шляпа, гадюка (змея), лиса, пила, обезьяна.
- Иногда так называют людей. Приведу примеры:
Наша соседка такая лиса.
Васька – настоящая гадюка.
Ну, Димка, какая же ты шляпа!
-Можно ли эти слова тоже считать существительными общего рода?как вы догадались?
(Нет, они остаются существительными женского рода, на это указывают окончания прилагательных и местоимений)
5.Расширение знаний учащихся о существительных общего рода)
- Познакомимся со второй группой существительных общего рода. Прочитайте предложения.
Саша любит слушать сказки. Женя занимается спортом.
- Догадались, какие существительные относятся ко второй группе?
(Это неофициальные имена, выступающие в качестве уменьшительных к полным.)
- Какие вы еще знаете имена? (Валя, Сима, Шура, Валера, Паша)
Слайд 12. Директор Иванов П.В. Директор Иванова Т.А.
- Это существительные общего рода? Как проверить? (попробовать употребить с прилагательным или местоимением наш)
- Какого рода это существительное? (мужского)
- И во вторую ловушку вы не попались!
-Прочитаем о таких существительных в учебнике. (стр. 92), выполним упр. 231, запишем.
Проверка. Слайд 13.
Существительные мужского рода, называющие лиц по _____________, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц _________________пола, так и лиц _____________пола.
Глагол – сказуемое в __________времени при таком подлежащем-существительном ставится в ____________роде, если речь идёт о мужчине, и в ____________роде, если речь идёт о женщине.
Определение – прилагательное с таким существительным употребляется всегда в _____________роде.
Например: Весёл. бригадир Сафронова поехал. в поле с песнями.
- Зачитывают карточки-подсказки. Если вам всё понятно, то вы должны правильно вставить буквы в предложении. Проверьте (слайд 19).
VI . Итог урока.
СЦЕНКА.
ВОЖАТЫЙ – Вот видишь, ты такая большая неряха
МАЛЬЧИК – Неверно. Я не большая неряха. Я мальчик.
ВОЖАТЫЙ – Ну и что, что ты мальчик, посмотри на свой костюм, на свои руки, и тебе сразу станет ясно, что ты самая большая неряха.
МАЛЬЧИК - Нет, я не большая неряха. Это неверно. Я не могу быть большая, и даже маленькая неряха. Зачем неправильно говоришь.
УЧИТЕЛЬ: Вожатый, недоумевая, почему сопротивляется мальчик, пытался приводить все новые, еще более убедительные доказательства, но все было напрасно. Почему сопротивлялся его маленький собеседник?
УЧЕНИКИ: Надо, разговаривая с мальчиком, говорить «большой неряха», «такой неряха».
УЧИТЕЛЬ: Действительно, горе-вожатый когда-то, как и вы, учась в 6-м классе, не понял секрета существительных общего рода. А вы поняли этот секрет?
УЧЕНИКИ: Имена существительные и местоимения должны стоять в мужском роде при существительном общего рода, если оно обозначает лицо мужского пола и в женском, если речь идет о девочке или женщине.
VII. Рефлексия.
- Все существительные общего рода, о которых мы с вами говорили, характеризуют человека далеко не с лучшей стороны. Получается среди этих существительных нет слов, которые характеризуют человека положительно.
(Есть. Например, умница и молодчина)
- Выберите карточку с оценкой своей работы на уроке. (Умница или простофиля)
VIII. Д/з § 49 упр.279 или сочинение –описание характера человека с использованием существительных общего рода.