kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему "Глаголы - исключения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4-м классе по "Школа-2100" на тему: "Глаголы-исключения"

Цели и задачи:
1.    расширить знания детей по теме “Глагол”,
2.    видеть и знать глаголы-исключения, выделять их в тексте,
3.    мыслить творчески,
4.    развивать познавательную деятельность,
5.    творческую активность,
6.    умение анализировать и делать выводы,
7.    формировать у детей чувства ответственности и взаимопомощи.
Ход урока
1. Орг.момент.
- Я предлагаю совершить воображаемую экскурсию в удивительную страну.
Не добраться туда на поезде.
Не долететь на самолете.
Даже ракета не сумеет нас домчать туда.
Но у нас все есть:
Уши, чтобы слышать,
Глаза, чтобы видеть,
А сердце, чтобы все понять.
Хотите узнать, что это за страна? Это страна – Лингвиния. Жители этой страны – звуки, слова, предложения.
Каждый из вас получает свой Маршрутный лист , по которому мы и начитаем свой путь на Гору знаний в этой стране. В путь!
2. Чистописание с орф-м заданием.
- Я загадала слово. Вы будете отгадывать по букве и записывать заглавную и строчную. Итак, какую орфограмму вы видите в слове
ГЕНА, МОСТЫ, УДАВ, МОРЯ, РОДИНА, ЛИЦО
- Какой звук повторяется чаще?
ТКЕТ ТКАЧ ТКАНИ НА ПЛАТОК ТАНЕ,
Последнее слово – ДЕНЬ
(в результате появляется запись: Гг Оо Вв Оо Рр Ии Тт ь)
- Давайте проверим, какое слово у вас получилось…
(Заранее свечкой на бумаге написала слово “говорить”, затем закрашиваю лист акварельными красками, на глазах у детей слово проявляется)
- А оказывается, слово “говорить” может звучать и по-другому… Посмотрите по сторонам. Что вы заметили?
(Перед уроком на стенах развешиваю таблички со словами: “КАЛЯКАТЬ”,“БАХОРИТЬ”, “ГУТАРИТЬ”, “БАЯТЬ”)
- Посмотрите, как богат наш русский язык. Это исконно русские слова, но сейчас мы не используем в своей речи. Запишите их.
- Составьте предложение со словом “Говорить”. (Ответы детей)
- А я предлагаю вам пословицу:
Говорить – не устать, было бы что сказать.
Как вы ее понимаете? Давайте запишем эту пословицу.
3. Актуализация знаний.
- О чем мы будем сегодня говорить, вы узнаете, разгадав этот простой ребус.
На доске: . . . . . .
К Р Г О Л Н А Г Т Р О К С Л
-Какое слово получилось? (глагол) Итак, мы оказались на одном из островов Лингвинии-Глаголе. А чтобы наше путешествие было наиболее успеш-ным, давайте свой каждый следующий шаг оценивать + на полях Маршрутного листа. Каждый + это 1 успех. Кто же из вас станет наиболее успешным ?
БЛИЦ-ОПРОС
Глагол…
1.    обозначает…
2.    отвечает…
3.    имеет…
4.    бывают…
5.    изменяются…
6.    в предложении…
- Проверим ваши ответы. Каждый верный ответ- ваш маленький успех.(анализ)
- Давайте вспомним алгоритм наших действий, чтобы определить, какую гласную писать в безударном личном окончании глагола.
1. Ставим ударение.
2. Если окончание безударное, то:
- ставим глагол в… (н.ф.)
- смотрим, какой ….. перед -ть –
- если -и- -ll- спр. (пишу в окончаниях гласную И и -АТ- -ЯТ)
- если НЕ -И- -I- спр. (в оконч. Е и - УТ, - ЮТ)
- обозначаем орфограмму.
(Дети собирают и дополняют алгоритм)
-Проговорите данный алгоритм друг другу.
- Теперь продиктуйте своему соседу по 5 глаголов в настоящем времени. Определите спряжение этих глаголов. (Взаимопроверка)
- Проверив, подарите “Успех” своему соседу за каждый правильно определенный глагол.
4. Введение в тему.
Грамматическая сказка.
Давным-давно, когда нас с вами еще не было на свете, жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.
И было у царя 2 сына: l спряжение и ll спряжение. Призвал однажды царь Глагол своих сыновей и говорит им: “Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.” И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они 3 дня и 3 ночи и наконец решили: ll спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на - ить, а 1 спряжение – всеми остальными.
Пришли сыновья к отцу и сказали ему о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении государства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы:
Гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть, а так же брить, стелить. (По ходу на доску выставить карточки со словами). Пришли они к царю с просьбой:
-Милостивый государь, сделай нам исключение.
Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил им остаться в царстве ll спряжения. Но, чтобы не обиделся второй сын, отправил он в 1 спряжение два других глагола.
Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок. Какова же доля истины в этой сказке – давайте проверим на деле.
- Откройте упражнение 260. (Наблюдение над личными окончаниями)
5. Работа над запоминанием глаголов.
-Давайте попробуем жестами “оживить” эти глаголы. (Физминутка)
Повторяйте за мной.
- А теперь покажите по 5 глаголов жестами друг другу. Если ваш сосед по парте правильно вас поймет, то еще один “успех” вам обеспечен.
(Игра “Пойми меня”)
- Чтобы в дальнейшем не допускать ошибок при определении спряжений глаголов, авторы учебника предлагают вам выучить их в виде стихотворения. Я же хочу предложить вам другой вариант забавного стихотворения:
Ко второму же спряжению
Отнесем мы без сомнения,
Все глаголы, что на – ить,
Исключая брить, стелить.
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
- Выберите то, которое больше понравится, а дома выучите наизусть.
- А теперь давайте проведем предварительный подсчет ваших “успехов”
6. Закрепление материала с творческим характером.
- Я предлагаю вам показать свои способности. Какие вы творческие личности? Быть просто “успешным” и заработать + вы сможете, если составите предложения с глаголами- исключениями. Заработать двойной “успех” - составив рассказ- небылицу, используя данные глаголы. А тройной “успех” гарантирован тем, кто сочинит несколько стихотворных строк, используя в качестве рифмы глаголы-исключения.
(Включить музыку, пока дети работают)
7. Подведение итогов работы. Рефлексия.
Желающие ученики могут зачитать свои творческие работы.
- Как бы вы продолжили предложение: “Сегодня на уроке я…”
- Кто хочет зачитать свое высказывание?
(Ответы детей)
- Вы очень хорошо потрудились. Спасибо. Заканчивая наше путешествие по стране Лингвинии, давайте подведем итог. Насколько успешно вы продвинулись в изучении глаголов на сегодняшнем уроке. Кто набрал 19-20 + , тот самый уверенный путешественник. Отметьте на горе знаний, насколько высоко вы поднялись к вершине.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Глаголы - исключения" »

Урок русского языка в 4-м классе по "Школа-2100" на тему: "Глаголы-исключения"



Цели и задачи:

  1. расширить знания детей по теме “Глагол”,

  2. видеть и знать глаголы-исключения, выделять их в тексте,

  3. мыслить творчески,

  4. развивать познавательную деятельность,

  5. творческую активность,

  6. умение анализировать и делать выводы,

  7. формировать у детей чувства ответственности и взаимопомощи.

Ход урока

1. Орг.момент.

- Я предлагаю совершить воображаемую экскурсию в удивительную страну.

Не добраться туда на поезде.
Не долететь на самолете.
Даже ракета не сумеет нас домчать туда.
Но у нас все есть:
Уши, чтобы слышать,
Глаза, чтобы видеть,
А сердце, чтобы все понять.

Хотите узнать, что это за страна? Это страна – Лингвиния. Жители этой страны – звуки, слова, предложения.

Каждый из вас получает свой Маршрутный лист , по которому мы и начитаем свой путь на Гору знаний в этой стране. В путь!

2. Чистописание с орф-м заданием.

- Я загадала слово. Вы будете отгадывать по букве и записывать заглавную и строчную. Итак, какую орфограмму вы видите в слове

ГЕНА, МОСТЫ, УДАВ, МОРЯ, РОДИНА, ЛИЦО

- Какой звук повторяется чаще?

ТКЕТ ТКАЧ ТКАНИ НА ПЛАТОК ТАНЕ,

Последнее слово – ДЕНЬ

(в результате появляется запись: Гг Оо Вв Оо Рр Ии Тт ь)

- Давайте проверим, какое слово у вас получилось…

(Заранее свечкой на бумаге написала слово “говорить”, затем закрашиваю лист акварельными красками, на глазах у детей слово проявляется)

- А оказывается, слово “говорить” может звучать и по-другому… Посмотрите по сторонам. Что вы заметили?

(Перед уроком на стенах развешиваю таблички со словами: “КАЛЯКАТЬ”,“БАХОРИТЬ”, “ГУТАРИТЬ”, “БАЯТЬ”)

- Посмотрите, как богат наш русский язык. Это исконно русские слова, но сейчас мы не используем в своей речи. Запишите их.

- Составьте предложение со словом “Говорить”. (Ответы детей)

- А я предлагаю вам пословицу:

Говорить – не устать, было бы что сказать.

Как вы ее понимаете? Давайте запишем эту пословицу.

3. Актуализация знаний.

- О чем мы будем сегодня говорить, вы узнаете, разгадав этот простой ребус.

На доске: . . . . . .

К Р Г О Л Н А Г Т Р О К С Л

-Какое слово получилось? (глагол) Итак, мы оказались на одном из островов Лингвинии-Глаголе. А чтобы наше путешествие было наиболее успеш-ным, давайте свой каждый следующий шаг оценивать + на полях Маршрутного листа. Каждый + это 1 успех. Кто же из вас станет наиболее успешным ?

БЛИЦ-ОПРОС

Глагол…

  1. обозначает…

  2. отвечает…

  3. имеет…

  4. бывают…

  5. изменяются…

  6. в предложении…

- Проверим ваши ответы. Каждый верный ответ- ваш маленький успех.(анализ)

- Давайте вспомним алгоритм наших действий, чтобы определить, какую гласную писать в безударном личном окончании глагола.

1. Ставим ударение.

2. Если окончание безударное, то:

- ставим глагол в… (н.ф.)
- смотрим, какой ….. перед -ть –
- если -и- -ll- спр. (пишу в окончаниях гласную И и -АТ- -ЯТ)
- если НЕ -И- -I- спр. (в оконч. Е и - УТ, - ЮТ)
- обозначаем орфограмму.

(Дети собирают и дополняют алгоритм)

-Проговорите данный алгоритм друг другу.

- Теперь продиктуйте своему соседу по 5 глаголов в настоящем времени. Определите спряжение этих глаголов. (Взаимопроверка)

- Проверив, подарите “Успех” своему соседу за каждый правильно определенный глагол.

4. Введение в тему.

Грамматическая сказка.

Давным-давно, когда нас с вами еще не было на свете, жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

И было у царя 2 сына: l спряжение и ll спряжение. Призвал однажды царь Глагол своих сыновей и говорит им: “Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.” И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они 3 дня и 3 ночи и наконец решили: ll спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на - ить, а 1 спряжение – всеми остальными.

Пришли сыновья к отцу и сказали ему о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении государства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы:

Гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть, а так же брить, стелить. (По ходу на доску выставить карточки со словами). Пришли они к царю с просьбой:

-Милостивый государь, сделай нам исключение.

Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил им остаться в царстве ll спряжения. Но, чтобы не обиделся второй сын, отправил он в 1 спряжение два других глагола.

Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок. Какова же доля истины в этой сказке – давайте проверим на деле.

- Откройте упражнение 260. (Наблюдение над личными окончаниями)

5. Работа над запоминанием глаголов.

-Давайте попробуем жестами “оживить” эти глаголы. (Физминутка)

Повторяйте за мной.

- А теперь покажите по 5 глаголов жестами друг другу. Если ваш сосед по парте правильно вас поймет, то еще один “успех” вам обеспечен.

(Игра “Пойми меня”)

- Чтобы в дальнейшем не допускать ошибок при определении спряжений глаголов, авторы учебника предлагают вам выучить их в виде стихотворения. Я же хочу предложить вам другой вариант забавного стихотворения:

Ко второму же спряжению
Отнесем мы без сомнения,
Все глаголы, что на – ить,
Исключая брить, стелить.
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.

- Выберите то, которое больше понравится, а дома выучите наизусть.

- А теперь давайте проведем предварительный подсчет ваших “успехов”

6. Закрепление материала с творческим характером.

- Я предлагаю вам показать свои способности. Какие вы творческие личности? Быть просто “успешным” и заработать + вы сможете, если составите предложения с глаголами- исключениями. Заработать двойной “успех” - составив рассказ- небылицу, используя данные глаголы. А тройной “успех” гарантирован тем, кто сочинит несколько стихотворных строк, используя в качестве рифмы глаголы-исключения.

(Включить музыку, пока дети работают)

7. Подведение итогов работы. Рефлексия.

Желающие ученики могут зачитать свои творческие работы.

- Как бы вы продолжили предложение: “Сегодня на уроке я…”

- Кто хочет зачитать свое высказывание?

(Ответы детей)

- Вы очень хорошо потрудились. Спасибо. Заканчивая наше путешествие по стране Лингвинии, давайте подведем итог. Насколько успешно вы продвинулись в изучении глаголов на сегодняшнем уроке. Кто набрал 19-20 + , тот самый уверенный путешественник. Отметьте на горе знаний, насколько высоко вы поднялись к вершине.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему "Глаголы - исключения"

Автор: Яшенина Людмила Ивановна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104535

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока русского языка  "Спряжение глаголов""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekturokarusskoghoiazykaspriazhieniieghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "301005"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456834384"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Технологическая карта урока русского языка по теме "Глаголы-исключения""
    ["seo_title"] => string(76) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_po_teme_glagoly_iskliucheniia"
    ["file_id"] => string(6) "552217"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1591025455"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Глаголы-исключения" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-glagholy-iskliuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "130007"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415806556"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы - исключения" "
    ["seo_title"] => string(126) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-pravopisaniie-biezudarnykh-lichnykh-okonchanii-ghlagholov-glagholy-iskliuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "127026"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415261314"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "конспект урока русского языка "Личные формы глагола""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekturokarusskoghoiazykalichnyieformyghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "313896"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459575939"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства