Тема: I и II спряжение глаголов. (Урок русского языка в 4 классе)
Цель: научить различать глаголы I и II спряжения.
Задачи:
Познавательные:
- дать представление о I и II спряжении глаголов;
- познакомить с окончаниями I и II спряжения глаголов;
- сформулировать алгоритм и схему для определения спряжения глаголов;
- формировать умения различать окончания глаголов I и II спряжения;
Развивающие:
- развивать умение спрягать глаголы с ударными окончаниями;
- развивать связную речь учащихся; логическое мышление, память;
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма, чувство взаимопомощи, нравственные качества, эмоциональную и эстетическую культуру учащихся.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
2. Актуализация знаний
Есть необычная страна,
Которой не найдёшь на карте,
Для нас доступна будет лишь она
Вот здесь на нашей парте.
И путешествовать в неё
Отправимся мы снова,
А называется она
Страна царя Глагола.
-Мы с вами отправляемся в страну царя Глагола. Сегодня познакомимся с двумя его сыновьями. И поможет нам в этом весь глагольный народ. Итак, готовы?
3. Минутка чистописания.
1. Ж ж
2. аж еж жи жд
3. оживают чувствуют льёт сажаем бежишь
(1 и 2 строчки закрыты)
- Прочитайте слова третьей строчки.
- Что в них общего?
-Узнайте букву, которую мы будем писать. Эта буква находится в глаголе 3 лица, множественного числа, в корне слова и обозначает согласный, парный, звонкий, всегда твёрдый звук. (Буква Ж)
Запись 1 и 2 строчки.
- Запишите глаголы.
- Обозначьте орфограммы.
- Укажите лицо и число.
4. Словарная работа.
- Перед вами зашифрованное с помощью геометрических фигур слово.
Р Ь Е О Г Т
- Используя шифр, узнайте слово. (Это слово «гореть»)
- Что означает слово «гореть»? (Гореть – уничтожать огнём,)
- Какие ещё значения может иметь это слово?
- Какая орфограмма в этом слове?
- Народная мудрость гласит: «Добро не г_рит, не тонет».
- Как вы понимаете её?
5. Создание проблемной ситуации.
- Определите лицо и число глаголов.
- Выделите окончания.
- Что заметили?
- Почему глаголы стоят в одной и той же форме, а окончания у них разные?
- Хотите раскрыть эту тайну?
- Тогда мне понадобится ваша помощь.
6. Новый материал.
1. Рассказ учителя
-Итак, было у царя два сына. Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им:
«Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю я вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать».
– И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи.
- Что же они придумали, мы узнаем, если проспрягаем глаголы. (Глаголы написаны на доске.)
2. Работа у доски. Спряжение глаголов «расти», «журчать».
- Выделите личные окончания глаголов первого столбика.
- Что заметили? (В окончаниях глаголов первого столбика есть буква «е»)
- Выделите личные окончания глаголов второго столбика.
- Что заметили? (В окончаниях глаголов второго столбика есть буква «и»)
- Решили сыновья, что: первый будет править глаголами, которые имеют окончания: ешь, ет, ем, ете, ут, ют. И зовут его – I спряжение.
Второй будет править глаголами, которые имеют окончания: ишь, ит, им, ите, ат, ят. И зовут его – II спряжение.
- Пришли сыновья к царю и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении своего государства на два разных царства.
- Так почему у глаголов «горит», «тонет» разные окончания?
7. Физкультминутка.
(Если глагол I спряжения – приседаем, если глагол II спряжения – наклон вперёд)
Идёшь, шумишь, шуршите, поёшь, плывут, звенят, лежит, растём, кричите, горишь, цветёт, говорим.
8. Задания царя Глагола.
1 задание.
- Напишите глаголы в два столбика по спряжениям. Выделите окончания.
(задание выполняется с комментированием)
Бегаешь, чистим, светит, играем, шумит, греешь, слышишь, летают, спешат, плывут.
2 задание.
Упражнение №58 стр.79
I вариант – выписать глаголы I спряжения
II вариант – выписать глаголы II спряжения
3 задание.
- Какое время года стоит на дворе?
- Какие чувства вы испытываете при наступлении весны?
- Спишите текст, Вставьте подходящие по смыслу слова, используя слова для справок.
Все мы___________ чувство радости при наступлении весны. Снег___________ с полей. Солнце щедро___________ свои тёплые лучи на землю. ______________ чудесная погода. В воздухе____________ голоса птиц.
- Прочитайте текст.
- Какой частью речи являются вставленные слова?
- Укажите лицо, число, спряжение глаголов.
8. Итог урока.
- Какое открытие сегодня на уроке вы для себя сделали?
- Какие глаголы относятся к I спряжению?
- Какие глаголы относятся ко II спряжению?
9. Домашнее задание.
Упражнение №59 стр. 80.