kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку по теме "Безличные глаголы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация к уроку по русскому языку

Название работы:  Безличные глаголы, 6 класс

Цели и задачи учебного занятия:

Обучающие: познакомить учащихся с безличными глаголами путём исследовательской работы учащихся с помощью  деятельностного подхода в обучении.

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку,  к совместному поиску,  воспитания культуры общения в парах, в группе со сверстниками.

 

Деятельностный подход в обучении предполагает, что:

- знания приобретаются и проявляются только в деятельности;

- за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Безличные глаголы" »

Тема: Безличные глаголы.

Цели:

Обучающие:

  1. Ознакомление учащихся с понятием «безличный глагол», с лексическими группами безличных глаголов.

  2. Совершенствование умения находить грамматическую основу предложения.

  3. Обучение конструированию предложений с безличными глаголами.

Развивающие:

  1. Формирование умения отличать безличные глаголы от личных , находить безличные глаголы в предложении и тексте, определять их синтаксическую роль.

  2. Развитие умения оценивать результаты выполненных действий, обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы, определять закономерности.

Воспитательные:

  1. Развитие культуры речи учащихся, культуры ответа.

  2. Развитие творческого воображения учащихся



Тип урока: урок изучения нового материала.



Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Учитель читает стихотворение, предварительно дает задание:

Прослушайте стихотворение – загадку. О чем идет речь? Что это?

Что без меня предметы?

Лишь названия.

Но я приду – все в действие придет.

Летит ракета, люди строят здания, и рожь в полях растет.

(Учащиеся предполагают, что это глагол).

Учитель: -Да, это глагол. Мы уже много знаем об этой части речи. Давайте вспомним что это.

(Учащиеся называют признаки глагола, приводят примеры).

Учитель: - Сегодня нам предстоит знакомство с группой очень интересных глаголов. Чем они интересны и как они называются – пока это секрет, который нам с вами предстоит разгадать. Представьте, что они потеряли свое имя, а мы поможем его найти. Вы, наверное, обратили внимание, что на доске записано число, но не записана тема урока. Как вы думаете почему? Потому что тему урока предстоит сформулировать в ходе работы.

Учитель: - Вернув глаголам потерянное имя, мы выясним тему нашего урока, вернее, вы должны сформулировать ее самостоятельно. Кроме того, мы научимся отличать эти глаголы от других , находить их в предложении, а также составлять с ними новые предложения.

Итак, выполняем первое задание. Разделите данные предложения на две группы. Принцип распределения выбираете самостоятельно.

(На доске -презентация слайд № записаны предложения).

Выпал снег. Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано. Мой друг тоже не спит.

Учитель: -На какие две группы вы разделили предложения. Обоснуйте свой ответ.

(Выделяют две группы:

  1. предложения с обоими главными членами

  2. предложения с одним главным членом.)

Учитель: -Работаем со второй группой предложений.

(презентация – слайд № . Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано.)

Что общего, кроме того, что это односоставные предложения, вы заметили?

(главный член предложения один, это сказуемое).

Учитель: - а что можно сказать о подлежащем? Требуется ли оно в таких предложениях?

(Его нет и не нужно).

Учитель: - Есть ли здесь действующее лицо? (нет) То есть, какие это глаголы? (без лица) Значит имя у них…(безличные глаголы).

Учитель: -Правильно, это безличные глаголы. Давайте дадим определение безличных глаголов. ( безличные глаголы, это глаголы, которые обозначают действия без действующего лица, которые происходят сами по себе).

Учитель: - А как можно изобразить безличный глагол? Перед вами чистые листы бумаги (небольшие квадраты) изобразите безличный глагол так, как вы его представляете, а потом мы выберем самый удачный вариант.

Учитель: - Итак, с работой справились, молодцы. Рисунки далеко не убираем, они нам еще потребуются. А сейчас еще одно задание: безличные глаголы спрятались в предложениях (предложения записаны на доске). Игра «Кто зоркий?». Зоркий тот, кто распознает в предложениях безличные глаголы. Для этого используем наши рисунки. Прикрепите свой рисунок рядом с предложением, где прячутся безличные глаголы (первым к доске выходит тот, кто первым поднял руку). В это время все остальные подчеркивают грамматическую основу предложения. Учащиеся у доски должны доказать, что в предложениях, которые они отметили, действительно есть безличный глагол.

Пахло милым тлением осени.

Подморозило, и воздух стал свежим.

Веет с поля ночная прохлада.

В одну минуту дорогу занесло.

Учитель: - Обратите внимание, чем выражены сказуемые во всех отмеченных нами предложениях (безличными глаголами в форме прошедшего времени). Какую закономерность заметили? ( если затрудняются с ответом, дать задание определить род и число безличных глаголов в этих предложениях).

Учитель: - Итак, продолжите предложение: В прошедшем времени безличные глаголы употребляются… (только в форме среднего рода единственного числа).

Учитель: - Давайте рассмотрим следующие предложения:

Сегодня мне нездоровится. Знобит и лихорадит. Я встал с постели и почувствовал, что в ушах звенит и рябит в глазах. Приехал врач, осмотрел меня, выписал лекарства.

Учитель: - Определите время и лицо у данных безличных глаголов.

Продолжите предложение: В настоящем и будущем времени безличные глаголы употребляются …(только в форме 3 лица единственного числа).

Учитель: - Многие личные глаголы в предложении могут выступать в значении безличных. Давайте сравним данные предложения, и выясним в каком предложении личный глагол – это личный глагол, а в каком личный глагол выступает в роли безличного.

Дерево темнеет вдали. В лесу быстро темнеет.

Ребенок спит. Ему не спится.

Учитель: - А что обозначают глаголы в данных предложениях? (явление природы, состояние человека).

Закрепление изученного (групповые дифференцированные задания по карточкам. Кроме задания, есть инструкция для слаженности работы и подготовки консультантом одного выступающего от группы с отчетом)


Варианты тестов.

                                                     3-й уровень

 Укажите, к какой группе по значению относятся следующие безличные глаголы:

  а) обозначение явлений природы и состояния окружающей среды;

  б) физическое или психическое состояние живого существа;

  в) наличие, отсутствие, недостаток чего-либо.

   1)вечерело                                4) думается

   2) спится                                    5) пахло                                             8) хватит

   3) нездоровится                      6) работается                                    9) недостает

  

                                                     2-ой уровень

  Определите, в каких предложениях употреблен личный глагол, а в каких – личный глагол в безличном значении.

   1. Пахло зацветающей рожью.

   2. Растение сильно пахнет.

   3. Из-за туч тянет ветром.                                     а) личный глагол

   4. Он тянет лошадь под уздцы.

   5. Темнело быстро.                                          б) личный глагол в безличном

   6. Что-то темнело вдали. значении

   7. С крыши капало.

   8. Молоко капало на пол.

                                                                                                                                             

 

                                                      

                                                              1-ый уровень

  Укажите номера предложений с безличными глаголами в роли сказуемого.

   1. Землю подморозило.

   2. Все похрустывает.

   3. Морозец освежает лица.     

   4. Пахнет ноябрем.

   5. Ветерок за собой манит.

   6. Нам дома не сидится.



1 группа.

Выбрать из текста предложения с безличными глаголами и прокомментировать свой выбор

Землю подморозило. Беспокойный ветерок за собою манит. И морозец молодой освежает лица. Нам с тобой в денек такой дома не сидится.

2 группа.

Задание то же.

Как лебяжьим пухом пышно тропку к дому замело. Ветви берез и хвоя сосен оделись в стеклянные чехольчики. Все похрустывает и позванивает. Подморозило на славу!

3 группа.

Задание то же.

Вчера здорово подсыпало снегу. И немного таяло. Но зима до сих пор не сдается.

(Инструкция в помощь консультантам из состава сильных учеников для подготовки выступающего с защитой работы группы: для доказательства необходимо отметить следующие признаки предложений с безличными глаголами:

  1. есть ли в предложении подлежащее;

  2. что обозначает безличный глагол (состояние природы, человека);

  3. какой формой выражен безличный глагол (3 лицом настоящего времени или средним родом прошедшего времени)



Работа с учебником (упр.511).Аналитическая беседа. Усвоение учащимися алгоритма обнаружения безличных глаголов в предложении и определения их грамматических признаков. Развитие речи.

 Выводы:

   1. Безличные глаголы обозначают действие без действующего лица.

   2. По значению безличные глаголы делятся на 4 группы :

       а) состояние природы;

       б) состояние человека;

       в) различные модальные значения;

       г) мера наличия чего-нибудь.

   3. Безличные глаголы изменяются по временам.

   4. Безличные глаголы имеют только форму 3-его лица единственного числа настоящего времени, форму среднего рода единственного числа прошедшего времени., имеют форму условного наклонения.

   5. Безличные глаголы имеют постоянные категории: вид, спряжение, возвратность.

   6. Безличные глаголы могут быть образованы от личных с помощью суффиксов – ся, -сь.

   7. В безличном значении могут быть использованы личные глаголы.

   8. В предложении безличные глаголы выступают в роли сказуемого, при них нет подлежащего, следовательно, они употребляются в односоставных безличных предложениях.


Рефлексия:

Сегодня на уроке я : …

  • - не ударил лицом в грязь;

  • - ломал голову;

  • - держал себя в руках;

  • - был в ударе;

  • - был не в своей тарелке;

  • - был ни рыба, ни мясо;

  • - не лез за словом в карман;

  • - звёзд с неба не хватал;

  • - плыл по течению;

  • - брал быка за рога;

  • - добился своего;

  • - гнался за двумя зайцами;

  • - находил выход из положения;

  • - убивал время зря;

  • - работал, не покладая рук;

  • - язык проглотил.


Домашнее задание: §87, упр.516



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку по теме "Безличные глаголы"

Автор: Сергалеева Мария Эздаевна

Дата: 22.06.2014

Номер свидетельства: 107809

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока русского языка в 6 классе "Категория состояния" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-katieghoriia-sostoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "220305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434574812"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока русского языка в 11 классе "Лингвистические задания в комплексном анализе текста" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-11-klassie-linghvistichieskiie-zadaniia-v-komplieksnom-analizie-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "215408"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432665121"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "конспект урока "Безличные  глаголы""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekturokabiezlichnyieghlagholy"
    ["file_id"] => string(6) "267127"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450294105"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока русского языка с элементами методики здоровьесберегающего обучения "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-s-eliemientami-mietodiki-zdorov-iesbierieghaiushchiegho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "129420"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415707223"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока русского языка на тему "«Определенно-личные предложения»" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-opriedielienno-lichnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "221963"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435694144"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства