Азисова Екатерина Александровна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №10
Тема: Звуки русского языка. Чтение звуковых записей и написание слов значками звуков
Тип урока: Комбинированный
Учебник «К тайнам нашего языка», 1 класс, М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко
УМК «Гармония»
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и групповая
Цель: 1) закрепление умения выделять и характеризовать звуки, произносить слова обозначенные значками звуков, и оформлять звуковые записи слов, тренироваться в разграничении звуков и букв; 2) повторение классификации слов-названий.
Задачи:
ПРЕДМЕТНЫЕ
- учащиеся научатся слышать всю последовательность звуков слова, понимать записи, сделанные условными значками звуков (транскрипцию), делать такие записи в отдельных простых случаях, читать звуковые записи слов и оформлять их («расшифровывать и зашифровывать слова»)
ЛИЧНОСТНЫЕ
-проявлять учебно-познавательный интерес к изучению русского языка, к наблюдению за его устройством;
-формировать положительное отношение к учению, желание изучать предмет «Русский язык»;
-понимать причины успеха в учебной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Универсальные учебные действия:
регулятивные
-принимать и сохранять учебную задачу, выполнять последовательность действий для её решения;
-осуществлять контроль за выполнением действий и их результатом, оценивать правильность выполнения учебных действий;
познавательные
-находить необходимую информацию в учебнике и практически использовать её;
-понимать информацию, представленную в модельном виде, работать с ней, вносить коррективы;
-анализировать, моделировать, сопоставлять, группировать, обобщать.
коммуникативные
-работая в паре, высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра; вырабатывать общую позицию, аргументировать собственную точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;
-соблюдать правила общения.
Демонстрационный материал: презентация, таблицы для уроков русского языка.
Раздаточный материал: карточки для работы в парах, в группах, индивидуальные карточки для рефлексии, зеркала.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Ну-ка проверь, дружок, ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке, ручка, книжка и тетрадка?
Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!
2. Актуализация знаний. Определение темы, целей и задач урока.
Учитель: Сегодня на уроке нас ждёт увлекательное путешествие. Куда именно вы сами скажете мне чуточку позже. Прежде чем отправиться в путь, поиграем в игру «Закончи предложение».
Речь – это…(средство общения между людьми).
Речь бывает…(устная и письменная).
Речь состоит из…(предложений).
Предложение состоит из…(слов).
Слова в письменной речи состоят из …(букв).
Слова в устной речи складываются из … (звуков).
-Назовите тему урока. (звуки русского языка)
Учитель: Мы с вами на прошлом уроке открыли один из секретов нашего языка, и теперь вы знаете, как можно точно показать звуки любого слова: …(нужно обозначить их условными значками и взять всю запись в особые, квадратные, скобки). Сегодня мы будем продолжать учиться «расшифровывать» звуковые записи и записывать слова значками звуков. Но сначала проверим, что вы помните о звуках речи.
3.Быстрый электронный опрос
-Возьмите в руки свои пульты. На обдумывание каждого вопроса у вас 20 секунд.
-Посмотрим на наши результаты.
4.Этапы работы с новым материалом. Вовлечение в игру, работа в группах
Учитель: Мы отправляемся в заочное путешествие в страну, название которой вы можете прочитать на своих билетах. Учитель раздаёт «билеты» (карточки с заданиями). Но сделать это не так просто, а поможет вам простое зеркало.
-Чтобы сесть в вагон, надо заполнить «билет». Это сделать будет проще если вы объедините свои усилия.
Учитель: Проверьте себя по слайду
- А теперь в путь.
5. Самоопределение к деятельности. Подготовка кистей рук к письму. Запись числа.
Физкультминутка для кистей рук, пальчиков. Звучит мелодия «Голубой вагон»
-Вот мы и прибыли в зазеркалье, а встречает нас Чеширский кот. Он будет нас сопровождать. Постойте, он хочет у вас что-то узнать: какое сегодня число?
-Откройте свои тетрадочки и запишите. (списывание с доски)
6. Упражнение в чтении звуковых записей слов и соотнесение звуков с буквами. Повторение классификации слов-названий (с.54 №79)
Учитель: Жители зазеркалья не пользуются буквами, а записывают слова с помощью значков звуков. Интересно, сможете ли вы «расшифровать» слова, которые покажет нам кот? Давайте попробуем.
(На доске записаны столбики «зашифрованных» слов: [нос], [нʼос], [спатʼ], [пʼатʼ], [кʼислыйʼ], [кʼисʼэлʼ], [дʼэтʼи], [прʼанʼик])
-Первое слово, я думаю, вы легко узнаете. (нос) На какой вопрос оно отвечает? (что?) Что называет слово нос? (предмет)
-Прежде чем прочитать второе слово, посмотрите на его звуковую запись и скажите, каким звуком это слово отличается от слова нос? (Отличается первым звуком: в слове нос он твёрдый, а в этом – мягкий.).
-Произнесите сначала первый звук, а потом и всё слово… ([нʼ], нёс). На какой вопрос оно отвечает? (Что делал?). Что называет слово нёс? (действие)
-Перед нами слово нёс, записанное значками звуков. А как оно будет записано буквами? Какая буква гласного звука понадобиться? (Буква ё. Учитель записывает на доске письменными буквами: нёс.)
-По какому правилу письма я написала в слове букву ё? (Для обозначения звука [о] после мягкого согласного звука нужна буква ё) Запишите в тетрадь слово нёс буквами.
-Вернёмся к нашим словам. Произнесите третье слово. (спать) Как показано, что последний звук мягкий? А как вы показали бы это, если записывали слово буквами? На какой вопрос отвечает? (Что делать?) Раз слово отвечает на вопрос что делать, значит обозначает … (действие).
-Прежде чем произносить четвертое слово, скажите, каким в нём должен быть первый звук. (мягким). Произнесите его, а потом и всё слово. ([пʼ], пять). На какой вопрос отвечает слово? (Сколько?) Что оно называет? (количество)
- Давайте обозначим звуки этого слова буквами. Какая понадобится первая буква? ... (составление слова из букв). Следующая? Почему я, а не а?
-Сравните звуковую запись слова и запись буквами. Они одинаковые или разные? (разные) Запишите слово пять буквами.
-Продолжим «расшифровывать» слова. Но сначала надо ещё и ударение расставить! Ведь в этих словах по одному слогу… (кислый, кисель, дети, пряник)
7. Работа над калиграфией
-В слове пряник есть интересное сочетание букв: пр. Рассмотрите его. Чем интересно сочетание этих букв? (Они похожи.) Какие элементы у них одинаковые ? А чем они отличаются?
-Давайте красиво и правильно напишем сочетание этих букв в тетради2 раза. Старайтесь, чтобы все элементы были написаны с одинаковым наклоном.
-А теперь запишем слово пряник полностью. Но сначала обозначьте его слоговыми дугами и найдите «опасные места».
-Запишите слово буквами. Следите за их правильностью и красотой.
-Выполните проверку.
8. Динамическая пауза. Повторение по ленте букв.
-Ой, ребята, посмотрите кого мы встретили с вами. Белого кролика, Шляпника и Алису. Они пьют чай. Балуются. И поют свою забавную песенку. Давайте и мы немного разомнёмся.
9. Упражнение в записи слов значками звуков. Групповая работа (с.85 №80)
Учитель: Шляпник и Алиса каждый день обмениваются записками. А ведь это не так просто, писать используя значки звуков вместо букв.
- Вам нужно записать слова с помощью значков звуков, а чтобы не допустить ошибок, нужно выполнять задание строго по плану. «План работы» Работаем группами.
1 и 2 группа Шарф, мел.
3 и 4 группа Свёкла, клякса.
5 и 6 группа Брюки, тёрка.
-Давайте проверим, что же у вас получилось.
10. Разминка для глаз.
-Ребята, а куда же запропостился Чеширский кот? Он такой проказник, любит появляться в самых неожиданных местах. Следите за ним внимательно.
11. Актуализация знаний. Работа в специальной тетради.(с.14 №81)
-Алиса ещё маленькая девочка, и не всегда правильно произносит звуки. Попробуем догадаться, что за слова она говорит.
-Откройте тетради с печатной основой на с. 81.
-Выполните задание. Исправьте ошибки.
Взаимопроверка.
- Молодцы ребята, Алиса будет стараться говорить слова правильно. Дома спросите у мамы или папы, какие звуки вы не умели выговаривать и в каких словах делали ошибки.
12. Обобщение. Итог урока. Рефлексия. Установка обратной связи.
Учитель: Быстро время пролетело, и идёт к концу урок.
Так давайте без задержки подведём всему итог.
-Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал/а …
Самым интересным для меня было …
-Закончилось наше сегодняшнее путешествие, пришла пора прощаться с Чеширским котом. Оцените свою работу на уроке. Если вы хорошо потрудились на уроке, пусть ваш котик на билете улыбнётся вам. Если что-то не поняли на уроке или не довольны своим трудом - пусть он задумается.
(Ученики дорисовывают изображение.)
Учитель: Поднимите билет, у кого котик улыбнулся.
Мне было с вами интересно. Спасибо за урок!