Конспект урока по русскому языку по теме "Безличные глаголы"
Конспект урока по русскому языку по теме "Безличные глаголы"
Аннотация к уроку по русскому языку
Название работы: Безличные глаголы, 6 класс
Цели и задачи учебного занятия:
Обучающие: познакомить учащихся с безличными глаголами путём исследовательской работы учащихся с помощью деятельностного подхода в обучении.
Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, к совместному поиску, воспитания культуры общения в парах, в группе со сверстниками.
Деятельностный подход в обучении предполагает, что:
- знания приобретаются и проявляются только в деятельности;
- за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Безличные глаголы" »
Тема: Безличные глаголы.
Цели:
Обучающие:
Ознакомление учащихся с понятием «безличный глагол», с лексическими группами безличных глаголов.
Совершенствование умения находить грамматическую основу предложения.
Обучение конструированию предложений с безличными глаголами.
Развивающие:
Формирование умения отличать безличные глаголы от личных , находить безличные глаголы в предложении и тексте, определять их синтаксическую роль.
Развитие умения оценивать результаты выполненных действий, обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы, определять закономерности.
Воспитательные:
Развитие культуры речи учащихся, культуры ответа.
Развитие творческого воображения учащихся
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель читает стихотворение, предварительно дает задание:
Прослушайте стихотворение – загадку. О чем идет речь? Что это?
Что без меня предметы?
Лишь названия.
Но я приду – все в действие придет.
Летит ракета, люди строят здания, и рожь в полях растет.
(Учащиеся предполагают, что это глагол).
Учитель: -Да, это глагол. Мы уже много знаем об этой части речи. Давайте вспомним что это.
(Учащиеся называют признаки глагола, приводят примеры).
Учитель: - Сегодня нам предстоит знакомство с группой очень интересных глаголов. Чем они интересны и как они называются – пока это секрет, который нам с вами предстоит разгадать. Представьте, что они потеряли свое имя, а мы поможем его найти. Вы, наверное, обратили внимание, что на доске записано число, но не записана тема урока. Как вы думаете почему? Потому что тему урока предстоит сформулировать в ходе работы.
Учитель: - Вернув глаголам потерянное имя, мы выясним тему нашего урока, вернее, вы должны сформулировать ее самостоятельно. Кроме того, мы научимся отличать эти глаголы от других , находить их в предложении, а также составлять с ними новые предложения.
Итак, выполняем первое задание. Разделите данные предложения на две группы. Принцип распределения выбираете самостоятельно.
(На доске -презентация слайд № записаны предложения).
Выпал снег. Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано. Мой друг тоже не спит.
Учитель: -На какие две группы вы разделили предложения. Обоснуйте свой ответ.
(Выделяют две группы:
предложения с обоими главными членами
предложения с одним главным членом.)
Учитель: -Работаем со второй группой предложений.
(презентация – слайд № . Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано.)
Что общего, кроме того, что это односоставные предложения, вы заметили?
(главный член предложения один, это сказуемое).
Учитель: - а что можно сказать о подлежащем? Требуется ли оно в таких предложениях?
(Его нет и не нужно).
Учитель: - Есть ли здесь действующее лицо? (нет) То есть, какие это глаголы? (без лица) Значит имя у них…(безличные глаголы).
Учитель: -Правильно, это безличные глаголы. Давайте дадим определение безличных глаголов. ( безличные глаголы, это глаголы, которые обозначают действия без действующего лица, которые происходят сами по себе).
Учитель: - А как можно изобразить безличный глагол? Перед вами чистые листы бумаги (небольшие квадраты) изобразите безличный глагол так, как вы его представляете, а потом мы выберем самый удачный вариант.
Учитель: - Итак, с работой справились, молодцы. Рисунки далеко не убираем, они нам еще потребуются. А сейчас еще одно задание: безличные глаголы спрятались в предложениях (предложения записаны на доске). Игра «Кто зоркий?». Зоркий тот, кто распознает в предложениях безличные глаголы. Для этого используем наши рисунки. Прикрепите свой рисунок рядом с предложением, где прячутся безличные глаголы (первым к доске выходит тот, кто первым поднял руку). В это время все остальные подчеркивают грамматическую основу предложения. Учащиеся у доски должны доказать, что в предложениях, которые они отметили, действительно есть безличный глагол.
Пахло милым тлением осени.
Подморозило, и воздух стал свежим.
Веет с поля ночная прохлада.
В одну минуту дорогу занесло.
Учитель: - Обратите внимание, чем выражены сказуемые во всех отмеченных нами предложениях (безличными глаголами в форме прошедшего времени). Какую закономерность заметили? ( если затрудняются с ответом, дать задание определить род и число безличных глаголов в этих предложениях).
Учитель: - Итак, продолжите предложение: В прошедшем времени безличные глаголы употребляются… (только в форме среднего рода единственного числа).
Учитель: - Давайте рассмотрим следующие предложения:
Сегодня мне нездоровится. Знобит и лихорадит. Я встал с постели и почувствовал, что в ушах звенит и рябит в глазах. Приехал врач, осмотрел меня, выписал лекарства.
Учитель: - Определите время и лицо у данных безличных глаголов.
Продолжите предложение: В настоящем и будущем времени безличные глаголы употребляются …(только в форме 3 лица единственного числа).
Учитель: - Многие личные глаголы в предложении могут выступать в значении безличных. Давайте сравним данные предложения, и выясним в каком предложении личный глагол – это личный глагол, а в каком личный глагол выступает в роли безличного.
Дерево темнеет вдали. В лесу быстро темнеет.
Ребенок спит. Ему не спится.
Учитель: - А что обозначают глаголы в данных предложениях? (явление природы, состояние человека).
Закрепление изученного (групповые дифференцированные задания по карточкам. Кроме задания, есть инструкция для слаженности работы и подготовки консультантом одного выступающего от группы с отчетом)
Варианты тестов.
3-й уровень
Укажите, к какой группе по значению относятся следующие безличные глаголы:
а) обозначение явлений природы и состояния окружающей среды;
б) физическое или психическое состояние живого существа;
в) наличие, отсутствие, недостаток чего-либо.
1)вечерело 4) думается
2) спится 5) пахло 8) хватит
3) нездоровится 6) работается 9) недостает
2-ой уровень
Определите, в каких предложениях употреблен личный глагол, а в каких – личный глагол в безличном значении.
1. Пахло зацветающей рожью.
2. Растение сильно пахнет.
3. Из-за туч тянет ветром. а) личный глагол
4. Он тянет лошадь под уздцы.
5. Темнело быстро. б) личный глагол в безличном
6. Что-то темнело вдали. значении
7. С крыши капало.
8. Молоко капало на пол.
1-ый уровень
Укажите номера предложений с безличными глаголами в роли сказуемого.
1. Землю подморозило.
2. Все похрустывает.
3. Морозец освежает лица.
4. Пахнет ноябрем.
5. Ветерок за собой манит.
6. Нам дома не сидится.
1 группа.
Выбрать из текста предложения с безличными глаголами и прокомментировать свой выбор
Землю подморозило. Беспокойный ветерок за собою манит. И морозец молодой освежает лица. Нам с тобой в денек такой дома не сидится.
2 группа.
Задание то же.
Как лебяжьим пухом пышно тропку к дому замело. Ветви берез и хвоя сосен оделись в стеклянные чехольчики. Все похрустывает и позванивает. Подморозило на славу!
3 группа.
Задание то же.
Вчера здорово подсыпало снегу. И немного таяло. Но зима до сих пор не сдается.
(Инструкция в помощь консультантам из состава сильных учеников для подготовки выступающего с защитой работы группы: для доказательства необходимо отметить следующие признаки предложений с безличными глаголами:
есть ли в предложении подлежащее;
что обозначает безличный глагол (состояние природы, человека);
какой формой выражен безличный глагол (3 лицом настоящего времени или средним родом прошедшего времени)
Работа с учебником (упр.511).Аналитическая беседа. Усвоение учащимися алгоритма обнаружения безличных глаголов в предложении и определения их грамматических признаков. Развитие речи.
Выводы:
1. Безличные глаголы обозначают действие без действующего лица.
2. По значению безличные глаголы делятся на 4 группы :
а) состояние природы;
б) состояние человека;
в) различные модальные значения;
г) мера наличия чего-нибудь.
3. Безличные глаголы изменяются по временам.
4. Безличные глаголы имеют только форму 3-его лица единственного числа настоящего времени, форму среднего рода единственного числа прошедшего времени., имеют форму условного наклонения.
5. Безличные глаголы имеют постоянные категории: вид, спряжение, возвратность.
6. Безличные глаголы могут быть образованы от личных с помощью суффиксов – ся, -сь.
7. В безличном значении могут быть использованы личные глаголы.
8. В предложении безличные глаголы выступают в роли сказуемого, при них нет подлежащего, следовательно, они употребляются в односоставных безличных предложениях.