Урок русского языка в 4 классе
по учебнику М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко
«К тайнам нашего языка»
Учитель МАОУ «Курманаевская СОШ»
Сухарева Татьяна Александровна
Тема урока: «Проверяем себя»
Цель: формировать умения применять полученные знания на письме
Задачи:
- образовательные: расширять комплекс языковых и речевых умений в области орфографии, лексики, синтаксиса;
- развивающие: развивать орфографическую зоркость, познавательную активность,
учебную самостоятельность
- воспитательные: воспитывать личную ответственность за свой учебный труд;
прививать внимание к качеству своей устной и письменной речи
Тип урока: комбинированный (с элементами контроля знаний)
Ход урока:
Эмоциональный настрой
- Наш урок русского языка начнём с пожелания друг другу в стихотворной форме, но это пожелание нужно собрать. (СЛАЙД № 1)
день каждый и Пусть час каждый
новое добудет Вам.
добрым Пусть будет у вас ум,
умным будет И сердце.
-Какая будет первая строка? Прочитайте.
- Молодцы!
- А у кого рифма лучше получится?
- Какой будет вторая строка? Прочитайте.
- А теперь прочтите всё пожелание. (ОТКРЫТЬ СЛАЙД № 2)
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть будет добрым ум у вас,
И сердце умным будет.
Актуализация знаний (через проверку д/з)
самопроверка
- Дома вы работали с текстом. Проверяем
- Внимание на слайд! (СЛАЙД № 3)
1. В каком падеже употреблены вписанные тобой слова? (ЧИТАЮ ТОЛЬКО ВОПРОС!)
1) дательном; 2) творительном; 3) винительном
- Денис? Рома?
- Поставьте плюс у кого верно, нет – ставьте минус.
2. К какому жанру относится запись? (СЛАЙД № 4)
1) воспоминание 2) этюд
3) дневниковая запись 4) рассказ
- Таня? Яна? Докажи коротко! Ставьте плюс или минус.
3.Какие буквы пропущены в словах? (СЛАЙД № 5)
1)в, а, с, о 2) г, а, с, о
3) в, а, з, о 4) г, а, з, а
-Почему в слове сжался приставка с? (Приставки з не бывает)
4.Какие слова не являются словосочетанием? (СЛАЙД № 6)
1) они бегали 2) бегали по стенам
3) удивился утром 4) муху огромную
- Почему ОНИ БЕГАЛИ не словосочетание? (Это грамматическая основа предложения)
5. Какое словосочетание выписано из предложения неверно? (СЛАЙД № 7)
Другой быстро поймал бабочку на окне.
1) поймал быстро 2) поймал на окне
3) бабочку на окне
- Почему 3 вариант неверный? (Не связаны по смыслу)
6. Значение какого словосочетания отличается от значения других? (СЛАЙД № 8)
1) бегали по стенам 2) прыгнул на подоконник
3) поймал на окне 4) останавливались иногда
- Назовите значение этого словосочетания (Действие и способ его совершения)
- Назовите значение остальных словосочетаний (Действие и место его совершения)
7. Какое слово не является наречием? (СЛАЙД № 9)
1) другой 2) сегодня
3) иногда 4) быстро
8. В каком словосочетании зависимое слово связано с главным только по смыслу?
(СЛАЙД № 10)
1) поймал быстро 2) муху огромную
3) поймал бабочку 4) поймал на окне
- Почему?
СЛАЙД № 11 (с. 63 учебника)
- Обратите внимание ! ( ЧИТАЮ ТЕКСТ СО СЛАЙДА 11)
У наречий нет ни рода, ни числа, ни падежа, поэтому они подчиняются словам-командирам только по смыслу.
- Кто получил все + ? Поднимите руки.
- Молодцы! Работа была серьёзная!
- У кого ошибки – ничего страшного. Мы учимся.
ПАУЗА
- Какую цель несёт это упражнение? (Чтобы мы повторили знания, проверили себя)
III. Сообщение темы, целеполагание.
- Тема сегодняшнего урока так и называется, прочитайте хором «Проверяем себя».
(СЛАЙД № 13)
- Какую же цель вы поставите перед собой, исходя из темы урока? (НА ДОСКЕ ТАБЛИЧКА - ЦЕЛЬ:)
ВЫВЕШИВАЕТСЯ ТАБЛИЧКА С 1 ЦЕЛЬЮ:
- ПРОВЕРИТЬ СВОИ ЗНАНИЯ
- А зачем нужно проверять свои знания? (Узнать, как мы усвоили материал)
- А зачем знать, как усвоили материал? (Чтобы выяснить, что знаем хорошо, а в чём затрудняемся, что ещё нужно повторить)
- Так какая вторая ваша цель?
- Прочитайте!
ВЫВЕШИВАЕТСЯ 2 ЦЕЛЬ:
- ВЫЯСНИТЬ, В КАКИХ РАЗДЕЛАХ НАУКИ О ЯЗЫКЕ МЫ ЗАТРУДНЯЕМСЯ
- Какие разделы науки о языке вы знаете? (фонетика, лексика, морфология, морфемика, синтаксис)
IV. Проверка знаний, выявление пробелов.
- Проверим знания по разделу «ОРФОГРАФИЯ» (вывешивается на доску)
-Над чем мы будем работать по этому разделу? (работа с орфограммами)
работа с орфограммами (вывешивается на доску)
- Положите листочки перед собой
- Орфограммы у вас разные, но задание одно – найди лишние слова, зачеркни их.
- Работаем!
Карточка № 1
Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Найди и зачеркни лишние слова.
понижение, каникулы, золотой, кольчуга, морковь, принцесса, цирк
Карточка № 2
Мягкий знак для обозначения мягкости согласного.
Найди и зачеркни лишние слова.
рельсы, льют, скульптор, стальной, соловьи, пальто, семья.
Карточка № 3
Непроизносимые согласные.
Найди и зачеркни лишние слова.
шестнадцать, тележка, свистнул, окрестность, бровки, ночной, пастбище
Карточка № 4
Разделительный предупредительный мягкий знак.
Найди и зачеркни лишние слова.
муравьи, певунья, нянька, вьюнок, пальчик, варенье, крыльцо
Карточка № 5
^ ^
Правописание–ек, - ик.
Найди и зачеркни лишние слова.
платочек, мостик, ночник, кузнечик, ученик, звоночек, озорник
Карточка № 6
Непроверяемые безударные гласные и согласные.
Найди и зачеркни лишние слова.
чувство, вестник, извините, библиотека, медлительный, октябрь, мерзлота
Карточка № 7
Проверяемые парные согласные по звонкости и глухости в корне слова.
Найди и зачеркни лишние слова.
Молодёжь, черепашка, ландыши, переписка, голова, экипаж, суббота
Проверка (Слайды)
- Проверяем по слайдам. Ставим +, если слово нашли верно.
1 карточка :
- Почему будут лишними эти слова? (каникулы, морковь, цирк, т.к. они словарные, с непроверяемой безударной гласной)
Карточка № 2 (Чернухин Д., Ульяна, Анжелика), проверяйте!
- А эти лишние слова к какой орфограмме относятся? (соловьи, семья, льют - разделительный предупредительный ь) и т.д.
- А сейчас читайте!
(вывешивается карточка работа над значением слова)
- работа над значением слова
- Какой раздел науки о языке изучает значение слов? (ЛЕКСИКА) (вывешивается на доску)
- Чтобы узнать значение слова экипаж, к какому словарю мы должны обратиться? (к толковому словарю)
- Таня, найди значение этого слова в словаре Сергея Ивановича Ожегова.
- А как вы думаете, что означает это слово? (2 – 3 учащихся )
- Послушаем Таню.
Экипаж – команда корабля, самолета, танка, а также состав специалистов, обслуживающих какой-нибудь движущийся механизм.(СЛАЙД)
- Кто считает, можно ли наш класс назвать экипажем, ведь мы один коллектив, одна команда? Поднимите руки.
- Итак, да или нет?
- Прочитайте значение слова и объясните, почему нет? (Карим)
Экипаж – команда корабля, самолета, танка, а также состав специалистов, обслуживающих какой-нибудь движущийся механизм (СЛАЙД)
-Мы дружный коллектив, команда, но не экипаж!
- Сейчас проверим, хорошо ли вы знаете значения других слов?
- работа в парах
- Послушайте текст Константина Дмитриевича Ушинского. (СЛАЙД № 21 с музык. сопровождением)
Безгранично любя свою Родину,
многие художники стремились воплотить
в своём творчестве её образ.
Россия для них – это берёза у окна,
весёлые ромашки на лесной поляне,
куст душистой сирени в саду,
церквушка над речкой, бескрайние поля,
высокое небо с плывущими по нему,
как белоснежные лебеди, облаками.
К.Д. Ушинский
- Какие чувства возникли у вас, слушая этот текст? (любовь к Родине, гордость, нежность)
Просмотрите текст и скажите, какие слова вам непонятны?
- В первой строчке…., второй,…., третьей… .
Работа по карточкам в парах
- Прочитайте слова 1 столбика (СЛАЙД № 22)
Безгранично
Воплотить
Творчество
Образ
- Второго столбика.
Не имеющий видимых границ, бескрайний, безбрежный.
Выразить в конкретной, реальной форме, осуществить, выполнить.
Деятельность человека, направленная на создание духовных и материальных ценностей.
Вид, облик. В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления.
- Задание в парах. Возьмите жёлтые листочки.
-Соедините стрелками слово и его значение.
- Кто готов? Молодцы!
Проверка по слайду (СЛАЙД № 23)
- Проверяем, рядом ставим +
- У кого все +? Работа была сложной! Молодцы!
- Вашу работу я оценю!
- Итак, мы пополнили свои знания по теме «значения слов»
- Отдохнём. Встали.
V. Динамическая пауза.
«Я иду и ты идёшь!»
Я иду и ты идёшь -
Раз, два, три. (дети шагают на месте)
Я пою и ты поёшь -
Раз, два, три. (хлопают в ладоши)
Мы идём и мы поём -
Раз, два, три. (прыгают на месте)
Очень дружно мы живём -
Раз, два, три! (шагают на месте).
- Сейчас и проверим, дружные вы или нет.
VI. Самостоятельная работа
- Прочитайте над чем сейчас будем работать «РАБОТА НАД ТЕКСТОМ, СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ И ИХ ЗНАЧЕНИЯМИ». (вывешивается табличка)
-Какой раздел изучает предложения и словосочетания? (СИНТАКСИС) (вывешивается табличка)
- Проверим знания по данной теме.
- Обращаемся вновь к тексту К.Д. Ушинского.
- Назовите тип текста (повествование с элементами описания)
- - Назовите тему (этот текст о том, как многие художники изображают в своём творчестве образ Родины)
- работа в группах
- Сели по группам.
1 и 2 группа работает со 2 предложением текста. (СЛАЙД)
- Задание: 1 группа выписывает словосочетания, где и главные слова, и зависимые являются именами существительными.
2 группа выписывает словосочетания, в которых главное слово выражено именем существительным, а зависимое – именем прилагательным.
3 группа –указать значение словосочетаний (пользуйтесь памяткой!)
- Работаем. (раздаю карточки)
- Передайте свои работы, их я проверю сама.
- работа с текстом
- Что хотел сказать автор своим текстом? (хотел показать красоту, мощь родины)
- Назовите идею (любовь к Родине)
- А ты, Ваня, любишь свою Родину? А ты, Карим?
- А вы любите Родину?
- А что для вас означает слово Родина? (место, где я родился, вырос, живу, расту)
- Напишите небольшое сочинение-повествование на тему «Моя родина». (4-5 предложений)
-Покажите через слово свои чувства, свою любовь к месту, где ты родился.
- Запишем тему Моя родина.
(На доске пишу – Моя родина)
- Когда мы говорим о родине, как о месте, где ты родился, тогда слово родина пишем с маленькой буквы.
- Работаем.
- чтение сочинений (2 – 3 учащихся)
- Ребята, как вы думаете, смогли ли дети в своей работе передать чувство любви к Родине?
- Анализ всех сочинений проведём на следующем уроке.
VII. Домашнее задание (СЛАЙД)
- На уроке вы писали сочинение- повествование по теме: «Моя родина». Дома напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит любить свою Родину?»
- Итог работы в группах (анализ)
- Я проверила работу всех групп.
… и …. группы справились с заданием (или допустили ошибки)
Вывод: есть над чем работать!
VIII. Итог урока.
-Подведём итог нашего урока по всем разделам.
Возьмите белые листочки.
- Ответьте на вопросы теста.
- взаимопроверка
- Поменяйтесь листочками и проверьте ответы по слайду.
СЛАЙД № 27
3 - ставьте +
2
1
2
- У кого все +? Молодцы!
IX.Рефлексия
-Вернёмся к целям урока.
- Как вы думаете, вы достигли этих целей?
- Мы проверили свои знания, на следующих уроках будем работать над своими ошибками.
- А сейчас каждый из вас подумает и оценит своё место на сегодняшнем уроке.
- Достаточно ли я активно работал, всё ли у меня получалось.
- Встаньте, кто считает, что он старался работать. Садитесь.
СЛАЙД №
- Помните! Многое зависит лично от каждого из вас. И от тебя, Ваня, и от тебя
Денис.
- Продолжайте тренироваться и вы обязательно увидите плоды собственного труда и терпения.
СЛАЙД № 28
Удачи вам и успехов!
Технологическая карта
урока русского языка в 4 классе
по учебнику М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко
«К тайнам нашего языка»
Учитель МБОУ «Курманаевская СОШ»
Сухарева Татьяна Александровна, вторая категория, пед.стаж – 9 лет
Тема урока: «Проверяем себя»
Цель: формировать умения применять полученные знания на письме
Задачи:
- образовательные: расширять комплекс языковых и речевых умений в области орфографии, лексики, синтаксиса;
- развивающие: развивать орфографическую зоркость, познавательную активность,
учебную самостоятельность
- воспитательные: воспитывать личную ответственность за свой учебный труд;
прививать внимание к качеству своей устной и письменной речи
Тип урока: комбинированный (с элементами контроля знаний)
Этапы урока | Планируемые результаты освоения предмета | Формы обучения | Приёмы обучения | Содержание наблюдения |
Личностные | Метапредмет-ные | Предмет-ные |
Эмоциональ-ный настрой | Формирова-ние познаватель-ного отношения к русскому языку | Познаватель-ные (осуществлять классифика-цию языкового материала) | Обучение словесно-му творчест-ву | Фронталь-ная | Творческая совместная словесная передача информа-ции учащимися друг другу | Произвольное внимание, создание условий, при которых учащиеся самостоятельно творчески организуют фрагмент урока |
Актуали-зация знаний (через проверку д/з) | Готовность оценивать свой учебный труд | Регулятивные (оценивать свои достижения) | Освоение понятий из области орфогра-фии, лексики, синтакси-са | Коллектив-ная | Обмен информац-ей между учителем и детьми | |
Сообщение темы, целеполага-ние | Формирова-ние готовности к сотрудничест-ву | Регулятивные (постановка учебной задачи) | | Коллектив-ная | Частичная передача организа-ции учебного занятия учащимся класса | Создание условий, при которых учащиеся частично самостоятельно организуют фрагмент урока |
Проверка знаний, выявление пробелов | Формирова-ние сознательно-го отношения учащихся к качеству своих знаний по русскому языку | Коммуникатив-ные (вступать в учебное сотрудничество с одноклассника-ми, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимоконт-роль) | Эффектив-но осуществ-лять проверку написан-ного, приме-нять орфогра-фический самоконт-роль и рефлек-сию | Колектив- ная, индивиду-альная работа в парах | Обмен информаци-ей между учителем и детьми | |
Динамичес-кая пауза | | | | Коллектив-ная | | |
Самостоя-тельная работа | Осознание себя как члена общества | Коммуникатив-ные (аргументация своего мнения, учёт разных мнений, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других) | Формиро-вать комплекс языковых и речевых умений | Работа в группах | Организа-ция групповой работы с помощью карточек | Учебное сотрудничество |
Итог урока | | Регулятивные (сохранять учебно-познаватель-ную задачу до конца учебных действий, оценивать результаты решения поставленных задач) | | Самостоя-тельная работа (тесты) | Обмен информа-цией между учителем и детьми | Корректирующая информация со стороны учителя |
Рефлексия | Готовность оценивать свой учебный труд | Регулятивные (оценивать своё продвижение в овладении тем и ли иным знанием и умением по изученным темам) | | Индиви-дуальная | Обмен информа-цией между учителем и детьми | Корректирующая информация со стороны учителя |