Оборудование: мультимедийная презентация урока, мультимедийный проектор, карточки для самостоятельной работы.
Ход урока
1.Организационный момент.
1.1 Постановка учебной проблемы 1.2Мотивация на урок
Прежде чем начнем работу, послушайте стихотворение-загадку. О чем идет речь? Что это? Чтение учителем стихотворения: (Слайд презентации)
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду - все в действие придет.
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растет. (Учащиеся предполагают, что это глагол)
II .Опрос учащихся по заданному на дом материалу. Актуализация знаний.
-Да, это глагол. Мы уже много знаем об этой части речи. Давайте вспомним основные признаки. (Учащиеся называют признаки глагола, приводят примеры)
- Сегодня нам предстоит знакомство с группой очень интересных глаголов. Чем они интересны и как они называются - пока это секрет, который нам с вами предстоит разгадать. Представьте, что они потеряли свое имя, а мы поможем его найти. Вы, наверное, обратили внимание, что на доске записано число, но не записана тема урока. Как вы думаете почему? (Учащиеся отвечают, что тему урока предстоит сформулировать в ходе работы).
-Действительно, вернув глаголам потерянное имя, мы выясним и тему
нашего урока.
Итак, выполняем первое задание.
(Слайд презентации)
Распределите предложения в две группы. Распределите по наличию главных членов предложения.
7. Выпал снег. Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано. Мой друг тоже не спит. Мы выходим из дома. 3. Нам легко дышится. 4. Мы не спеша прогуливаемся по зимнему лесу. 5. Пахнет хвоей. 6. Стоит тишина.
- На какие группы разделили? Свое мнение обоснуйте.
(В ходе обсуждения выделяются две группы)
- с обоими главными членами предложения с - одним главным членом).
- Работаем с группой предложений: Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано.Нам легко дышится. Пахнет хвоей.
-Что общего, кроме того, что это односоставные предложения, вы заметили? (Главный член предложения один, это сказуемое).
- А что можно сказать о подлежащем? Требуется ли оно в таких предложениях? (Его нет и не нужно).
- Есть ли здесь действующее лицо? (Нет). То есть, какие это глаголы? (Без лица) Значит имя у них .... (Безличные глаголы).
- Правильно, это безличные глаголы. Итак, записываем тему урока. (Слайд презентации)
-Ребята, чему мы должны научиться на уроке? (Формулировка учащимися целей и задач урока)
-Верно, сегодня мы выясним особенности безличных глаголов, что они обозначают, какие формы имеют, с какой целью мы употребляем их в тексте.
- А где нам это пригодится в жизни? (при написании сочинений, при общении, при подготовке к экзаменам.)
Запись в тетрадях числа, темы урока.
П. Изучение нового учебного материала.
1.Чтение определения в учебнике. Самостоятельная работа учащихся с учебником (работа в парах).
-Давайте решим первую задачу: Прочитайте стихотворение А. А. Фета «Вечер»
. 1 Прозвучало над ясной рекою.
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою
Засветилось на том берегу. (А.Фет)
Задания:
- какие глаголы использует А.Фет? (А.Фет использует безличные глаголы).
- сделайте выводы о том, каково значение (семантика) представленных в карточках безличных глаголов? (Они обозначают явления природы).
2.Сегодня мне нездоровится. Знобит и лихорадит. Я встал с постели и почувствовал, что в ушах звенит и рябит в глазах. Приехал врач, осмотрел меня, выписал лекарства. На следующее утро уже не знобило, не лихорадило, в ушах не звенело и в глазах не рябило. На душе посветлело.
- Что же обозначают безличные глаголы во 2 тексте? (Состояние человека).
Сделаем вывод, что глагол безличный имеет свои значения.
• Явления природы.
• Физическое и душевное состояние человека.
-Решим вторую задачу: определим формы безличных глаголов.
2) Задание: безличные глаголы спрятались в предложениях (предложения записаны на доске). Посмотрим, кто у нас в классе самый зоркий. Зоркий тот, кто распознает в предложениях безличные глаголы.
В воздухе пахло свежескошенной травой. Подморозило ,и воздух стал свежим. Веет с поля ночная прохлада. В одну минуту дорогу занесло.
- Выделите грамматическую основу предложений. Найдите в одном из них пунктограмму. Обоснуйте ответ.
(Подморозило, и воздух стал свежим).
- Посмотрите, ребята, на предложения и определите, в каких формах глагола употребляются безличные глаголы.
-Следующий этап в осмыслении этой темы - сопоставление личных глаголов с безличными .На экране - слайд презентации. Обучающимся предлагаются предложения:
- Если есть безличные глаголы, то есть и личные глаголы.
-Какие глаголы мы называем личными? С помощью чего можно определить лицо глагола?
-Проведем сравнительный анализ предложений.
-Определите, какие глаголы являются личными, а какие безличными?
-В чем смысловая разница предложений?
Дерево темнеет вдали. В лесу быстро темнеет . Ребёнок не спит. Ему не спится.
Задания:
сравните предложения (найдите главные члены предложения);
установите значение (семантику) представленных в слайде глаголов;
определите форму данных глаголов;
Ученики после обсуждения должны прийти к выводу, что в русском языке в значении безличных употребляются многие личные глаголы.
III. Закрепление изученного материала. (Презентация. Слайд 11)
- Для того чтобы закрепить материал, выполним тренировочные упражнения.
1.Спишите, раскрывая скобки, найдите в предложениях безличные глаголы. Подчеркните их.
Светает. Яркое солнце поднимает?ся из-за гор. К утру посв..жело. Где(то) д..л..ко прогр..мело эхо. (Ни) где (не) дышится вольней родных лугов, родных полей. (Не) с..дит?ся в хат.. тесной, (не) л..жит?ся на печи.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
2.Игра «Фокусник». Работа в парах.
- Превратите личные глаголы в безличные.
Личные глаголы
Безличные глаголы
Ветер дует в окно.
В окно сильно дует
Гроза зажгла дерево.
Грозою зажгло дерево.
Дождь льёт как из ведра.
На улице льёт как из ведра.
Липы сладко пахнут.
Сладко пахнет липами.
Вктер сломал осину.
Ветром сломало осину.
З.Сейчас предлагаю вам поработать в группах. (Объединитесь в группы) Группы получают разноуровневые задания.
Задание: Замените двусоставные предложения безличными.
• Приближался рассвет. - ?
• Наступает вечер. - ?
• В этот ясный, солнечный день все хорошо работали. - ?
• Мы долго не хотели уходить из зимнего леса. - ?
• Мой друг по вечерам не сидит дома. - ?
• От волнения мы долго не спали. - ?
Каким образом нам удалось преобразовать предложения? (Использовали в роли сказуемого безличные глаголы, которые обозначают действие без указания на действующее лицо).
Задание: Выписать из общего количества предложений безличные.
1. Прогремело вдали.
2. Шумит в ушах.
З.Лес задумчиво шумит.
4. Наступает праздничный вечер.
5. Весной не сидится дома.
6. Долго мне не спалось.
7. Где-то далеко прогремело эхо.
8. В поле пахнет мёдом.
9. Солнце начинает спускаться, край неба темнеет.
10. Начинало уже заметно смеркаться.
11. В лесу легко дышится.
12. Весь день то моросило, то прояснивало.
4.-И в качестве итоговой проверочной работы выполним тест. Работа фронтальная
Тест 1 «(фронтальная работа)
1. Укажите предложение, в котором глагол в форме 2-го лица передаёт обобщённое значение (действие любого человека).
1) Богатырь ты будешь с виду и казак душой.
2) Мало ешь — долго будешь сытым, много ешь — быстро становишься голодным.
2. Укажите конструкцию с глаголом 3-го лица в безличном значении.
1) Трава пахнет свежестью.
2) Пахнет свежестью от травы.
3. Назовите предложение с безличным глаголом.
1) От реки повеяло прохладой
2) Над рекой расстилался туман
3) Туристы с трудом преодолели подъем.
(Презентация . Слайды 23.Ключ к тесту 1—2, 2—2, 3— 1
5. Творческая работа.
(Слайд 22). Обучающиеся знакомятся с высказыванием Д.С. Лихачева:
«Учиться говорить и писать нужно всё время»
-Составьте текст, используя безличные глаголы.
-В разных видах искусств мы найдем замечательные выражения чувств, настроений и образов осени. Самый известный художник И. И. Левитан -один из самых любимых и признанных русских пейзажистов. С творчеством этого мастера в русскую живопись вошло понятие пейзажа-настроения. Не менее замечательное полотно - картина Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень» (Слайд 23).
помните, что безличные глаголы обозначают явления природы, физическое и психическое состояние человека.
Х.Рефлексия. Итог урока.
-Какие цели мы ставили в начале урока? Задачи выполнили?
- Какие глаголы называются безличными?
-Какие признаки этих глаголов вы запомнили?
- Выставление оценок
ХI. Задание на дом.§ 87,
1 группа- написать сочинение- миниатюру , начав его с безличного глагола . Например: « Светало» или « С вечера стало морозить ещё сильнее».
2группа - упражнение 511
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авторская программа М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н. М. Шанского . Москва, «Просвещение»,2005 год, 6-е
2. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская , Л.А.Тростенцова и др. Москва, « Просвещение» 2010 год.
3. Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. – М., 2004.
4. БеляеваО.В. «Универсальные поурочные разработки по русскому языку», 6 класс .Москва «Вако»2009 г.
5. .Граник.Г.Г. «Секреты орфографии» . М. «Просвещение»1991 г.
6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, слушателей ИПК. – Ростов н/Д, 2004.
7. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III. Проблемные уроки. – Ростов н/Д, 2006.
8.Францман Е.К. « Сборник диктантов по русскому языку, 5-9 классы» Москва, «Просвещение»
9. http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал.