1.Организационный момент. Ребята, нам всем приятно, когда рядом человек с хорошим настроением. Всем становится радостно и тепло. Давайте и мы будем поддерживать хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день.
В класс пришёл – не хмурь лица,
Будь весёлым до конца!
Ты не зритель и не гость ,
А программы нашей гвоздь!
Не ленитесь, улыбайтесь,
Всем законам подчиняйтесь!
А закон у нас такой: Все в учёбу с головой !
- Итак, принимаемся за работу.
2.Актуализация знаний.
Стук в дверь. Заходит “глагол” (ученик старших классов).
1. Глагол : Здравствуйте, мои друзья!
К вам спешил я на урок не зря,
Мне хотелось очень знать:
Сумеете ли вы меня узнать!
Часть речи я – самостоятельная,
Люблю я действовать, друзья,
Ещё легко спрягать меня.
Могу вдруг стать возвратным,
Прошедшим, непонятным.
Могу я сделать исключение,
Меня узнайте без сомнения!
- Кто же я?
Дети: Глагол!
3. Сообщение темы и цели урока
Учитель : Есть необычная страна, Которой не найдёшь на глобусе, Для нас доступна будет лишь она Вот здесь на нашей карте. И путешествовать по неё Отправимся мы снова, А называется она - страна Глаголия. Учитель: Ребята! Сегодня у нас не простой урок, а урок-путешествие. Отправимся мы в сказочную страну - Глаголию, поплывем на корабле с дядюшкой Глаголем (на доске плакат-карта). Чтобы нам попасть в эту страну, Вам надо будет вспомнить все, что вы знаете о глаголе. По пути нам придется останавливаться на каждом острове и выполнять задания, которые нам предложат друзья дедушки Глагола. Но для начала нам всем необходимо попасть на корабль. Он тоже волшебный. Если вы ответите на мой вопрос правильно, то мы сможем отплыть в сказочную страну: 4. Систематизация знаний.
-Что же такое глагол? ( уч-ся отвечают «цепочкой»)
Учитель: - В стране Глаголии обитают глагольные жители, которых вы все хорошо знаете. Вспомнить их помогут нам филворды.
Работа в группах решение филвордов
1.АЛКОУТДИВТДОП
2.КОЛВСПРЯЖЕНИЕОЛОДЩШГ
3.БОЛДЖЭОЦИЛБЮЩЗЖ
4. ВУДЭЗКОЛСИЧЛЬШЩЗ
5.ВПЕКОЛВРЕМЯРЦУКЕВ
2.Глагол: Молодцы, мои друзья!
В вас всегда уверен я!
Закрепление понятия о неопределенной форме глагола.
Учитель :Глагол - настоящий богатырь среди частей речи. Он имеет: лицо, время, вид, спряжение Никакая другая часть речи не имеет столько форм. Глагол и работник хороший. Всегда при деле, всегда с кем-то связан. Итак, наш корабль добрался до первого острова.
На нем живет подруга дедушки Глагола. А называют ее - Неопределенной форма. На какой вопрос отвечает глагол в неопределенной форме?
Выполнение разноуровневых заданий.
1 уровень зелёный цвет карточки (для слабых)
№1 Образуй от данных имён существительных глаголы. Напиши.
Рассказ, разговор, крик, бег, свет, зелень
2 уровень красный цвет карточки (для средних)
№1 Образуй от данных имён прилагательных глаголы. Напиши. Светлый, грустный, молчаливый, жёлтый, синий, весёлый
3 уровень жёлтый цвет карточки (для сильных)
№1 образовать3 глагола от существительных, 3 от прилагательных.
Подплываем ко второму острову. Остров « Видовой»
3.глагол
Есть братья у меня – Неразлучные друзья. Отвечают на вопросы, На глагольные, как я. В чём различье между ними? Догадайтесь, кто такие?
Учитель :- Чем различаются совершенный и несовершенный виды?
(Ответ: они различаются по вопросам и по значению. Глаголы несовершенного вида обозначают действие как процесс, т.е. незавершённое действие; а глаголы совершенного вида – завершённое действие, т.е. как результат).
- Ребята! А теперь давайте поработаем.
Выполнение разноуровневых заданий
1 уровень зелёный цвет карточки (для слабых)
№2 В первый столбик записывать слова совершенного вида, а во второй столбик - несовершенного вида: сварил, думал, шумел, потрудился, устал, катался.
2 уровень красный цвет карточки (для средних)
№2 От данных глаголов при помощи приставок образуй однокоренные глаголы совершенного вида Вязать, тянуть, молчать, тащить, чинить, цвести. 3 уровень жёлтый цвет карточки (для сильных)
№ 2 От данных глаголов образуй однокоренные глаголы. Напиши их в два столбика. Что делать? Что сделать? Копать, оторвать, пахнуть, заснуть, солить , рыть
Учитель: - С глагольными жителями видами мы поработали. Я предлагаю вам продолжить наше путешествие. А наш верный спутник Глагол поведёт нас дальше по островам страны Глаголии.
4. глагол
Я так же, как и человек, Жил, буду жить, живу И целый век Служить я рад образованью новых форм: Простых и сложных, С суффиксом и нет, Иль действием, происходящим в сей момент. О чём я говорю, ребята, угадаете?
Ученик
Этот хитренький глагол
Себе время изобрёл.
«Ухожу», - кричит сегодня.
«А вчера, - кричит, ушёл».
«Завтра, - скажет, я уйду!»
Позавидуйте ему!
Учитель Вот и третий остров. Живут здесь три брата дядюшки Глагола - Времена. Какие времена глагола вы знаете? На какие вопросы ониотвечают? Вы уже знаете, какой глагол бывает красивый. На доске он нам написал рассказ о том, что с кем однажды произошло.
Работа по группам записать рассказ в своём времени.
1группа в настоящем времени , 2 - прошедшем , 3- будущем.
Я идти на рынок. Выбирать себе красивую шляпку. Поторговаться с продавцом, отсчитывать деньги. И, наконец, купить себе бейсболку.
Учитель Вот и четвёртый остров « Прошедшего времени»
- Какую особенность имеют гл. прошедшего времени в своём составе?(суффикс Л и суффикс из начальной формы)
1 уровень
№ 3;. Поставь данные в скобках глаголы в прошедшем времени . Свежая струя (пробежать) по моему лицу. Я (открыть) глаза: утро (начинаться). Ещё нигде не (румяниться) заря, но уже забелелось на востоке. Бледно-серое небо (светлеть, холодеть, синеть). Звёзды то (мигать) ярким светом, то (исчезать).
Учитель : И с этим вы справились. Этот остров вам под силу, а впереди пятый остров, где живут два сына глагола.
- Вспомните , что мы о них знаем?
Остров «Спряжения»
5 Глагол
На практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить прочно.
Вставьте окончание глагола в ед. числе
1вариант
пиш
т
блещ
т
чита
т
хлещ
т
смотр
т
воп
т
реша
т
точ
т
лета
т
подыма
т
дыш
т
тороп
т
дремл
т
плещ
т
открыва
т
крепн
т
держ
т
топ
т
роня
т
груст
т
1
Вставьте окончание глагола в ед. числе
2 вариант
дума
шь
визж
шь
мысл
шь
храп
шь
мечта
шь
плач
шь
говор
шь
пищ
шь
замеча
шь
стон
шь
вид
шь
во
шь
стро
шь
ла
шь
прыга
шь
плещ
шь
дар
шь
зелене
шь
приход
шь
груст
шь
2
Учитель:
- С глагольными жителями временами мы расстаёмся. Куда же нам предстоит отправиться дальше?
Остров «– ТСЯ -, - ТЬСЯ - не – ЦА!»
Остров « Литературный»
-Отправляемся к новому острову. Нам сейчас могут предложить ПОЕСТЬ, а мы уже ПООБЕДАЛИ. Что мы ответим? Я уже покушал(а) или уже поел(а).
- А по нормам литературного языка правильно нужно говорить так. При подлежащем Я нужно использовать формы глагола: ЕМ, ПОЕМ, ЕЛ, БУДУ ЕСТЬ. А с местоимением ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ – КУШАТЬ И ПОКУШАТЬ.
Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали.
- В этом году на соревнованиях области я обязательно победю…, нет побежу… - замялся Саша. - Эх ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить, - засмеялся Диас. - А как же сказать правильно? Подумайте!
Работа в группах. Выслушиваются ответы. Дети убеждаются, что глагол “победить” в 1-ом лице не употребляется.
Учитель: Действительно, в русском языке некоторые глаголы в 1-ом лице не могут употребляться.
На доске появляется плакат:
Однако ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержать победу, буду пылесосить или чищу пылесосом.
- Вот на какой интересной станции побывали мы. Теперь будем следить за речью и говорить правильно.
Остров «Занимательный»
Работа в группах. Найдите одинаковые слова. Определите части речи выделенных слов в предложении.
Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
Снежное покрывало все поле покрывало.
Ведро дало течь, и вода стала течь.
Мы ели вкусное мороженое. Вокруг росли красивые ели.
- Наше путешествие заканчивается, но прежде мы должны побывать еще на одной станции, и именно на ней подвести итог нашего путешествия. А станция называется «КОРРЕКТОР», а вы юные корректоры.
КОРРЕКТОР(лат.). Работник типографии или издательства, занимающийся исправлением ошибок в оттиске типографского набора
- Сейчас вы будете работать в группах. Этот текст пытался корректировать Слушок, но он мог допустить ошибки. Проверьте! Найдите их, исправьте карандашом
ТЕКСТ для работы в парах .Глазастые охотники.
Взглените в глаза стрекозе, сидящей на веточки. Если сможите асторожно приблизица к ней, то взглянете в глаза и удевитесь. Глаза не просто большие. Глаза огромные, круглые и гладкие, как бАка глобуса. Сверкают глаза на сонце, отражают весь мир.
Потом она взлитит. И вы услышете шелест ее сильных крыльев. Или неуслышете , но увидете, как крылья в движении засветяться, заиграют в солнечных лучах.
Стрикозы – прожорливые хищники, охотятяться с мая до осени.
Исправленный текст.Взгляните в глаза стрекозе, сидящей на веточке. Если сможете осторожно приблизиться к ней, то взглянете в глаза и удивитесь. Глаза не просто большие. Они огромные, круглые и гладкие, как бока глобуса. Сверкают на солнце, отражают весь мир.
Потом она взлетит. И вы услышите шелест ее сильных крыльев. Или не услышите, но увидите, как крылья в движении засветятся, заиграют в солнечных лучах.
Стрекозы – прожорливые хищники, охотятся с мая до осени.
СТАНЦИЯ «Тестовая»
Проверочный тест по теме «Глагол»
1 вариант
1. Указать глагол
А) осенью Б) напишет В) письменный
2. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы:
А) что делал? Что сделал? Б) Что сделает? Что будет делать?
В) что делать? Что сделать?
3. Определи глаголы прошедшего времени
А) вылетит Б) осветило В) засвистят
4. Выбери глаголы женского рода
А) прилетела Б) наполнил В) прошло Г) подумала
5. Какие глаголы изменяются по лицам?
А) прошедшего времени Б) настоящего времени В) будущего времени
6. Если глагол в неопр форме оканчивается на ЯТЬ, ЕТЬ, ОТЬ, то
А) 1 спряжения Б) 2 спряжения
7. Укажите предложение с глаголом 2 лица единственного числа
А) В наш дом приходят гости
Б) А вы делаете зарядку?
В) Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
8. В каком предложении глагол употреблен в будущем времени?
А) Вылетела на солнышко первая бабочка.
Б) По вечерам у костров звучат песни.
В) Мы будем строить новый дом.
9. Найти глаголы 1 спряжения
А ) Дышать Б) думать В) увидеть Г ) полоть Д) строить
10. В окончаниях каких глаголов пишется И?
А)Пиш_т Б) се_т В) гон_т Г) друж_т Д) реша_т
Проверочный тест по теме «Глагол»
2 вариант
1. Указать глагол
А) веселье Б) радостный В) радовать
2. Как изменяются глаголы прошедшего времени?
А) по числам Б) по падежам В) по родам
3. Определи глаголы будущего времени
А) пролетела Б) чирикает В) нарисую
4. Выбери глаголы среднего рода
А) написал Б) пробежало В) запищала Г) взошло
5. Как определить лицо глагола?
А) по окончанию Б) по вопросу В) по местоимению
6. Если глагол в неопр. форме оканчивается на ИТЬ, то
А) 2 спряжения Б) 1 спряжения
7. Укажите предложение с глаголом 2 лица множественного числа
А) В наш дом приходят гости
Б) А вы делаете зарядку?
В) Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
8. В каком предложении глагол употреблен в настоящем времени?
Итак, путешествие закончилось! Кому понравилось путешествие? А в доказательство тому, что вам понравилось путешествовать, дома нарисуйте страну Глаголию со всеми станциями, на которых вы побывали. И по желанию расскажите о новой станции, на перроне которой хотелось бы вам выйти.
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(190) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ»."
["seo_title"] => string(94) "konspiekturokarusskoghoiazykavusloviiakhriealizatsiifgosv5klassiepotiemiebukvyoavkornielaglozh"
["file_id"] => string(6) "332717"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1465132203"
}
}